STREET ART: КАМЕННОЕ РЖАНИЕ

Страны: STREET ART: КАМЕННОЕ РЖАНИЕ

Автор: Игорь АГАФОНОВ
Номер журнала: GM №7(164)/2016

…На девятый день в нижнем Ист-сайде Манхэттена он выпустил лошадей в приборах ночного видения и со стрелковым оружием охотиться за своими извечными хозяевами – людьми. Жертвой арт-атаки стал неудачно припаркованный старый автомобиль, наутро превратившийся в часть инсталляции. Зачем все это?

МИЛЛИОНЕР ИНКОГНИТО
 
Скандальный британец – Бэнкси, о физическом существовании которого в альтернативных арт-кругах англо-саксонского мира долго дискутировали, между тем реально «уделывал Нью-Йорк». Banksy Does NY – это название месячной акции, когда жители города Большого Яблока еже­дневно на своих улицах получали по шедевру от гуру стрит-арта по кличке Бэнкси. Его настоящее имя было «рассекречено» несколько раз: Роберт или Робин Бэнкс, Пол Хорнер из Ливерпуля, Робин Каннингэм из Бристоля, уроженец этого же города и основатель музыкальной группы Massive Attack Роберт 3D Дель Ная... да мало ли кто еще… Разные версии о гениальном уличном художнике-вандале, всегда виртуозно уходящем от полиции, бродят до сих пор. Так кто же в итоге скрывается за раскрученным андеграундным брендом? Удачливый одиночка, группа талантливых злоумышленников, забавные эксперименты спецслужб… Бог весть. Тем временем у Бэнкси официально состоялись три персональные выставки, а цены проданных работ уже давно зашкалили за отметку в миллион долларов, за самую дорогую из них было выложено 1,9 млн. 
 
ВАНДАЛЫ В ЗАКОНЕ
 
Что ж, конечно, можно просто взять баллончик с краской, испортить стену и понести заслуженную административную ответственность. Однако пять лет назад, когда одна из уличных работ Бэнкси в Бристоле была замазана черной краской, оскорбленные земляки знаменитости объявили это актом вандализма. Еще немного, и стрит-арт попадет под охрану закона… Но ведь так случалось со многими жанрами искусства, считающимися сегодня классическими. Достаточно вспомнить, какой обструкции в конце XIX века современники подвергали первые выставки импрессионистов во Франции, прерафаэлитов в Англии или передвижников в России. То же самое, пожалуй, можно будет когда-нибудь сказать и о стрит-арте. И, к слову, уже сегодня существуют целые заповедники для уличных рисовальщиков. Например, в городке Оргозоло на Сардинии нет ни одного дома, свободного от граффити. А заказы муниципалитетов городов на роспись унылых заборов промзон или фасадов домов сегодня – уже мейнстрим. 
 
ОПЕРАТОРЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
 
Однако история граффити, начавшаяся, согласно легенде, в далеком военном 1942-м на заводе в Детройте, все же будет разделена искусствоведами на «до» и «после» Бэнкси. Ведь именно ему, со свойственной культуре его страны предприимчивостью, удалось создать в своем жанре первый планетарный арт-бренд и весьма серьезно монетизировать собственное творчество. У самого демократичного из жанров появился свой классик и законодатель. И, как положено мэтру, он уже обрел массу учеников и последователей… Уличное искусство – плоть от плоти своего времени. Чтобы завладеть вниманием людей в эпоху «клипового восприятия», нужно обязательно быть ярким, броским, эпатажным и аппелировать к глубинам человеческого подсознания, нащупывая там заветные кнопки. И, наверное, совершенно неслучайно адепты стрит-арта так часто обращаются к такому древнейшему архетипу нашего коллективного бессознательного, как лошадь. Кто, как не она, сама по себе является экспрессией в чистом виде? И мы готовы быть загипнотизированными случайным городским видением на серой стене, неожиданно «услышав» среди шума мегаполиса ржание и топот копыт…  Не так ли?