Известные люди: Витагес Мариэтт . Ответы мастера

Мариетт Витагес в прошлом – успешная спортсменка международного уровня. Ныне – судья Олимпийских Игр, член Международного клуба судей по выездке, организатор турниров  CDI Schoten и Тhe Castles Classic Cup, президент судейской коллегии на Всемирных конных играх 1998 года.

Ее цель: прозрачность судейства в выездке.

Ее принцип: мгновенный анализ элементов и их переработка в  объективные цифры. 

Ее кредо: постоянное самосовершенствование.

Сегодня Мариетт Витагес отвечает на вопросы читателей ЗМ.    

"Вы многое сделали для утверждения КЮРа как самостоятельной дисциплины. Главное достоинство КЮРа в том, что он более зрелищен и делает выездку более привлекательной для обычного зрителя? Или при подготовке к КЮРу у лошади вырабатываются какие-то определенные навыки, которые невозможно выработать при подготовке к обязательной программе?"
Елена ПетревскаЯ, г.Москва

- Действительно, когда мы добились включения КЮРа в программу Кубка Мира, затем Чемпионатов Европы и, наконец, Олимпийских Игр, выездка стала пользоваться большей популярностью у зрителей. Музыка помогает людям, которые не являются специалистами, лучше оценить и понять этот вид конного спорта. Кроме того, в рамках КЮРа, когда каждый всадник составляет собственную программу, он имеет возможность продемонстрировать свои сильные стороны и немного скрыть свои недостатки. Но при этом КЮР остается для меня классической дисциплиной, а не набором цирковых номеров.

"Должны ли обладать какой-то дополнительной подготовкой судьи, работающие на детских соревнованиях? Или их работа ничем не отличается от работы на «взрослых» соревнованиях?"
Лилия Рахимова, г.Казань

Он выполняют ту же работу. Конечно, на детских соревнованиях судьи могут быть немного более снисходительными, но мне кажется более важным, чтобы судейство помогало ребятам развиваться в нужном направлении. Тем не менее, комментарии, которые вы пишете в протоколе, должны быть понятны детям и более дружелюбны. Я считаю, что даже если ребенок выступил не очень удачно, нельзя убивать в нем желание выступать дальше, выставляя очень низкие оценки.

"Судьи все разные. Кто-то более снисходителен, кто-то более строг. В России спортсмены часто планируют свой КЮР так, чтобы не выполнять сложные элементы напротив строгих судей. В этой связи вопрос – существует ли у судей традиция обсуждать между собой выступления спортсменов после соревнований?"
Игорь Мартынюк, г.Новосибирск

Конечно, мы обсуждаем оценки по окончании соревнований. Бывают случаи, что разница между высшим и низшим баллом составляет 5%. Мы анализируем видеозапись, чтобы обсудить, кто что увидел. Конечно, оценки по результатам этих обсуждений не меняются. Но это очень полезная практика, которая позволяет судейству быть более объективным.

"Как вы считаете, настоящий судья должен уметь судить все виды конного спорта или же наоборот, нужна жесткая специализация?"
Регина Тагирова, г.Уфа

Я считаю, что в начале карьеры судья должен узнать как можно больше обо всех дисциплинах. Затем, по истечении какого-то времени, нужно выбирать специализацию. Изучить как следует одну дисциплину – это тяжелый труд.

"Когда вы судите выездку, какие критерии являются для вас определяющими? Представим, например, ситуацию, когда перед вами лошадь, подготовленная высококлассным спортсменом, на которой он до этого много и успешно выступал. Теперь же мы видим ее под молодым всадником, который ей не помогает, а скорее мешает. Лошадь хорошо знает свое дело, и формально схема выполнена хорошо. Какие оценки вы поставите в этом случае?"
Полина Петранкова, г.Нижний Новогород

Прошлое лошади меня не касается. Моя работа – оценивать то, что я вижу. Мне трудно сказать, какие оценки я выставлю, поскольку мне нужно видеть это вживую.

"В России существует поговорка «10 лет работаешь на судей, а потом всю жизнь судьи на тебя». Верна ли она в Европе?"
Виктор Мичкин, г.Абакан

«Я даже не понимаю, что вы имеете в виду!» – искренне воскликнула Мариетт. Но тут в разговор вступил сидевший рядом Ян Бемельманс – знаменитый тренер по выездке: «Я понимаю, что вы имеете в виду!» – сказал он и ответил на вопрос. Одно из главных достижений Мариетт и ее единомышленников, по его мнению, как раз состоит в том, что судейство стало более прозрачным и открытым. Когда он начинал свою спортивную карьеру, ситуация действительно соответствовала описанной, и у него ушло много времени, чтобы занять свою нишу. Но сейчас все очень изменилось.

"Как часто меняется схема езд, и почему выбран именно такой промежуток времени? Кто меняет схему и кто ее утверждает?"
Ирина ГордиевскаЯ, Московская обл.

Это зависит от схемы. Например, я даже помню, сколько лет существует схема Малого приза. Это очень красивая, ясная схема. Я думаю, после Олимпийских Игр в Пекине мы пересмотрим все схемы, некоторые заменим, но не все. Менять схемы – это наша работа. Я имею в виду Комитет по выездке FEI. У нас есть рабочая группа, куда входят тренеры и спортсмены, которые выдвигают свои предложения. Но окончательное решение – за комитетом.

"Классика во все времена остается классикой, но всегда существуют определенные тенденции. Был период, когда в выездке обращали большое внимание на высокий перед (каретный ход). А какие тенденции сейчас?"
Марина Афонова, г.Москва

Тенденции всегда есть. Обычно они заключаются в подражании какому-нибудь успешному спортсмену. Например, в Нидерландах все девушки стараются ездить на манер Анке ван Грунсвен, выбирают амуницию и одежду, похожие на ее… В этом нет ничего плохого, но это совершенно не касается судей.

"Сейчас всадники почти бесправны. Во-первых, апелляция стоит денег, а во-вторых, ее могут отклонить не рассматривая и без объяснения причин. Почему сложилась такая ситуация и будут ли в ближайшее время какие-то изменения по данному вопросу?"
Алиса Дмитриева, г.Санкт-Петербург

Я не согласна с вашим утверждением. У всадников есть права. Если всадник с чем-то не согласен, он может обратиться в апелляционный комитет. Если я с чем-то не согласна, я тоже обращусь в апелляционный комитет. Так что у нас одинаковые права. ЗМ

ВОПРОС-ПОБЕДИТЕЛЬ

КЮР дает дополнительные возможности для раскрытия способностей лошади. Давно мечтаю включить в свой КЮР сложные связки, но опасаюсь, что не смогу их выполнить чисто, и меня «накажут» за излишнюю смелость. А как вы поступаете в ситуации, когда видите, что всадник выполняет очень сложный элемент, но делает его не совсем чисто. Вы относитесь к нему снисходительно или наоборот, более строго, чтобы в следующий раз было не повадно делать то, чего не умеешь?
Мария ЧинскаЯ, г.Барнаул

Искусство выездки – это прежде всего искусство контроля и гармонии, неважно, идет ли речь о езде по схеме или КЮРе.  Во время выступления я хочу видеть гармонию между лошадью и всадником. Поэтому, прежде чем включить в КЮР сложную связку, на вашем месте я бы задумалась, а не разрушит ли это гармонию? Ведь сбой в технической части ухудшит общее впечатление и понизит оценку за артистизм.