Известные люди: Гусева Екатерина: Искусство требует ... в седло

В благополучной московской семье драма. Сын женится на своенравной женщине, которая еще и старше него. Та не ладит со свекром и, особенно, со свекровью, а после вступает с ними в открытый конфликт. События необратимо движутся к трагической развязке. Не пугайтесь, дорогие читатели, «Золотой Мустанг» не переквалифицировался на свежие сплетни. Речь идёт о новом фильме Константина Худякова «Жена», для участия в котором актрисе Екатерине Гусевой пришлось освоить искусство верховой езды и премудрости ухода за лошадью. Ведь её героиня – инструктор по конному спорту. 

 Екатерина Гусева – не просто одна из самых известных российских актрис. Она – поистине народная любимица, и сейчас даже трудно себе представить, что Екатерина могла выбрать для себя другой путь, кроме служения сцене и экрану. Тем не менее, она собиралась поступать в биотехнологический институт... Но судьбу не обманешь. После школьного выпускного «капустника», где у Екатерины было сразу несколько ролей, к ней подошла ассистентка Евгения Рубеновича Симонова и предложила поступать в высшее театральное училище имени Б.В.Щукина. За несколько дней Екатерина выучила необходимый «минимум», отправилась на экзамен и с легкостью поступила.

Спать некогда...

    Актерская карьера Гусевой стремительно набирает  обороты. До 2001 года Екатерина работает в «Театре у Никитских ворот», а с 2003 года она актриса «Театра Моссовета». Поистине всенародную любовь приносит ей роль в сериале «Бригада». Важной вехой становится участие в первом русском мюзикле «Норд-Ост», и в 2003 году Екатерина оказывается первой (и пока единственной) актрисой из России, приглашенной на фестиваль мюзиклов в Норвегии «Big Musical Gala». Три года подряд (2002-2004) Екатерина попадает в список «100 самых красивых людей Москвы». Сказать, что как актриса она востребована – это ничего не сказать. Рабочий распорядок таков, что иногда ей приходится переходить на «волчий режим» сна – по 15 минут каждые 4 часа.

Всегда быть в форме...

    Что такое «быть в форме» Екатерина знает не понаслышке. Уже в 4 года Катя попала в группу по спортивной гимнастике для резервной сборной СССР. Пробовала себя в фигурном катании и плавании. Семь лет занималась танцами в грузинском национальном ансамбле «Колхида», с которым гастролировала по разным странам и даже выступала на сцене Большого театра. Став профессиональной актрисой, она не раз выполняла на сцене трюки циркового уровня сложности. Специально для «Норд-Оста» Екатерина начала заниматься воздушной гимнастикой: в спектакле был элемент, который она исполняла на 20-метровой высоте без страховки. А в 2003 году Катя покоряла знаменитый Форд Боярд...
     Кто бы мог подумать, что изящная актриса – поклонница тайского бокса (муай-тай) и гимнастики цигун, занятия которыми помогают ей не только поддерживать себя в форме, но и избавиться от отрицательной энергии. Плавание и аэробика – также значатся в распорядке актрисы. 
     Хорошая физическая подготовка еще ни разу не оказалась лишней, если человек садится в седло. Но перед Екатериной встала более сложная задача. Ей предстояло сыграть человека, который не просто сел на лошадь, а профессионала, для которого верховая езда – стиль жизни.
    Екатерина подошла к вопросу со свойственной ей ответственностью. В течение 2,5 недель она приезжала в подмосковный КСК «Отрада» на ежедневные занятия, которые не ограничивались тренировками в манеже, а еще и включали в себя чистку, седловку, бинтование, то есть привычные обязанности конника.

Профессия, которой могло не быть...

     А ведь всего этого могло бы и не быть. В сценарии профессия главной героини не имела никакого отношения ни к лошадям, ни к конному спорту. Предполагалось, что та должна быть фотомоделью. Прочитав сценарий, Константин Павлович Худяков (режиссер фильмов «Другая женщина, другой муж- чина», «Успех») решил, что героиня-фотомодель его не интересует, и что вряд ли эта профессия соответствует образу.
    Сфера деятельности, которая смогла бы подчеркнуть сложный, своенравный, по-своему ортодоксальный характер главной героини вскоре была найдена. Нельзя не признать справедливость режиссерской логики: все, кто связан с лошадьми, подтвердят – без характера тут никуда.

Ничто не проходит бесследно.

     На съемках картины режиссеру помогал опыт, приобретенный много лет назад. Константин Худяков, будучи студентом ВГИКа (он выпускник актерского отделения), посещал факультативные занятия по верховой езде. Не- смотря на то, что вставать приходилось в 6 утра, а добираться до конюшен общества «Урожай» – через всю Москву, часто по слякоти или морозу, увлечение лошадьми было сильнее бытовых тягот. Константин Павлович занимался 4 года. Потом учеба закончилась, началась работа. Жизнь изменилась, занятия верховой ездой продолжить не удалось: что называется – не сложилось. Но, видимо, действительно «ничто не проходит бесследно»... 
     По признанию Екатерины Гусевой, от режиссера она часто слышала замечания вроде «Не разводи руки!», «Не наклоняйся вперед!», «Не расставляй локти!», «Опусти пятки!», то есть все то, что конники слышат на тренировке от инструктора.

КСК: Конно-съемочный клуб.

    Интерьер КСК «Отрада» Константин впервые увидел в клипе своего сына, который тот снимал для одного шведского исполнителя. Так что, когда в собственных планах режиссера появился фильм, связанный с конной тематикой, вопрос, где именно будут происходить съемки даже не стоял.
Так КСК «Отрада» превратился в съемочную площадку. В общей сложности в съемках задействованы 10 лошадей, все они – «постояльцы» клуба. Конная атмосфера рождает массу придумок, например, в сцене свадьбы лошадь невесты украшена фатой.

Тренер и «Профессор».

     В «Отраде» Екатерина, по ее собственным словам, «сразу оказалась в надежных руках». Ее тренером стал мастер спорта международного класса Артур Багдасарьян. А ездить ей предстояло не много не мало на самом Аполло Гранде, чей блистательный тандем с Артуром поклонники конкура наблюдали не раз. Екатерина ласково зовет четвероногого партнера «Апа», «Апочка» или «Профессор». Последнее прозвище светло-серый красавец заслужил по праву. Екатерина считает его очень мудрым и чутким, не скрывает своего восхищения и привязанности к четвероногому другу.  
    Но ездить на спортивной лошади такого класса – серьезное испытание для новичка. Она с улыбкой рассказывает, как на второй день занятий Аполло Гранде ее «раскусил»: «Он почувствовал, что в седле неопытный всадник, и начал мной управлять. А еще он стал лениться». После открытия, которое «Профессор» для себя сделал, поднять его в рысь было непросто. Тогда Артур Багдасарьян посоветовал Екатерине взять хлыстик. «Он будет повнимательнее», – сказал Артур, особенно подчеркивая последнее слово. Нужно сказать, что у Екатерины в отношении хлыстика изначально было какое-то предубеждение, даже страх. Но спорить с тренером, который, кстати, не делал ей никаких поблажек и работал так же строго, как и со спортсменами, она не решилась. В какой-то момент она, очевидно, не совсем аккуратно сработала хлыстиком, и Аполло поднялся в галоп. Екатерина испугалась, зажалась, наклонилась вперед, потеряла стремя, от чего испугалась еще больше...
    Но все же сумела усидеть в седле. Она с восхищением говорит о «педагогическом приеме», который использовал Багдасарьян, когда лошадь все-таки остановилась. Артур взял ее на корду и заставил повторить подъем в рысь и переход в шаг. Но с тех пор Екатерина панически боится хлыста.

Кинодебют красавца-блондина.

     Элегантный Аполло-Гранде, одержавший под седлом Артура Багдарасьяна множествно красивых побед, – заслуженный спортсмен, а вот в большом кино – у него дебют. Это обстоятельство, конечно, вызывает определенные сложности. Обученная ло- шадь, вероятно, вела бы себя более спокойно, но авторы фильма стремились к максимальной достоверности на экране и ради своей цели были готовы преодолевать сложности. Если героиня – профессиональный всадник, то и ездить она должна на самой настоящей спортивной лошади. Кроме того, эффектная светло-серая масть Аполло-Гранде как нельзя лучше подчеркивает природную женственность Екатерины. Второго такого коня просто не найти!
    Сам Апполло-Гранде, похоже, понял, что стал «кинозвездой». Если представлялась такая возможность, не прочь был и покрасоваться. Когда его выпустили в леваду, он показал все, на что способен: вставал на свечку, поднимался в галоп, демонстрировал эффектные остановки, словом, давал понять, что он – герой фильма, наравне с другими.

Слово тренеру.

   Артур Багдасарьян, без помощи которого, по признанию актрисы, было бы не обойтись, остался доволен своей новой ученицей. «Катя – молодчина! – говорит Артур, – времени на подготовку было мало, но она сделала все от нее зависящее». Артур выступил не только в качестве тренера, но и в качестве консультанта, стараясь максимально приблизить происходящее на экране к конной реальности. Нещадно боролся он с не имеющими право на жизнь в устах конников словами, такими, как «кататься». Артур  сыграл в фильме свою роль, в прямом смысле слова, оказавшись несколько раз в кадре, как общим, так и крупным планом. 
     На вопрос, собирается ли Екатерина продолжать занятия конным спортом, актриса ответила не сразу. Она задумалась и очень серьезно сказала: «Посмотрим. Это требует времени, не знаю, смогу ли я его найти. С другой стороны, я здесь так привыкла ко всем, – ее лицо озаряется нежной улыбкой. – И как же мой Аполлон? Я буду по нему скучать. Он, надеюсь, тоже». Кстати, сын Екатерины тоже попробовал себя в роли всадника. Так что, кто знает, может быть, верховая езда станет их семейным хобби? ЗМ