Таманов А.Г.: Пионер советского конного спорта

Известные люди: Таманов А.Г.: Пионер советского конного спорта

Автор: Анна ИЛЬЯСОВА
Номер журнала: ЗМ №1(114)2012
Фото: из архива семьи А.Г.ТАМАНОВА

 Каждый год открывает публике новых чемпионов: сегодня на слуху имена блестящих спортсменов современности, все еще звучат фамилии олимпийцев минувших лет, но мало кто знает тех, кто стоял у самых истоков российского конного спорта

19октября 2011 го- да исполнилось 100 лет со дня рождения пионера советского конного спорта и современного пятиборья, cудьи республиканской категории, многократного чемпиона СССР по конкуру и троеборью, заслуженного тренера РСФСР, участника Великой Отечественной войны Александра Григорьевича Таманова (19.10.1911 – 08.04.1983).

Защитник и наставник

В первой половине ХХ века каждый человек знал лошадей не понаслышке, ведь они были основным средством передвижения и главной рабочей силой. Александр Григорьевич Таманов начал учиться верховой езде в 1923 году в школе ОСМ КС имени Н.И.Подвойского, как и большинство конников того времени с 12 лет (именно с этого возраста разрешалось начинать занятия). Уже к 1933 году он получил первый спортивный разряд, а в 1947 году – звание мастера спорта.

В 1937 году Таманов организовал конноспортивную школу при добровольном спортивном обществе (ДСО) «Пищевик», воспитанники которой тренировались под его чутким руководством вплоть до 1969 года. Это плодотворное сотрудничество  было внезапно прервано началом Великой Отечественной войны. В нелегкие годы боевых действий коллектив школы вместе с лошадьми пополнил состав 1-го особого кавалерийского полка. После победы Таманов вернулся в КСШ ДСО «Пищевик» (с 1957 года «Труд») на должность тренера школы. Здесь он с еще большей отдачей принялся за воспитание юных спортсменов и подготовку многоборных лошадей.

Фиделио

По чудесному стечению обстоятельств в 1945 году в руки к Таманову попал двухлетний Фиделио. И эта встреча стала судьбоносной. По прибытии из Германии в Москву Фиделио был настолько истощен, что не мог стоять на ногах, а на мясокомбинат его не увезли по банальной причине – не было транспорта. С большим трудом, помогая лошади переставлять ноги, поддерживая животное веревками, толкая сзади, Фиделио удалось довести до дровяного сарая «Пищевика» (в конюшню не пустил ветврач). Много времени понадобилось на его восстановление: Фиделио вскоре мог есть не только «болтушку» из бутылки, но и кашу и овес, прооперированная холка начала заживать, а проводки в руках сменились работой на корде. Уже через год Фиделио мог работать под легким всадником и, будто в благодарность за чудесное спасение, стал показывать хорошие спортивные результаты. Начав с конкура под седлом ученицы Таманова – Нины Громовой, Фиделио принес ей победу в чемпионате Москвы по троеборью, а через год помог заполучить звание чемпиона СССР Юрию Андрееву, развив феноменальную резвость в кроссе. Однако фортуна не вечна – победа в стипль-чезе стоила Фиделио повреждения связки путового сустава, что многие сочли концом его триумфальной карьеры. И вновь его спасение пришло от Таманова. Александр Григорьевич вложил много сил и терпения в эту лошадь, и Фиделио вновь «отблагодарил» своего спасителя победами и разрядами, которые принес конкуристкам-ученицам Таманова. Вплоть до 19 лет Фиделио выступал на союзных и международных стартах, после чего был передан Кировскому к/з как производитель.

Вена

Рыжая мекленбургская Вена тоже была трофеем, вывезенным из Германии. Очень крупная для 4-летнего возраста, Вена была передана А.Г.Таманову для подготовки ее к троеборью. Опытным взглядом Таманов сразу заметил, что кобыла «бережет» себя на прыжковых и резвых тренировках. Предположение о жеребости было отметено начальством – ведь кобылу осматривали ветеринары! Ничего не поделаешь (ведь лошадь могли и отобрать под другого всадника!) – строго дозируя нагрузки, Таманов продолжил тренинг Вены. Опасения Александра Григорьевича оказались ненапрасными, – рыжая Вена благополучно ожеребилась за месяц до старта. Но снять ее с участия не было дозволено начальством, и Таманову пришлось прибегать к хитрости, чтобы сохранять внимание кобылы: во время манежной езды и конкура жеребенка держали у входа в манеж, на виду у беспокойной Вены. На кроссе маленькую Весту (так назвали малышку) не могли отпустить с матерью – она призывно звала Вену с линии финиша, а кобыла отвечала, ровно идя по маршруту. Наконец, финиш! – и встреча двух любящих существ! В результате Вена заняла 2-е место на всесоюзных соревнованиях 1946 года, а соперники потом шутили, что «Таманов не мог не выиграть, ведь ехал на двух лошадях!» Hа следующий год Вена выиграла чемпионат для молодых спортивных лошадей, а после 1948 года, когда ее по приказу Василия Сталина забрали у Александра Григорьевича, успешно выступала в соревнованиях по выездке.

Тимирязевская академия

Одним из главных детищ А.Г.Таманова стала конноспортивная секция сельскохозяйственной Академии им. К.А.Тимирязева, куда с 1969 года он перешел работать тренером-преподавателем кафедры коневодства. Именно стараниями Александра Григорьевича академия обзавелась просторным крытым манежем, а расширение конюшен превратило базу в площадку, способную принять в своих стенах престижные чемпионаты и турниры. На базе небольшой секции А.Г.Таманов в кратчайшие сроки создал сильную команду, занимавшую высокие места на московских, областных, республиканских и всесоюзных соревнованиях. Пятеро его студентов – Леонид Витчак, Владимир Демин, Александр Сафонов, Ольга Таманова и Виктор Цуцков выросли в мастеров спорта СССР и были включены в сборную России, а четверо его воспитанников (Таманова, Сафонов, Демин, Федотов) вошли в сборную СССР. За период с 1969 по 1974 год Тамановым было подготовлено 6 мастеров спорта СССР и более 25 кандидатов в мастера спорта и перворазрядников.

Куда уходят герои?

Последним стартом Александра Григорьевича был конкур ветеранов 19 февраля 1983 года, за полтора месяца до кончины, в возрасте 72 лет. Наверное, прожив столь яркую и насыщенную победами (как своими, так и своих учеников) жизнь, он не мог уйти по-другому. Он всегда был лидером и ушел победителем. Именно таким его запомнили друзья, коллеги и воспитанники.