Вайегольд: Священное золото Ольденбурга

Знаменитые лошади: Вайегольд: Священное золото Ольденбурга

Автор: к. с-х. н. Марина ПОЛИТОВА
Номер журнала: GM №5(162)/2016

До начала Олимпиады в Рио мы уже считаем дни. В предвкушении большого спортивного праздника мировая конная общественность пристально следит за заявочными списками ведущих сборных. В силу сложившейся ситуации, самая острая спортивная интрига с участием наших спортсменов-конников ожидается в соревнованиях по выездке. И информация, поступающая из стана соперников, сейчас вызывает особый интерес. Хочется отметить, что сбылся прогноз, сделанный нами в июльском номере журнала. Всадница №1 мирового рейтинга по выездке – немка Изабель Верт в олимпийской программе будет выступать на ольденбургской кобыле Вайегольд. Интереснейшие подробности об этой уникальной лошади мы хотим сегодня предложить вашему вниманию.

С начала сезона пара уже не раз перешагнула границу 80% на международных турнирах по выездке. В мировом рейтинге WBFSH на конец апреля 2014 года Вайегольд занимает 4-ю строчку. А в первых числах июня они с Изабель Верт завоевали титул чемпионов Германии по выездке, «наездив» в Большом призе 84,294%. Таких процентов известная всадница не получала даже в лучшие времена с Сачмо. 
 
КАРЬЕВА ВАЙЕГОЛЬД
 
• Чемпионка Ольденбургской элитной выводки кобыл 2008 года.
 
• Чемпионка Ольденбурга в Растеде, 2009.
 
• Бронзовая медаль Бундесчемпионата, 2009. 
 
• Финалистка чемпионата мира для молодых выездковых лошадей в Фердене, 2010.
 
• Победительница Нюрнбергского кубка, 2013.
 
• Победительница Приза Луидора 2014 года (специальный турнир в БП для лошадей в возрасте 8-10 лет).
 
• Многократные победы в международных турнирах Большой приз сезона 2015/16.
 
 
ГЕНЕАЛОГИЯ ЗОЛОТОЙ КОБЫЛЫ
 
В северонемецком герцогстве Ольденбург всегда умели ценить и приумножать свои сокровища. В XVII веке сын объединителя этих земель Дитриха Счастливого – Кристиан основал династию датских королей, одновременно короновавшись правителем Швеции и Норвегии. С тех пор здесь традиционно сохраняются тесные деловые и культурные контакты со странами Северной Европы. Ольденбург на протяжении своей истории славился прекрасными коннозаводческими традициями, поддерживавшимися своими правителями. Первого расцвета местное коневодство достигло в середине XVII века при графе Антоне Гюнтере, который содействовал развитию отрасли тем, что открывал школы, в которых крестьяне обучались правильному содержанию и использованию лошади. Тогда для улучшения поголовья использовались андалузские, неапольские, английские и берберийские жеребцы. Длительное время ольденбурги считались самой константной из пород, а целью селекции было разведение тяжелой кирасирской лошади, пригодной также к работе на пашне и использованию в запряжке. В XIX веке было положено начало этапу консолидирования породы. Уже в 1820 году впервые состоялся первый государственный керунг жеребцов, ставший ежегодным. Вскоре после этого ввели государственное премирование лучших жеребцов и кобыл, а в 1861 году была основана племенная книга. Во второй период работы с породой особенно важным был ввоз нескольких ценных жеребцов, прежде всего чистокровных английских, а также полукровных ганноверских и нормандских. Последним жеребцом «посторонней» породы, очень ограниченно использованным в ольденбургском коневодстве, был рожденный в 1899 году Гласмахер породы французский норман.
 
Но давайте вернемся в со­временный Ольденбург, который после Второй мировой войны стал частью федеральной земли ФРГ – Нижняя Саксония. Речь снова о героине нашей публикации – Вайегольд...
 
Несмотря на кличку, которую можно перевести как Священное золото, эта 11-летняя кобыла выделяется яркой вороной мастью. Впервые об этой лошади заговорили, когда она стала победительницей Ольденбургской элитной выводки кобыл 2008 года в Растеде. 
 
Появление Вайегольд – результат кросса ганноверской линии Детектива и линии чистокровного Сакраменто Сонга. Ее отец  Дон Шуфро принадлежит известной датской конюшне Блю Хорс, где ему установлен прижизненный памятник. Этот жеребец десять раз возглавлял рейтинг производителей ФКС ФРГ. А в десятку мирового рейтинга производителей WBFSH он входит с 2012 года, лишь однажды, в 2015 году, сместившись на 11-ю строчку.  На его счету титулы чемпиона Дании, а также командная бронза Гонконгской Олимпиады-2008, многочисленные победы в этапах Кубка мира. Дон Шуфро – полубрат по отцу для Де Ниро, который несколько лет входит в тройку лучших дрессурных производителей мира. 48 потомков Дон Шуфро выступают в выездке S-уровня.
 
Мать Вайегольд – гнедая Вайефоль – дочь знаменитого Сандро Хита, который также входит в десятку лучших выездковых производителей мира. Кроме Вайегольд, Вайефоль родила еще четырех турнирных лошадей. 
 
А вот прадед Вайегольд с материнской стороны – менее известный жеребец Фигаро – представляет линию Фуриозо, подарившую миру много конкурных лошадей. В потомстве Фигаро было более двух десятков лошадей S-класса – и в выездке, и в конкуре. 
 
ДЕТСКИЕ ГОДЫ
 
Вайегольд родилась 7 июля 2005 года в хозяйстве известных заводчиков Инге и Гюнтера Бастианов, на «селекционном счету» которых есть и лицензированные жеребцы (Блю Хорс Цатчмо – Дания, Донателли I, II, III – Ольденбург), и выдающиеся кобылы, и спортивные лошади высокого уровня. В 2015 году известная конюшня Блю Хорс присудила Бастианам премию лучших заводчиков. Такой чести умудренные опытом специалисты удостоились за целый ряд первоклассных лошадей. К тому же в 2013 году, решив прекратить собственное разведение лошадей, Инге и Гюнтер передали 14 маток именно заводу Блю Хорс, где их используют в племенной работе с датской полукровной породой.  
Но вернемся к Вайегольд. 
 
С 2006 года кобыла принадлежит супругам Кристине и Франку Арнс-Крогманнам. Кристина родилась в семье потомственных заводчиков, однако, собственным разведением они с мужем занялись лишь после покупки конюшни, расположенной неподалеку от ольденбургской штаб-квартиры в Фехте. И первой купленной кобылой стала именно Вайегольд. Инге Бастиан в общем-то не планировала продавать перспективную кобылу, но Кристина проявила настойчивость. «Я обхаживала заводчицу так долго, пока она наконец не сдалась», – вспоминает нынешняя владелица Вайегольд. 
 
До трех лет будущая звезда выездки наслаждалась пастбищами, а потом последовала заездка и подготовка к выставке-выводке. В Растеде ее ждал первый успех – титул чемпионки на Ольденбургской выставке элитных кобыл. Кобыла впечатлила судей своими аллюрами. За рысь ей поставили 9, за галоп 8,5 и 8 за шаг. 
 
ВАЙЕГОЛЬД на элитной выводке 2008 года в Растеде
 
Руководитель племенной работой Ольденбургского союза, доктор Вольфганг Шульце-Шлеппингхоф, тогда отметил, что «Вайегольд воплощает практически идеал верховой лошади: она очень красива и впечатляет движениями на шагу и рыси». 
 
МЕЖДУ ВОСПРОИЗВОДСТВОМ И СПОРТОМ
 
В 2009 году под седлом Киры Вульфердинг состоялся первый турнирный старт нашей героини. А сам сезон увенчался для нее бронзой бундесчемпионата и победой на региональном чемпионате для верховых лошадей. 
 
По идее следующим шагом должно было стать рождение жеребенка, ведь концепция племенной работы Арнс-Крог­маннов предполагает именно такой порядок: сначала испытания или старты в турнирах, чтобы получить сведения о работоспособности кобылы, а потом переход кобылы в матки. Этот принцип Кристина поясняет так: «Ни одна кобыла у меня не попадает в разведение без прохождения как минимум испытаний: мне важно знать, какова она под седлом. Если все идет хорошо, то мы выставляем лошадь на чемпионате союза и, по возможности, на бундесчемпионате. После этого я даю кобылам три года, чтобы проявить себя в разведении. И если они дают не устраивающее меня потомство, я без сожалений продаю их – в спорт или другим заводчикам». 
 
Но для Вайегольд сделали исключение: она демонстрировала столь явный талант, что Кристина, сама некогда выступавшая в выездке, решила вложиться в спортивную карьеру своей матки. При этом она ни в коей мере не поступилась своими племенными принципами. 
Такое возможно? Да! Благодаря современным технологиям воспроизводства, а точнее трансплантации эмбрионов. Решение «идти в спорт» себя оправдало: в 2010 году кобыла стала финалисткой чемпионата мира для молодых лошадей в Фердене и не пропустила также финал Бундесчемпионата.  
 
Спортивная подготовка Вайегольд финансировалась благодаря продаже жеребят, выношенных кобылами-донорами. Удачные подборы, хорошая генетика… С 2012 года Вайегольд поступила в работу известного берейтора Беатрис Бухвальд, и в том же сезоне пара записала в свой актив первые победы в S-выездке. Беатрис Бухвальд, к слову, трудится в конюшне пятикратной олимпийской чемпионки Иза­бель Верт. Знаменитая спорт­сменка впервые выступила на Вайегольд в Ольденбурге на ноябрьском турнире 2014 года, заняв 2-е места в Большом призе и Переездке. 
 
 Однако фрау Верт располагала достаточным количеством спортивных партнеров и поэтому практически весь 2015 год Вайегольд продолжала стартовать под седлом Беатрис Бухвальд. Результаты этой пары не превысили 74,72%, что не помешало им одержать победы на больших турнирах – во Франк­фурте, Ноймюнстере, Ольденбурге и Зальцбурге. 
 
Поворотом в карьере Вайегольд стали травмы основных лошадей Изабель Верт – вестфальской Белла Розы и ганноверского Дона Джонсона. 
С января 2016 Изабель сделала ставку на ольденбургскую кобылу. Так началось их победное шествие: кюр на международном турнире в Амстердаме с результатом 83,450%, этап Кубка мира в Ноймюнстере и турнир CDI5* в Висбадене. Пожизненная сумма выигрыша 11-летней кобылы на данный момент достигла 25 тыс. евро. 
 
Слагаемые успеха просты – сильная всадница и хорошие финансовые условия. Спонсором пары Верт-Вайегольд стала небезызвестная Маделайн Винтер-Шульце: она сумела договориться с Кристиной Арнс-Крогманн и пообещала сохранить вороную кобылу за Изабель.
 
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПОТОМСТВО
 
Пока Вайегольд покоряет вершину за вершиной в спорте, на свет появляются ее дети. Из трех рожденных в первой ставке 2009 года жеребят жеребчик Сир Вайбах от Сира Доннерхалла получил допуск в разведение. Под кличкой Джуел'c Сир Вайбах он в 2012 году был лицензирован в Мюнхен-Риме (южнонемецкие союзы) и сейчас «работает» в бельгийском депо жеребцов Jewel Court Stud. Его полусестра от Цак – Вайцера тоже стартует в выездке. 
 
ДЖУЕЛ'С СИР ВАЙБАХ – сын ВАЙЕГОЛЬД от СИРА ДОННЕРХАЛЛА
 
Маточный состав хозяйства Кристины Арнс-Крогманн пополнили две дочери Вайегольд, рожденные в  2010 году: Вайцине от Фюрст Хайнриха и Вайронсе от Фор Романса. Обе прошли испытания кобыл и удостоились титула St.Pr. Их ровесница и полусестра по матери Квинтина (от Квотербека) успешно стартует в выездке. 
 
В 2012 году на свет появились родные сестра и брат от Тотиласа: Вайе Глюк и Тотал Хоуп. Первая, как и другие кобылы конюшни Арнс-Крогманнов, прошла испытания и заработала титул премированной кобылы и сейчас стартует под англичанином Филли Робертсом. Второй был лицензирован в Швеции. 
 
Будет ли стартовать вороная Вайегольд в Рио – покажет самое ближайшее время. Но на сегодняшний день она уже добилась всего, чего может мечтать владелец племенной матки: самые надежные доказательства высокой работоспособности и отличные жеребята. 
Что и говорить, наследуя славным традициям своих предков, коннозаводчики Ольденбурга сегодня умеют пускать в оборот свое «золото», оставаясь с хорошей прибылью.
 
___________________
 
БЕЗ ОТРЫВА ОТ ВОСПРОИЗВОДСТВА
 
Трансплантация эмбрионов – сравнительно молодой, но уже очень широко используемый во всем мире способ размножения лошадей. Метод широко разрабатывался со второй половины XX века для получения потомства высокопродуктивных племенных животных. Суть технологии заключается в вымывании из матки кобылы-донора 8-дневного эмбриона, обмывании его таким образом, чтобы не осталось среды донора, культивировании в специальном растворе и подсадке в матку заранее подготовленной кобылы-реципиента. Овуляции донора и реципиента должны быть синхронизированы в пределах 24-72, а лучше 0-48 часов. Обе кобылы должны обладать хорошим репродуктивным здоровьем и быть схожими по своему калибру. В среднем процедура трансплантации эмбриона обходится заказчику в 3 тыс. евро.
 
В России эта технология пока обладает лишь научно-исследовательским статусом, в то время как на Западе она поставлена на поток. Европейские ученые хорошо умеют не только извлекать и подсаживать свежие эмбрионы, но и проводить их криоконсервацию и длительное хранение в жидком азоте. Для этого эмбрионы вымывают в возрасте 6,5 суток.
 
На аукционах хорошо идет торговля эмбрионами от известных производителей. Так, например, недавно уникальный эмбрион от знаменитого Хикстеда Эрика Ламаза и полной сестры Куд’Кёр де ла Лож Роже Ив Боста был продан за 34 тыс. евро.
 
Используя пересадку эмбрионов, от одной кобылы-донора за год можно получить 10 и более жеребят. Эта технология позволяет более интенсивно использовать в размножении генотипы выдающихся кобыл, ускорить проверку маток по качеству потомства, в более короткие сроки размножать и совершенствовать популяции лошадей с ограниченным поголовьем. Благодаря трансплантации эмбрионов, для элитных спортивных кобыл высвобождается масса времени, которое можно посвящать соревнованиям. Таким образом, по сути, племенная кобыла имеет прекрасную возможность выступать без отрыва от воспроизводства.
 
К. с-х. н. Дмитрий Лазарев