Где начинается Россия

Страны: Где начинается Россия

Автор: Анна БЕКЛЕМИШЕВА
Номер журнала: GM №6(215)2022
Фото: Альбина САГИТОВА

Попасть в этот край мечтают даже те, кто не особо жалует отечественный туризм. Полуостров вулканов и гейзеров, китов и медведей, океана и касаток – ощущение, что природа не пользовалась здесь полутонами, а брала только самые яркие краски.  Чтобы каждый штрих поражал в самое сердце. А как на Камчатке обстоят дела с лошадьми? Этим летом мне посчастливилось узнать об этом не из статей из интернета: в своей компании конных путешествий HorseTrip я наконец-то открыла новое направление и реализовала тур мечты – на Камчатку!

Сезон на Камчатке (такой, чтобы охватить максимум летних активностей и не застрять в снегу – в том числе подняться в горы, покорить вулкан, порассекать на катере по морю и океану) длится недолго – около трех месяцев. Наша группа из 12 человек полетела на полу­остров в конце августа, и в целом мы застали отличную погоду. По плану были радиальные конные выезды, приправленные различными неконными приключениями: от джиппинга к вулканам до морской рыбалки и выхода в океан.
 
Жизнь на вулканах
 
Камчатка – полуостров в северо-восточной части России и всего Евразийского материка, омываемый Охотским и Беринговым морями и Тихим океаном. Полуостров вытянут с севера на юг на 1200 километров, на его территории находится субъект Российской Федерации Камчатский край с административным центром Петропавловском-Камчатским. Чуть больше восьми часов на самолете – и мы в аэропорту города Елизово, встречаем новый день, хотя в Москве бы только ложились спать.
 
Из иллюминатора были видны вулканы – визитная карточка этого края. Камчатка – один из самых крупных вулканических регионов нашей планеты. На территории полуострова находятся около 150 скоплений горячих источников и более 100 тыс. озер. Из более чем 300 камчатских вулканов около 30 – действующие. В 1996 году их включили в Список природного наследия ЮНЕСКО.
 
 
 
 
Конная Камчатка
 
Куда могли направиться конники сразу из аэропорта? Правильно: на конюшню. Завтрак красной икрой и рыбой (на эти продукты здесь цены гораздо разумнее, чем, например, на молочку или на фрукты и овощи), и скорей в седло, на первый конный маршрут! Покорять Камчатку верхом мы отправились с конной базой «Лошадка», расположенной недалеко от города Елизово. В целом конная индустрия на полуострове развита больше в сторону маршрутов на природу, хотя есть несколько маленьких конных клубов, где можно брать уроки верховой езды, заниматься любительской выездкой на начальном уровне, прыгать небольшие высоты. 
 
«Меня очень радует, что местные конники за последние годы начали серьезно подходить к своей подготовке, как физической, так и теоретической – в плане управления и общения с лошадью, – говорит Дарья Позднякова, владелица конной базы и один из наших проводников. – Популяризация любительского спорта растет. Конечно, мы не можем говорить о конном спорте в том виде, какой он на материке: судейство, соревнования, приобретение лошадей специализированных спортивных пород. У нас другая история, поскольку мы оторваны от большой земли».
 
Сама Дарья с лошадьми с юных лет, и постепенно хобби переросло в работу. Мечта создать свою конюшню жила в ее сердце с самого детства и со временем воплотилась в собственной конной базе, которая начиналась с пяти лошадей. Реализация этой идеи удачно совпала с программой «Дальневосточный гектар» – в итоге меньше чем за полгода был выбран и оформлен участок, запущена стройка, так что уже шестой год конюшня стоит на своей земле.
 
Любопытный факт: программа «Дальневосточный гектар» рассчитана на всех россиян – согласно ей каждый гражданин РФ имеет право безвозмездно в упрощенном порядке получить земельный участок в Дальневосточном федеральном округе площадью 1 га для освоения, поселения и предпринимательской деятельности, а через пять лет оформить его в собственность.
 
 
 
По медвежьему следу
 
Среди поголовья лошадей на Камчатке в целом и на конной базе, куда мы приехали, в частности, много помесей – по большей части с тяжеловозами, так что кони это крепкие, крупные, устойчивые. Их главное качество, которое всегда радует в любом походе – надежность и отличная проходимость. Отлично идут по склонам, продираются сквозь деревья, не боятся океана, вертолетов, машин и прочих традиционных лошадиных опасностей. В первый же конный выезд мы прошли мимо свежих медвежьих следов, однако за всю неделю на Камчатке косолапого так и не увидели (пожалуй, это осталось единственным незакрытым гештальтом нашей группы).
 
Местные жители к медведям относятся примерно так же, как москвичи к собакам – на полу­острове их действительно много, особенно в удаленных от больших городов деревнях и селах. Но даже и в окрестностях города Елизово, в котором мы жили, тоже хватает! Это не экзотика, а часть жизни.
 
«Однажды мы возвращались с прогулки с группой всадников, – рассказывает инструктор Валерия – Мы шли по дороге от речки. Она находилась в низинке, по бокам росли сопки, на них – ольшанник – по нему лошадь не пройдет. Так что мы двигались по единственной дороге, пока на самом узком месте входа в лес я не увидела коричневую фигуру. Конь навострил уши, начал фыркать. Всадники остановились, я стала доставать сигнал охотника, который всегда у меня под рукой, а молоденький медведь просто сел посреди дороги, как в каких-нибудь мультиках, и начал с любопытством наблюдать за нами. Кони пофыркали, а потом просто стали есть траву, потеряв к медведю всякий интерес. Пока я накручивала патрон, он встал и вальяжно пошел по тропе обратно в лес».
 
И хотя это была та самая единственная и неповторимая тропа, по которой всадники должны были попасть домой, история закончилась хорошо: вслед уходящему медведю был пущен для профилактики холостой выстрел, путники шли по тропе с максимально громкими песнями, и мишка больше их не навещал.
 
Чтобы быть готовым к таким встречам, маршруты здесь обычно проходят в сопровождении собак и с обязательным наличием у инструкторов сигналов охотника. Это пусковое устройство, предназначенное для подачи сигнала бедствия или привлечения внимания охотников. Снаряды холостые, выдают дым разных цветов. Выстрел сопровождается хлопком, который как раз и используется для отпугивания непрошенных косолапых участников конных туров.
 
 
 
Гости с Кавказа
 
«Чистопородных лошадей на Камчатке можно пересчитать по пальцам – транспортировка очень дорогая и проблематичная, – рассказывает Дарья Позднякова. – В свое время завозили русских тяжеловозов, лет десять назад – фриза и андалуза. И 20 лет назад у нас появились кабардинцы и тяжеловозы. Их внуки даже у меня на конюшне есть. Конечно, в советское время огромными контейнерами на военных самолетах привозили и донских лошадей, и орловских, и тяжеловозов. Более-менее прижились дончаки: до сих пор их корни угадываются в каких-то лошадях. Орловцы очень быстро растворились. Тяжеловозы тоже иногда проглядывают среди своих потомков».
 
Среди прочих лошадей за эти дни мне удалось по­ездить на карачаевской кобыле Гюрзе, история которой заслуживает отдельного внимания. Ее вместе со звездой выставок – карачаевским жеребцом Монархом привезли на Камчатку из расположенного рядом с городом Карачаевском аула Таш-Кепюр. Только представьте, какой путь за почти три недели проделали эти лошади: из Карачаево‑Черкесии до Владивостока они ехали на коневозе, потом – на корабле до порта Петропавловска-Камчатского, затем финальные несколько часов на коневозе до своего нового дома. Сейчас у Гюрзы уже родился жеребенок, так что есть все основания полагать, что карачаевских лошадей и помесей с ними на Камчатке будет становиться все больше.
 
За неделю на Камчатке мы видели вулканы между лошадиных ушей, бродили верхом по камчатским лесам, скакали по черному песку знаменитого тихоокеанского Халактырского пляжа, галопировали наперегонки по покрытым сочной травой полям с видом на «домашние» вулканы (так здесь называют вулканы, окружающие Петропавловск-Камчатский и Елизово: Ааг, Арик, Козельский, Авачинский и Корякский). Все без исключения полюбили икру и рыбу (они здесь свежайшие!), видели лис, зайцев, китов, касаток и сивучей, завтракали на яхте на пути в открытый океан, забирались в пещеры из вулканической лавы. Из-за непогоды нам не удалось подняться на вулкан, из-за ограниченности по времени и бюджету – слетать в знаменитую долину гейзеров. Но это лишь повод вернуться, и никакие тысячи километров и целый день в пути не смогут остановить.
 
Камчатка – это не бюджетный отдых. Но он стоит каждого потраченного рубля: просто невозможно думать о цифрах среди первозданной красоты и мощи природы самой далекой части нашей страны.