Известные люди: Сверчков А. Академик живописи А.Сверчков

Знакомясь с биографией Н.Е.Сверчкова (Н.Стрельцов, М.1954) приходишь к выводу: судьба его сложилась так, будто ему заранее предназначалось стать великим живописцем-анималистом, певцом орловского рысака.

 

Николай Егорович Сверчков родился в 1817 году в Царском селе (С-Петербург) в семье конника. Уже в детских рисунках Н.Сверчкова появилось незаурядное дарование тонко подмечать особенности типа и экстерьера лошадей. Отец, видя склонность девятилетнего сына к рисованию, определил его в Воспитательную школу при Академии художеств, но через полтора года Николай был вынужден прекратить учебу из-за болезни. Дальнейшее образование мальчик получает в училище общего типа, а навыки и знания в живописи приобретает путем самообразования, постоянно рисует лошадей различных пород, изучает работы мастеров живописи. Отец Сверчкова, который долгое время работал в придворных конюшнях старшим конюхом, способствовал развитию таланта у сына. Николай увлекался конным спортом, посещал бега, скачки и конские ярмарки, заводил знакомства с коннозаводчиками. Постоянное наблюдение лошадей на пастбище, выводке, в беге и на скачках научило его непревзойденному видению натуры. 
      Первую портретную серию лошадей Н.Е.Сверчков написал в 1840 г. для известного в С.-Петербурге любителя С.А. Яковлева. Уже в возрасте 22-х лет (1839 г.) он выставил свои первые картины на Академическую выставку, за которые ему присуждают звание «Свободного художника». 
   Все свое творчество Сверчков посвятил изображению лошадей, на картинах и рисунках показал их использование в коннозаводстве, на бегах и скачках, на охоте, под седлом, в упряжи одиночно и в парных запряжках, и, особенно, в тройках. 
   Тройки Сверчкова бегут по необозримым просторам России, с глубокими снегами, жестокими снежными буранами, вселяющими ужас в душу путника, по степи и глухим лесным проселкам, по пыльным дорогам и снежным полям, в дождь и метель, при восходе и закате солнца, в туманное утро и морозный вечер, днем и ночью. Приведем несколько интересных картин с сюжетом «Тройка»: «Тройка в лунную ночь»; «Тройка в степи» (1850 г.); «В метель», (1855 г.); «Тройка серых в санях», (1856 г.); «Тройка в метель» (1896 г.) (эта картина написана художником за два года да смерти). 
      В 1852 году за жанровую картину «Тройка» Н.Е.Сверчков получил звание «Академика живописи народных сцен», за картину «Дорожные» в 1855 году ему присвоено звание профессора (А.С.Красников, 1974 г.). Таким образом, к сорока годам Н.Е.Сверчков получил высшую оценку своих картин, признание таланта, а в жанре коннозаводческого портрета стал первым среди художников-анималистов, писавших в XIX веке полотна с изображениями лошадей заводских пород. В 1863 году картины Сверчкова были выставлены на Всемирной выставке и являлись украшением Луврской галереи в Париже. За великолепную картину с изображением скачки с препятствиями в Ламарше Сверчков был награжден Орденом Почетного Легиона. Затем Н.Е.Сверчков демонстрировал свои произведения на Лондонской Всемирной выставке, где было продано 40 его произведений, в том числе 13 акварельных рисунков. Высокую оценку получили там картины «Oxoта за волками» и «Конская ярмарка», последняя там была продана за очень высокую цену — 22 тысячи франков. После блистательного успеха в Париже и Лондоне Сверчков в конце 1864 года получил заказ написать три картины на исторические темы. В 1866 году он завершил первое полотно «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск», в 1874 году окончил картину «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте» и, наконец, последняя —«Выезд царя Ивана Грозного на богомолье» появилась в 1878 году. Эти картины хранятся в Оружейной палате. 
   Большую группу произведений Н.Е.Сверчкова представляют портреты верховых лошадей. Полотна кисти Н.Е.Сверчкова «А.Я.Панаева в дамском седле верхом на лошади» (1854 г.) и «Русский офицер верхом на вороной лошади» (1854 г.) являются шедеврами в живописном искусстве конного портрета и историческими памятниками ныне утерянной орлово-ростопчинской породы. 
   Среди жанровых полотен, на которых художник воспроизвел трагедию (пожар) и будни в коннозаводской жизни, лучшими являются: «Пожар в степи и бегущий табун», «Приезд А.А. Болдырева в завод К. К. Толя» (генерал А. А. Болдырев был вице-президентом Тульского рысистого общества), «Матка с жеребенком и убитый волк» (1892 г.), «Конюх выводит лошадь из конюшни» (1864 г.), «Холстомер» (1891г.) 
   Н.Е.Сверчков, большой знаток коннозаводской жизни, в 1891 году написал Холстомера на фоне резвящегося молодого табуна рысистых маток и жеребят, не оставляя зрителям сомнения, что в правой части картины, слегка понурив голову, медленно передвигает больные ноги старый, вороно-пегий орловский рысак Холстомер, судьбу которого Л.Н.Толстой описал в повести «Холстомер» (1886 г.). Коннозаводчик А.А.Стахович (1830-1913 г.) установил и впервые в печати опубликовал, что Холстомер и резвейший рысак графа А.Г.Орлова, производитель Хреновского конного завода вороной Мужик I, 1803 г.р., одна и та же лошадь. Мужик I не был вороно-пегим, а вороным, с большими белыми отметинами на лбу и всех четырех ногах. После смерти Графа А. Г. Орлова (1737-1808 гг.) Мужик I в 1812 г. был кастрирован и продан. Однако он успел оставить вороного сына Старого Атласного, 1812 г. р.— родоначальника всех орловских рысаков частного коннозаводства России. Известны две акварели Сверчкова, подаренные автором в 1887 г.Л. Н. Толстому: «Холстомер в молодости» и «Холстомер в старости». Эти акварели хранятся в Музее Л. Н. Толстого в Москве. 
      С большой теплотой Н. Е. Сверчков относился к рабочим крестьянским лошадям. Лучшими картинами этой серии являются полотна: «Катание детей», «Крестьянин верхом на серой лошади», «Рыжая рабочая лошадь». Много рабочих лошадей Н. Е. Сверчков написал на картинах охотничьего жанра: «Везут убитого медведя», «Борзятник на лошади», «Охотник на гнедо-пегой лошади» и др. 
   Исключительный интерес в творческом наследии художника представляют портреты орловских рысаков и жанровые картины с изображением рысистых лошадей. Большая и искренняя любовь Н. Е. Сверчкова к орловской рысистой породе лошадей видна во всех его произведениях, посвященных этой теме. 
   Первые портреты орловских рысаков Хреновского конного завода, где Сверчков был оформлен заводским художником, датированы 1846 г. Портреты Лебедя VI, сер., 1831 г.р.; Визапура III кар., 1839г.р.; Летуна сер., 1838 г.р.; Варвара I вор., 1844 г.р.; Непобедимого II сер., 1844 г.р. и несколько десятков других известных рысаков представляют собой особую зоотехническую ценность для истории орловского коннозаводства. Лебедь IV от Добрыни и Ехины, Хреновского завода — это олицетворение идеала орловского рысака, он был резвым, очень породным и наглядным. Портреты знаменитой заводской матки светло-серой Волны с жеребенком и светло-серого Горностая V являются шедеврами в портретной коннозаводской живописи Сверчкова. 
   Известный историк В. И. Коптев в «Очерке русского коннозаводства» (1872 г.) отмечал: «Н. Е. Сверчков написал много портретов знаменитых Хреновских рысаков, которые навсегда останутся в глазах будущих коннозаводчиков прототипами и идеалами, от которых не следует отдаляться. Не будь этих драгоценных изображений рысаков, закрепленных меткой и кистью Н.Е.Сверчкова в картинах, а потом карандашом в эстампах, коннозаводчикам представлялось бы широкое поле гадательно мечтать о наружном виде прежних лошадей и воображение, конечно, рисовало бы совсем иным, а не такими, какие они были на самом деле». 
   Н.Е.Сверчков писал только с натуры и часто преодолевал большие расстояния, чтобы запечатлеть по просьбе заказчиков на полотне их лучших лошадей. 
   В.И. Коптев в «Журнале Коннозаводство и Охота», №2, 1864 г. поведал потомкам историю создания Сверчковым портретов знаменитых жеребцов завода В.И. Шишкина (1780-1845 гг.): Серого Горностая, 1829 г. р., и вороного Кролика, 1832 г.р. В 1844 г. талантливый помощник графа А.Г.Орлова, создателя орловской рысистой породы лошадей, Василий Иванович Шишкин разделил племенной состав своего конного завода на две равные части и продал их по жребию коннозаводчикам В.П.Охотникову и Н.И.Тулинову, последнему достались жеребцы: Горностай, Кролик, Бычок, Булат. Н. И. Тулинов убедил профессора Сверчкова проехать 2500 верст (1 верста = 1067 м), чтобы написать портреты знаменитых родоначальников линий в орловской породе, в том числе Кролика — потомка Мужика I (Холстомера). В 1846 г. Н.Е.Сверчков прибыл в имение Н.И.Тулинова в село Мартын Тульской губернии и написал там четыре портрета: Горностая, Кролика, булата и Богача, которые долго украшали кабинет хозяина в Московском доме под Новинском, После кончины в 1853 г. Н.И. Тулинова, конный завод распался, а эти четыре портрета достались В.И.Колтеву. Затем портреты Горностая и Кролика были куплены Я.И. Бутовичем и ныне постоянно экспонируются в Музее Коневодства ТСХА. 
   История не сохранила нам образ родоначальника орловской рысистой породы серого Барса I, родившегося в 1784 г. в Хреновском конезаводе от Полкана I и серой голландской кобылы. В 1852 году Сверчков посчитал возможным, чтобы не вдаваться в область беспредельной фантазии, создать для истории гравюру «А.Г.Орлов в санках едет на Барсе I», взяв за прототип производителя Хреновского завода Добрыню сер.,1845 г.р., нарядный экстерьер которого соответствовал описанию экстерьера родоначальника. В 1851 г. Добрыня IV был переведен из Хреновского в Московскую Государственную конюшню, а в 1852 г. продан в конный завод Н.А.Артыганьева, где Сверчков, в том же 1852 г., воссоздал на гравюре образ родоначальника Барса I. Затем в 1853 г. художник написал портрет Добрыни IV «Свидание в поле». В 1871 г. Сверчков, на основе гравюры «Барс I» написал на холсте гениальную картину «Граф А. Г. Орлов-Чесменский в санках на Барсе I». Н. Е. Сверчков достиг совершенства в изображении рысаков на бегу. Например, на жанровой картине «Рыжий рысак в беговых санях с седоком» (1878 г.) красочно изображен неизвестный жеребец, бегущий по зимней дороге резвой рысью в фазе безопорного движения. Художник точно передал динамику бега, что свидетельствует о высокой степени понимания темпа и баланса правильного рысистого движения. 
      Широко известна картина Н. Е. Сверчкова «Рысистая кобыла Краса в дрожках» (1870 г.), на которой изображен стремительный бег рыжей лошади по степной дороге, а пыль, поднимающаяся из-под копыт и колес очень наглядно подчеркивает скорость движения. 
   Н. Е. Сверчков умер в возрасте 81 года в 1898 г. За свою жизнь он создал 350 картин, 1000 рисунков и 12 скульптур. Большинство из этих произведений, кроме скульптур, находятся в Музее Коневодства ТСХА и доступны для обозрения широкому кругу специалистов и любителей лошадей. В реалистической живописи коннозаводского портрета у Сверчкова было много последователей, которые по мере сил и возможности старались писать лошадей с высокой зоотехнической достоверностью.


   В 2001 г. исполняется 225 лет орловской рысистой породе лошадей, отличительными чертами которых являются красота экстерьера, крупный рост, ярко выраженный упряжный тип, отличная приспособляемость к суровым климатическим условиям России и способность резво бежать на длинных дистанциях. Именно такие орловские рысаки изображены на луч-ших картинах ХХ века, авторы которых следовали двум основным принципам творчества Н.Е.Сверчкова: достоверность образа конкретного рысака и виртуозное исполнение тона масти. 
   В начале ХХ века известный художник-самоучка С.С.Ворошилов (1865-1911 гг.) по заказу Я.И. Бутовича написал в Прилепском конном заводе 33 портрета. Картины он писал по фотографиям в течение осени 1909 и лета 1910 гг. По оценке Бутовича портреты, написанные Ворошиловым в Прилепах, принадлежат к числу лучших его работ. Прилепские коннозаводские портреты маток завода Я.И. Бутовича для истории орловского коннозаводства являются достоверным, не приукрашенным документом. Картина кисти художника  С.С.Ворошилова «Табун серых маток Прилепского завода» получила премию на Всероссийской конской выставке в Москве 1910г. 
    В Музее Коневодства ТСХА хранится 40 картин С.С.Ворошилова, там же находятся 13 картин художника В.В.Семенского, датированных 1904-1916 гг. На 12 картинах Семенского написаны портреты английских чистокровных верховых лошадей, и только одна посвящена рысаку. На ней изображен серый Крепыш 1904 г. р., многократный рекордист на 1.5; 3 и 4 версты, знаменитая «Лошадь столетия». Портрет Крепыша кисти Семенского точно воспроизведен с известной фотографии — это одна из лучших картин с изображением орловского рысака в начале ХХ века. 
   Следующим, более совершенным этапом развития реалистической школы Н.Е.Сверчкова в живописи коннозаводского портрета, являются акварели В.Н.Ляхова, изображавшего серого Улова, 1928 г. р., рекордиста на всех дистанциях, родоначальника линии, чемпиона Всесоюзной выставки в Москве 1939 г., лучшего орловского рысака первой половины ХХ века и гнедого Квадрата, 1946 г. р., первого победителя в породе во всех главных традиционных призах для орловских и русских рысаков 4-х лет, рекордиста на 3200 м, чемпиона Всесоюзной выставки в Москве 1954 и 1957 гг., известного производителя, отца 600 детей. Портреты орловских рысаков Улова и Квадрата выполнены безукоризненно, тон масти написан великолепно. 
   И, наконец, широко известный в настоящее время художник-анималист А.Н.Глухарев написал в 1998г. лучшую картину ХХ века с изображением светло-серого орловского рысака Колорита, 1990 г. р., рекордиста и чемпиона Всероссийской конной выставки в Москве «Эквирос-2000». Портрет Колорита написан с виртуозным исполнением тона масти и высокой степенью достоверности. Эта работа А.Н.Глухарева свидетельствует о том, что его творчество достигло новых вершин в искусстве письма портретов лошадей заводских пород.
   Художники-анималисты всех времен стремились писать на полотнах, как правило, выдающихся лошадей, поэтому их вклад в историю коннозаводства России бесценен и позволяет современникам, в частности, ознакомиться с живописными портретами самых знаменитых орловцев: Барса I, Лебедя IV, Крепыша, Улова, Квадрата, Колорита и других.