Амансио Ортега: Тайна за семью печалями

Эксклюзив: Амансио Ортега: Тайна за семью печалями

Автор: Юлия Серкова
Номер журнала: ЗМ №9(145)2014

С одной стороны, этот человек – фигура публичная:  владелец брендов Zara, Bershka, Oysho, Stradivarius, Uterque, Pull & Bear и Massimo Dutti, один из крупнейших инвесторов в банковский сектор, недвижимость, газовую промышленность и туризм, – Ортега – третий в списке Forbes с капиталом 64 млрд долл. С другой стороны, о жизни предпринимателя известно настолько мало, что возникает вопрос: кто Ортега на самом деле – скромный трудоголик, каким он старается выглядеть, или «волк в овечьей шкуре»?

Нос по ветру

Амансио Ортега Гаона входит в тройку самых богатых людей Земли. В провинциальном уголке Галисии, на северо-западном берегу Испании, 78-летний основатель Inditex Group проводит время в уединении в маленьком городке Ла-Корунья с населением всего 246 тыс. человек. Среди миллионов покупателей, поклонников бренда Zara, сделавших Ортегу неизмеримо богатым, единицы едва ли слышали его имя. Бизнесмен не выступает с публичными заявлениями и упорно отказывается давать интервью. И все же вдалеке от блеска Парижа, Милана и Нью-Йорка Ортега построил свою модную империю, охватившую более восьмидесяти стран мира. Сорок лет назад Ортега отказался от бизнес-модели, которой в течение десятилетий следовали все модные дома Европы, и заменил ее на быструю и жесткую схему товарооборота – спустя десятилетия Zara стала крупнейшей розничной сетью мира. Ортега построил свою империю исходя из двух основных принципов: дайте клиентам то, что они хотят, и будьте быстрее, чем все остальные.

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…

Рассуждая о таком невероятном успехе, невольно возникает вопрос: каким должен быть человек, наживший такое состояние? Самый младший из четырех детей, Ортега родился в городке Бусдонго на севере Испании в 1936 году. Отец будущего бизнесмена был простым железнодорожником, мать работала горничной. Когда Амансио был маленьким мальчиком, его семья переехала в Ла-Корунью: дом Ортеги примыкал прямо к железной дороге и, помимо прочего, служил будкой для работников путей. Скорее всего, Амансио продолжил бы дело отца, если бы не один роковой вечер. Тринадцатилетний мальчик возвращался домой из школы с матерью, они остановились у местного магазина, и Ортега услышал, как его мать умоляла дать им кредит, но ей отказали. Амансио почувствовал себя таким униженным, что решил никогда больше не возвращаться в школу. Ортега нашел работу в качестве помощника продавца у местного работника ателье. Удивительно, но это ателье существует и по сей день и, кажется, застыло во времени: здесь продают все те же клетчатые рубашки, шапки для рыбаков и шерстяные кардиганы, в то время как Амансио стал богатейшим человеком Европы. Нынешний хозяин лавки (сын того самого работника) сокрушается: «Никто больше не приходит сюда за покупками – все только хотят узнать что-нибудь об Амансио».

Ночнушка на миллион

Уже к шестнадцати годам Ортега понял, что можно сделать реальные деньги, давая клиентам именно то, что они хотят, а не скупать все подряд в надежде впоследствии все это продать. Галисия была идеальным местом для свежего стартапа: мужчины работали в море, а их жены скучали дома без работы. Ортега организовал швейные кооперативы, куда с радостью потянулись тысячи женщин. «Условия были, действительно, очень хорошие, – вспоминает одна из работниц. – Мы хорошо знали Амансио. Он был очень близок к рабочим». В 1972 году, в 37 лет, Амансио открыл свою трикотажную фабрику, которая называлась Confecciones GOA (инициалы в обратном порядке). Однако не все было так гладко: поначалу Ортега шил халаты, ночные рубашки и женское белье в гостиной собственного дома вместе со своей первой женой Росалией Мерой. В 1975 году немецкий партнер неожиданно отменил заказ на крупную партию белья, в которую Амансио уже вложил все деньги, и, чтобы спасти бизнес, супруги решили продавать одежду самостоятельно. Ортега открыл свой первый магазин в 1975 году в двух кварталах от ателье, где он когда-то работал, и назвал его Zara (первоначально супруги хотели назвать его «Зорба» в честь их любимого персонажа из фильма «Грек Зорба», но название было занято).

На заре «Зары»

Ортеге потребовалось десять лет, чтобы основать холдинг Inditeх на основе сети магазинов Zara и открыть свой первый международный магазин в Португалии. В 1989 году магазин появился в Нью-Йорке, в 1990 году – в Париже. В 1991 году была запущена сеть Pull and Bear, а Inditex приобрела акции (и позднее выкупила полностью) Massimo Dutti. В 1998 году создается сеть магазинов Bershka, а затем магазины Stradivarius. Позднее появляется торговая марка Oysho (нижнее белье) и создается Фонд «Амансио Ортега» (частная некоммерческая организация, которая направлена на содействие всех видов деятельности в области исследований, образования и науки). Первый магазин Zara в России был открыт в 2003 году. В 2011 году Амансио Ортега оставил пост председателя правления Inditex, но по-прежнему активно участвует в делах компании.

Под личным контролем

Бизнесмен продолжает лично контролировать работу своей корпорации: например, он сам выбирает место для будущих магазинов. Ортега приезжает в другой город, садится в такси и просит водителя привезти его в центр. Там он обходит район, составляет список сдающихся в аренду или продающихся помещений, затем садится в кафе и просто наблюдает за потоком людей. После этого он принимает решение открывать или не открывать магазин в этом районе. Ортега любит находить новые направления лично – для него это как хобби. Чутье предпринимателя настолько тонкое, что в одном месте, практически напротив друг друга, находятся сразу два магазина Zara, и торговля идет полным ходом!

Вкус жизни

Сейчас Ортега живет в Ла-Корунье в пятиэтажном доме с видом на океан. Каждое утро, по словам друзей, он съедает на завтрак яичницу и картофель фри, болтает со знакомыми бизнесменами в клубе Ла-Коруньи, а выходные проводит в загородном доме в обществе кур, коз, лошадей и своих уже взрослых детей. Раз в году Амансио отправляется в поход по Галисии, но много не путешествует – несмотря на наличие собственного самолета, Ортега не очень-то любит передвигаться по воздуху после того, как во время одного перелета двигатель самолета загорелся, и пилоту пришлось произвести вынужденную посадку. В общем, миллиардер ведет абсолютно нормальную, спокойную жизнь и не устает повторять, что он, в сущности, обычный человек. Хотя в последние годы Ортега все же пытается почувствовать вкус жизни и отдохнуть от работы: он проводит время на яхте «Валория» (мать Амансио родилась в городе с таким названием), но не отправляется в далекие круизы. Как правило, он отходит от берега на пару миль и размышляет в одиночестве.

Все по-честному

Как это часто бывает, спутницы миллиардеров, начинавшие с ними «с нуля», сходят с пути на середине дистанции. В 1986 году Ортега разорвал отношения со своей первой женой Розалией и в 2001 году женился на Флоре Перес Маркотe. У бизнесмена трое детей: Сандра, Маркос (родился с тяжелой формой врожденной инвалидности – ДЦП) и Марта от второго брака. Сандра стала самой богатой женщиной Испании, получив долю матери после ее смерти, но не очень-то горит желанием продолжить семейный бизнес. Розалия Мера скончалась в 2013 году от инсульта во время отдыха с дочерью на острове Менорка. В итоге Марта осталась, по сути, главной наследницей империи отца. Однако Ортега вовсе не предложил дочке состояние на «блюдечке с золотой каемочкой» – Марта начинала с того, что раскладывала одежду на полках в магазинах и общалась с клиентами.

Куда приводят мечты

Но главную мечту дочери Амансио просто не мог не исполнить. Несколько лет назад Ортега купил старую, полуразрушенную ферму за 9 млн евро в Финистерре. Он вложил огромные деньги в ее модернизацию и построил современный высококлассный клуб под названием Casas Novas. Примеча­тельно то, что Ортега лично изучил проекты самых известных конноспортивных центров в разных странах мира, и теперь его база считается одной из лучших в Европе. Здесь проходят известные турниры, которые Амансио обязательно посещает, несмотря на весьма скрытный образ жизни. Ортега не просто любит лошадей, но активно спонсирует различные турниры. Например, принадлежащая миллиардеру компания Massimo Dutti очень часто выступает спонсором этапов Global Champions Tour.

Родственная душа

Ортега также известен тем, что не очень любит заводить дружбу с влиятельными персонами. Он сделал исключение только для Хосе Боно, бывшего министра обороны и председателя Конгресса депутатов парламента страны, а также одного из лидеров правящей Испанской Социалистической Рабочей партии (PSOE), и дружба эта завязалась благодаря лошадям. Так же, как и Ортега, Боно построил конюшню для своего сына в окрестностях Толедо (хотя его клубу далеко до базы Амансио). Они могли бы даже породниться, поскольку их дети проявляли интерес друг к другу, и речь даже заходила о помолвке, однако со временем пути молодых людей разошлись.

 

Вместе и навсегда

В феврале 2012 года Марта Ортега вышла замуж за звезду испанского конного спорта Серхио Альвареса Мойю. Церемония прошла в загородном доме, принадлежащем семье невесты в Галисии. На свадьбе Марты и Серхио, которые встречались до этого три года, присутствовало порядка двухсот гостей – в основном это были родственники и близкие друзья. Несмотря на то, что невеста могла позволить себе платье за любые деньги, она предпочла свадебный наряд от нью-йоркского дизайнера кубинского происхождения Нарцисо Родригеса. В 2013 году у пары родился сын, которого назвали в честь деда – Амансио Ортега Альварес. Несмотря на то, что малыш пока не умеет ходить, он уже посетил целый ряд конноспортивных турниров вместе со своими родителями, которых, помимо любви, объединяет еще одна общая страсть – лошади.

К барьеру!

Марта, в отличие от отца, не просто увлекается верховой ездой, а профессионально занимается конкуром. В мире конного спорта она, конечно, не настолько известна, как ее муж Серхио, но принимает участие в достаточно большом количестве турниров от двух до пяти звезд (девушка занимает 784 место в мировом конкурном рейтинге Longines). Основные лошади спортсменки на сегодняшний день – это швейцарский полукровный мерин Серано Фон Хоф и вестфальская кобыла Клевер Герл. Последнее достижение всадницы – тринадцатое место на соревнованиях CSI2* в Лондоне в августе этого года, где она оказалась в одном шаге от призовых!

Так же, как все

Даже сейчас, когда имя Ортеги стоит на первых строчках Forbes, он продолжает утверждать, что та относительная анонимность, которую ему удается поддерживать все эти годы, важнее состояния. Он знает, что его фотографии так или иначе просачиваются в прессу и журналисты охотятся за информацией о нем, однако он придерживается двух основных правил поведения: не выставлять себя напоказ и не посещать общественные мероприятия. Многие богачи, которые находятся в списке Forbes ниже Ортеги, предпочитают передвигаться с эскортом и мелькать на страницах газет и журналов, громко заявляя миру о своем существовании. Однако Ортегу тоже можно увидеть довольно часто одиноко шагающим по улицам Ла-Коруньи, в местном кафе или на футбольном стадионе на матче команды «Депортиво», где владелец миллиардов так же, как все, сидит на трибунах и радостно вскидывает руки вверх, когда любимая команда забивает гол.  ЗМ