Известные люди: Петерсен Олаф . «Композитор» конкура

Автор: В. Смирнова, Е. Янчевская
Номер журнала: №5 (55) 2006

Начиная с 1973 года он создал около 20 тысяч маршрутов, составлял и по-прежнему составляет паркуры на всех континентах. Дважды был курс-дизайнером на Олимпийских Играх (в 1988 г. в Сеуле и в 2004 г. в Афинах) и два раза назначался в состав технической делегации Олимпиад (в 1996 г. в Атланте и в 2008 г. в Пекине).
 

Его «перу» принадлежат маршруты Всемирных конных игр 1990 года в Стокгольме, пяти финалов Кубка мира, пяти Чемпионатов Европы. Он придумал испытания для 88-и Национальных Кубков, 145-и этапов Кубка Мира...
Список турниров можно продолжать до бесконечности...Ездить верхом Олаф Петерсен начал отнюдь не по собственному желанию. Любимым занятием мальчика было чтение книг, поглощая которые он погружался в другой мир, мир приключений. В школу верховой езды в Мюнстере, где жила семья Петерсенов, Олафа привела мама, считавшая, что ее сын должен заниматься спортом на уровне выше, чем гандбол в школе. Кроме того, отдав сына в конный спорт, она словно реализовала свою детскую мечту – ездить на лошадях, развиться которой помешали ее родители.
«Я категорически не хотел оставлять книги и идти к лошадям, – вспоминает Олаф Петерсен. – Однако после первого же занятия у меня появилась болезнь, намного сильнее, нежели мои приключенческие книги. Таким образом, давняя, так и не осуществившаяся мечта матери превратилась в дело всей моей жизни. Если бы не мама, которая была очень энергичной личностью, так сказать, мощным двигателем в нашей семье, моя жизнь протекла бы совсем по-иному. И я бесконечно благодарен ей за мощный толчок к этому пути, сделанный когда-то против моей воли… В прошлом году она умерла в возрасте 93 лет...»

 

Начало начал
В 60-х годах Олаф Петерсен трижды был членом сборной Германии, выиграл командные соревнования в Голландии, на равных конкурировал с Олимпийским чемпионом Альвином Шоккемюлле и с чемпионом мира Гартвигом Штэнкеном… В 1968 году Петерсен стал чемпионом графства Вестфален в Германии. Однако в одном из своих интервью он заметил, что был «посредственным конкуристом».
«Я никогда не был спортсменом высшего класса, я всегда был средне одаренным любителем. Достижение, которым я горжусь – это когда несколько лет назад я, в возрасте 58 лет, выиграл в классе 140 см у 20-30-летних всадников. Правда, это случилось исключительно потому, что у меня был конь, который желал поскорее отделаться от старичка наверху! Поэтому он показал такую резвость», – со свойственным ему чувством юмора делится Олаф Петерсен.
ЗМ: Вы помните первый маршрут, созданный Вами?
О.П.: Я начал с мелких местных соревнований в своем клубе в 1973 году. Это было поле 20х40 м. Курс-дизайнеры обычно ставили препятствия по стенке и по диагонали. Я сделал наоборот: разгрузил внешнюю линию для свободного галопа и поместил препятствия преимущественно в центре этого маленького поля. Всадникам пришлись по вкусу новшества их экс-коллеги. И очень скоро стали поступать приглашения со всей Германии.
ЗМ: Какие фундаментальные принципы построения маршрутов Вы усвоили прежде всего вначале своей карьеры?
О.П.: Когда я выступал, нам приходилось преодолевать большие, массивные препятствия с кустарниками. Я убрал все кустарники, чтобы препятствия выглядели более воздушными, легкими. Раньше лошадям приходилось прыгать со слишком большим запасом, так как они попросту боялись препятствий – теперь же всаднику нужно гораздо более точно подходить к правильной точке отрыва. Затем я работал над расстояниями между препятствиями, что было делом невостребованным в то время. Я задался целью вынудить всадника работать над прибавками и сокращениями. Недостаточно просто иметь лошадь с хорошими прыжковыми качествами. Выездковая работа дома и больше контроля – вот что я требовал.

От кабинета до поля
ЗМ: С чего начинается работа над маршрутом?
О.П.: Первый шаг – мой кабинет дома. Каждая арена имеет собственную, особую форму. Большинство арен находятся в моем компьютере. Мы создали специальную программу для курс-дизайнеров, с помощью которой возможно смоделировать линии проезда, вертикали, комбинации, составить норму времени с учетом всех возможных изменений на маршруте. Подобная работа в кабинете – теория. Иногда можно сидеть очень долго, уставившись на экран компьютера, и ни одна идея не приходит в голову. А бывают дни, когда мысли просто осеняют. Думаю, такое бывает с композиторами или писателями.
Второй шаг – подход к вопросу с практической точки. Это включает в себя выбор материалов для изготовления препятствий, расстояние в связках, а также длину всего маршрута. Все это зависит от погодных условий и от состояния грунта.
ЗМ: Вы испытываете чувство вины при несчастных случаях на маршруте?
О.П.: Да, потому что первое, чему учат курс-дизайнера – избегать несчастных случаев, составлять маршрут с учетом безопасности. Но не все несчастные случаи происходят по вине составителей. Ошибки всадника или просто невезение – все это также приводит к травмам.
ЗМ: Мешает ли Вам международная слава лучшего курс-дизайнера? Так ли это легко оправдать всеобщие ожидания и сохранить авторитет и славу?
О.П.: Конечно, я был очень горд, когда в 2005 году меня назвали лучшим курс-дизайнером во всем мире, но также это достаточно тяжелая ноша. Я прекрасно понимаю, что не смогу каждый раз оправдывать всеобщие ожидания. К тому же, из-за популярности мой ежедневник расписан датами предстоящих турниров. А в прошлом году я обнаружил, что пробыл за границей 40 недель (в году их 52). Тогда я решил сократить свою деятельность. У меня маленькая дочь, ей 6 лет, поэтому я чувствую, что должен быть больше времени дома. Чтобы урезать количество турниров, я отказался от составления маршрутов в Германии, ведь здесь у нас множество отличных курс-дизайнеров. Таким образом, сейчас я работаю исключительно за границей.
Роль спортивного Чиновника
ЗМ: Вы были Председателем Комитета по конкуру ФЕИ и Председателем Комитета Кубка мира, членом Комитета Кубка наций, членом Бюро ФЕИ. Как Вам удавалось совмещать работу в ФЕИ с практикой курс-дизайнера? И что оказалось самым сложным на посту в ФЕИ?
О.П.: Мой нормальный рабочий день составлял тогда 18 часов. А самым сложным, пожалуй, стала реформа Кубка наций. Раньше это было главное спортивное событие сезона, самое уважаемое, подобно отборочному матчу в футболе. Для каждого всадника было честью представлять свою страну в команде. Но в 80-90-е гг. престиж начал падать. На собраниях и конференциях в течение многих лет обсуждались пути и возможности возвращения былого статуса Кубку наций. С вводом Национального Кубка Супер Лиги с 8-ю лучшими командами в мире, наконец, была создана новая, очень удачная система. Особенно интересно стало с введением «системы навылет», когда по итогам сезона одна из команд либо покидает Супер Лигу, либо входит в нее.
ЗМ: Что нового Вы сделали во время своей деятельности в Федерации?
О.П.: Я всегда считал, что система штрафа 3  балла за неповиновение и 4 балла за повал немного не сбалансирована. Неповиновение в той же степени плохо, как и повал, если не хуже. Мне удалось убедить Комитет по Конкуру, а в конечном счете, и Генеральную Ассамблею ФЕИ в необходимости введения штрафа в 4 балла за неповиновение на маршруте. И считаю, что это нововведение оправдано.

Школа курс-дизайна
ЗМ: В Аахене в 2004 году Вы говорили о планах по созданию школы для курс-дизайнеров...
О.П.: Существуют 3 соучредителя «Аахенской школы курс-дизайнеров» (АШКД) – Арно Гего (Германия), Леопольдо Палациос (Венесуэла) и я. Основание школы началось с симпозиума в 2004 году, где было представлено 25 наций. В 2005 году мы предложили первый интенсивный курс, занимающий около 10 дней. Его прошли уже в 29 странах.
ЗМ: Расскажите о Вашей школе курс-дизайнеров подробнее...
О.П.: Для примера, дизайнеры поля для гольфа имеют возможность получить университетский диплом. Сама идея создания АШКД заключается в том, чтобы в один прекрасный день ее выпускники также могли получить университетский диплом. Теперь мы официально признаны как фонд, и я подчеркиваю, фонд НЕ нацелен на прибыль. Разумеется, в школе преподается интенсивный курс составления маршрутов в теории и практике, где лекторами являются очень известные во всем мире курс-дизайнеры. Но мы хотели бы предложить гораздо больше, нежели просто курс-дизайн. В школе также будет изучаться ландшафтная архитектура, дизайн препятствий, маркетинг, организация соревнований и шоу и т.д. В ноябре 2006 года стартует 7-дневный интенсивный курс. К слову, АШКД будет не только в Аахене. В будущем мы планируем передвинуться в Северную и Южную Америку, а также на Восток и в Азию.
ЗМ: Вы когда-нибудь хотели бросить конкур и курс-дизайн и заняться чем-то еще или просто отдыхать?
О.П.: В этом отношении я не нуждаюсь в отдыхе, мне нравится то, что я делаю. Чувствую, что создание новых препятствий, составление новых маршрутов, педагогика, путешествия и встречи с интересными людьми по всему миру держат меня в оптимальной форме. Кстати, Пикассо создавал свои лучшие творения в возрасте 90 лет.   
ЗМ: Была ли альтернатива выбора другой профессии?
О.П.: После окончания школы я хотел быть журналистом. Однако спустя несколько месяцев стал бизнесменом: на протяжении 40 лет я владел компанией по производству конвертов для многих стран Европы. 8 лет назад я продал эту компанию и в качестве хобби создал новую Olaf Petersen Horse Equipment, которая занимается экспортом в 55 стран мира, включая Россию, Китай и США.

Жизнь вне работы
ЗМ: Как часто у Вас бывает отпуск и как Вы любите его проводить?
О.П.: Со времени моей второй женитьбы (7 лет назад) с женой мы дважды съездили на несколько дней в Африку, на сафари. В этом году провели 4 дня на пляже в Малайзии. Вообще, я не люблю отпуск, потому что в рамках своей профессии я и так бываю во всех уголках мира. Но когда моя дочь Луиза станет чуть старше, мне хотелось бы показать ей животный мир Африки, поехать всей семьей на сафари в Ботсвану и Танзанию.
ЗМ: Есть ли у Вас собственные лошади и другие домашние любимцы?
О.П.: Да, у меня всегда была лошадь, и сейчас есть 8-летний серый голштинец Калимеро, который стоит в моей конюшне. Когда я дома, каждый день езжу на нем. Еще у нас есть щенок по имени Бэнни. Как и большинство дворняг, он умный и умеет угадывать мое настроение.
ЗМ: Есть ли у Вас хобби?
О.П.: Я пробовал заниматься гольфом, но это отнимает слишком много времени. По-прежнему мое хобби – верховая езда. Также люблю читать, большей частью историческую литературу.
ЗМ: Какие марки автомобилей предпочитаете?
О.П.: В этом отношении я истинный немец. Сейчас у меня «Мерседес», перед этим был БМВ.
ЗМ: Ваш любимый напиток и блюдо? Какой национальной кухне отдаете предпочтение?
О.П.: Люблю белое вино, и если оно действительно хорошее, могу выпить больше одной бутылки. Часто обращаюсь к американской кухне в поисках американского стэйка. Также предпочитаю итальянскую кухню в сочетании с хорошим белым вином... и прекрасной незнакомкой…

Сегодня ему 68... Он весел и полон энергии, готов создавать интересные маршруты, придумывать что-то оригинальное, внедрять новые технологии… Он неоднократно объехал весь мир и не устает делать этого снова и снова. Он интереснейший человек, более чем талантливый в своей профессии. Он лучший курс-дизайнер во всем мире. Он – Олаф Петерсен, не требующий представления!