МАЛЕНЬКАЯ ПТИЧКА

Арт галерея: МАЛЕНЬКАЯ ПТИЧКА

Автор: Дарья Соколова
Номер журнала: GM №5(172)/2017

В эпоху Ренессанса (XIV – XVII века) образ лошади в искусстве  – впервые со времен античности – становится необыкновенно популярным. 
Именно тогда многие художники и скульпторы настолько ярко изображают лошадь в своих работах, что при взгляде на них до сих пор захватывает дух.
Одним из таких талантливых живописцев был представитель Раннего Возрождения итальянский художник Паоло Уччелло (1397-1475) . Интересно, что настоящее его имя было Паоло ди Доно, прозвище «уччелло» (итал. uccello – маленькая птичка) он получил за свою любовь к птицам. Ему довелось поработать в Венеции, Падуе и Урбино. Будучи истинным человеком Возрождения, а значит, наделенным многими талантами, Уччелло не ограничивал свою сферу деятельности одним искусством: он также состоял в цехе врачей и аптекарей. 
Уччелло известен своими мозаиками для собора Сан-Марко в Венеции и циклом фресок на ветхозаветные сюжеты в церкви Санта-Мария-Новелла. Последние годы своей жизни Уччелло провел в бедности, практически не работая, с головой уйдя в изучение перспективы, и умер в возрасте 78 лет. 
 
Битва при Сан-Романо
 
Самым известным полотном кисти Уччелло является «Битва при Сан-Романо», написанная около 1438-1440 годов и ставшая одним из прототипов картин европейского батального жанра. Первоначально это был единый фриз общей длиной 9,5 м, повествующий о битве при Сан-Романо 1423 года, результатом которой стала победа Флоренции над Сиеной. Считается, что заказчиком произведения выступила богатая флорентийская семья Бертолини, но со временем полотна перешли в собственность Медичи. Впрочем, некоторые искусствоведы оспаривают этот факт, полагая, что заказчиком был как раз герцог Козимо Медичи, а фриз сразу писался для стен Палаццо Медичи. Как бы там ни было, документы переписи имущества флорентийского политика и поэта Лоренцо Великолепного сообщают нам, что в 1492 году «Битва при Сан-Романо» уже украшала стены одной из комнат дворца. В настоящий момент три части фриза представлены самостоятельными картинами в трех разных музеях Европы: Уффици в Италии, Лондонской национальной галерее и парижском Лувре. Эта серия картин интересна прежде всего экспериментальной работой Уччелло над перспективой: фигуры, составляющие композицию картины, показаны в разных ракурсах и сложных разворотах: например, упавшая в хаосе битвы на спину лошадь или лягающаяся лошадь, показанная сзади. Та детальность и тщательность, с которой выписаны рыцарские доспехи, конная упряжь и сцены охоты на заднем плане выделяют Уччелло на фоне его современников.
 
Битва Святого Георгия с драконом
 
Еще одна выдающаяся работа Паоло Уччелло – «Битва святого Георгия с драконом». Интересно, что существуют две версии этой картины – ранняя, написанная около 1440 года, которая сейчас хранится в парижском музее Жакмар-Андре, и поздняя, появившаяся между 1455 и 1460 годами, которую можно найти в Лондонской национальной 
галерее. Оба полотна иллюстрируют популярный эпизод из жития Святого Георгия, известный как «Чудо Георгия о змие», в котором христианский воин спасает от поселившегося в озере дракона дочь местного императора-идолопоклонника.  В этой работе хорошо заметна сказочность и изысканная декоративность, характерные для многих полотен Уччелло. Стоит отметить также, что на двух версиях картины совершенно разное освещение: в парижской версии сцена залита теплым золотым светом, в лондонской же он, напротив, холодный металлический и создает ощущение тревоги.
 
Ночная охота
 
«Ночная охота», написанная в 1470 году, стала последним творением художника. Сюжет картины знакомит зрителя с популярным в то время развлечением – охотой на оленя. Полотно в очередной раз приковывает внимание зрителя невероятной тройной перспективой, которая, с одной стороны, разрушает целостность пространства, а с другой – через мелкие элементы собирает все внимание в центре полотна. Созданное Уччелло пространство фантастично своими одновременно плоскостью и глубиной.
Современному зрителю работы Паоло Уччелло могут показаться чересчур фантазийными и наивными, а проблемы с пропорциями порой видны невооруженным глазом – так, многие лошади имеют неестественно длинную морду или непропорционально большие передние ноги, часто у них практически отсутствуют шеи. Но благодаря смелой работе художника с пространством, перспективой и цветом изображения людей и лошадей уже совершенно не похожи на плоские картинки из средневековых летописей – они обретают объем и дышат жизнью.  GM
 
Тэги: Учелло