Стронак Фрэнк: от красноармейского коня к многомиллионным скачкам…

Известные люди: Стронак Фрэнк: от красноармейского коня к многомиллионным скачкам…

Автор: Юлия ГАЙДУКОВА
Номер журнала: GM №2(169)/2017

«Я – человек из народа», – провозгласил Фрэнк Стронак на пресс-конференции, посвященной созданию собственной политической партии. Изначально так оно и было – его родители трудились на небольшой местной фабрике, а мать к тому же подрабатывала, продавая выращенные на собственном огороде овощи. Любопытно, что первой лошадью будущего миллиардера, придумавшего самые дорогие скачки на планете, где за место на старте платят $1 млн, был конь, подаренный ему красноармейцами.
Вкус собачьих консервов
 
Ева Штрозак и Йоханн не были женаты, когда родились их дети – Франц и его сестра Элизабет, которая появилась на свет двумя годами раньше. Правда, в 1938 году, когда Францу исполнилось 6 лет, они все-таки вступили в брак – но уже не друг с другом. Дети остались с матерью и получили ее добрачную фамилию, однако сын сохранил теплые отношения со своим родным отцом. По его словам, тот был убежденным коммунистом и не скрывал своих взглядов даже во время нацистского правления в Австрии, что приводило к его неоднократным арестам.
 
Однажды сводный брат Франца пригласил его вместе половить рыбу в воскресенье. «Когда станешь лучшим, тогда разбогатеешь. Когда разбогатеешь, можешь заняться рыбалкой. А до этого нужно работать. Много работать», – ответил ему Франц. Пути братьев разошлись – младший вернулся на родину, в Австрию, а старший остался в Канаде, куда приехал в 1954 году с одним чемоданом и 40 долларами в кармане. Три года спустя у 25-летнего Франца уже была своя маленькая автомастерская, где он спал на раскладушке рядом с токарным станком и готовил себе еду на плитке. По его собственным воспоминаниям, однажды ему даже довелось поужинать собачьими консервами, потому что он не смог прочесть надпись на этикетке. 
 
В 1960 году 28-летний Франц Штрозак, который к тому моменту уже приучил канадских деловых партнеров к новому, более уместному в англоязычной среде звучанию своего имени – Фрэнк Стронак, впервые вернулся в Австрию. Он мечтал произвести неизгладимое впечатление на своих родных и близких, поэтому отправился морем, погрузив на корабль свою гордость – новенький кабриолет Pontiac Parisienne. Но у него была и другая, гораз­до более важная цель. Фрэнк приехал на родину, чтобы найти себе невесту. Он не собирался пускать такое дело, как брак, на самотек и жениться под влиянием страсти или романтического увлечения. Во время поездки в Австрию Фрэнк познакомился с Эльфридой Залльмуттер, дочерью видного по меркам его родного городка Вайс мебельщика, причем, по словам самого Стронака, он обратил не меньшее внимание на внешность и характер матери потенциальной жены, чем на нее саму. По сути, он подошел к выбору спутницы жизни примерно так же, как коннозаводчик, который пытается предугадать будущее своего нового приобретения исходя из его родословной. 
 
Во время своего следующего приезда на родину годом спустя Фрэнк сделал Эльфриде предложение, и они поженились в Торонто в 1964-м. В 1966 году у них родилась дочь Белинда, а еще спустя два года – сын Энди. И если супруга Стронака неизменно держится в тени, то этого никак нельзя сказать о старшей наследнице семейного состояния. Белинда успела побывать и членом совета директоров отцовской фирмы, и депутатом парламента Канады. Она также дважды была замужем – за директором компании Magna International Дональдом Уокером и легендарным норвежским конькобежцем Юханом-Улафом Коссом. 
 
Впрочем, еще большую известность в прессе приобрели романы Белинды с министром обороны Канады Питером Маккэем и хоккеистом Таем Доми, который в 2006 году даже был вынужден развестись из-за этой истории. Более того, несколькими годами ранее распространились слухи о том, что дочь Стронака встречается с Биллом Клинтоном. Их видели вместе в ресторанах и на полях для гольфа, а журналисты даже позволяли себе далеко идущие замечания насчет того, что «Билл и Белинда» звучит ничуть не хуже, чем «Билл и Хиллари».
 
Становление империи
 
За прошедшие десятилетия после приезда Фрэнка в Канаду автомастерская разрос­лась до масштабов транснациональной компании Magna International, которой к 2010 году принадлежал уже 401 завод по производству автомобильных деталей. С конвейеров фирмы сходили не только кузова, электроника, двигатели и коробки передач, но даже целые спорткары Peugeot RCZ и Mercedes-Benz SLS AMG, сборкой которых занимался завод в австрийском Граце. 
 
Отдельным подразделением Magna International была корпорация Magna Entertainment, которой принадлежали активы в сфере ипподромного и игорного бизнеса, в том числе несколько ипподромов, расположенных как в Канаде, так и в США, онлайн-оператор ставок XpressBet и половинная доля в телесети HRTV, занимающейся трансляцией скачек и бегов. Именно на этом направлении деятельности и решил полностью сосредоточиться Стронак, в 2011 году полностью отошедший от дел в созданной им компании. После продажи принадлежавшего его семье пакета акций и выплаты компенсаций личное состояние Фрэнка выросло на 400 млн долларов, а Magna Entertainment стала новой компанией под названием Stronach Group. 
 
Сейчас Stronach Group принадлежит семь ипподромов, включая знаменитые на весь мир Пимлико, где уже 144 года разыгрывается приз «Тройной короны» Прикнесс Стейкс, и калифорнийский Санта-Анита Парк, целых 9 раз принимавший скачки Кубка коннозаводчиков. Эти ипподромы обслуживают входящие в тот же холдинг компании, предоставляющие услуги тотализатора – AmTote International и услуги по размещению ставок онлайн – XpressBet, а также кейтеринговые фирмы и рестораны, причем последние снабжаются говядиной собственного откорма и убоя, которая производится еще одной компанией Стронака – Adena Ranch. За последние годы Фрэнк стал одним из крупнейших частных землевладельцев во Флориде, объединив несколько участков общей площадью около 30 тыс. гектаров. Основную часть этой территории занимают пастбища Adena Ranch, предназначенные для выращивания органической говядины травяного откорма. 
 
Иному покажется удивительным, что за такой проект может взяться человек, не только являющийся почти стопроцентным вегетарианцем, но и убежденный в том, что через несколько столетий человечество полностью откажется от употребления мяса. Однако для самого Стронака здесь нет никакого противоречия. Он лишь собирается извлечь максимальный доход из пристрастия народных масс к хорошо прожаренным стейкам. 
 
Футбольные опыты
 
На протяжении двух последних десятилетий Стронак усиливал свое финансовое присутствие в родной Австрии, начав с внушительных капиталовложений в местную бундеслигу, которые фактически спаcли ее от банкротства в 1999 году. Кроме того, он основал Футбольную академию Фрэнка Стронака в Холлабрунне, буквально за несколько лет ставшую одной из лучших в Европе.
 
Не остановившись на достигнутом, Стронак решил свести с непривычным ему миром футбола более тесное знакомство – и сделал это наиболее доступным для миллиардера способом, то есть просто купил в личную собственность один из клубов. Правда, в новой для себя роли он на удивление проявил себя отнюдь не как дальновидный бизнесмен, а скорее как типичный нувориш. 
 
Благодаря инвестициям Стронака бюджет знаменитой «Аустрии» в три раза превышал возможности любого другого клуба лиги. В 2003 году команда завоевала первый титул после 10-летнего перерыва, выиграв национальный чемпионат, однако сразу же после этого Фрэнк неожиданно уволил главного тренера Вальтера Шахнера. Вместо него был назначен никто иной, как Йоахим Лёв, который к тому моменту успел только с переменным успехом потренировать пару турецких клубов да полностью провалиться с немецким «Карлсруэ». В «Аустрии» его дела поначалу пошли очень хорошо – весной 2004 года команда вновь претендовала на чемпионский титул, однако Стронак был недоволен новым тренером, пытаясь заставить его внести изменения в тактику и состав. Уверенный в своей правоте Лёв отказался идти на компромиссы – и был уволен точно так же, как и его предшественник. Это решение оказалось в полном смысле слова судьбоносным – поработав помощником Юргена Клинс­манна, Йоахим вскоре сменил его на посту главного тренера сборной Германии. Именно под руководством Лёва бундестим выиграла чемпионат мира 2014 года, по пути разгромив хозяйку турнира, Бразилию, с унизительным счетом 7:1. На пресс-конференции после финала австрийский журналист напомнил тренеру о том давнем эпизоде его карьеры. «Это была самая большая удача в моей жизни, – ответил Лёв, – иначе меня бы сейчас здесь не было».
 
Спорт с пристрастием
 
В 2004 году Фрэнк Стронак открыл новый конноспортивный комплекс Magna Racino в старинном городке Эбрайхсдорфе, который расположен в 20 минутах езды от Вены. Стоимость строительства составила рекордный для австрийских спорт­сооружений – 91 млн долларов. Общая площадь комплекса, рассчитанного на размещение 600 лошадей и 80 человек персонала, составила около 200 га. Его центральной структурой должен был стать ипподром. Две наружные дорожки с травяным и грунтовым покрытием предназначались для скачек, а внутренняя, длиной 1025 м, – для бегов. Кроме того, в состав комплекса входила также крытая трибуна вместимостью 1 тыс. человек, зал со сценой для проведения массовых развлекательных мероприятий, ресторан и бар, а также игорная зона. 
 
Однако одних капиталовложений оказалось недостаточно, чтобы вдохнуть новую жизнь в слаборазвитую австрийскую ипподромную индустрию, и тут амбициозные планы Стронака успехом не увенчались. До 2016 года на Magna Racino время от времени проводились бега и скачки с незначительными призовыми суммами. Так, например, Австрийское Дерби 2015 года, которое выиграла немецкая Лет’с Данс, стоило меньше 25 тыс. евро. Однако инфраструктура комплекса никуда не делась, и теперь он практически полностью перепрофилирован под проведение соревнований по классическим видам конного спорта. 
 
С января по март включительно каждые выходные в Magna Racino проводятся открытые соревнования по конкуру и выездке категории CSN-А. Серия турниров продолжается осенью, а в июле проводится национальный чемпионат по конкуру. Кроме того, в мае и октябре проходят два международных турнира по конкуру категории CSI 2*, а также турнир по вольтижировке категории CVIO 4*.
 
Заинтересованность Фрэнка Стронака в конном спорте вполне можно назвать личной. Дело в том, что его внучка Николь, «Никки», Уокер с успехом выступает в конкуре, тренируясь у известной канадской всадницы Бет Андерхилл. За свою непродолжительную карьеру она уже несколько раз выигрывала соревнования категории CSI 2*, а также была в составе команды молодых канадских всадников, которая в 2013 году заняла 2-е место на турнире FEI Young Riders Nations Cup в Холлоу-Крик. В конце 2012 года Фрэнк купил для 19-летней Никки лошадь олимпийского класса – 12-летнего мерина Блю Лойда, на котором ирландский конкурист Кьян О’Коннор занял 3-е место в индивидуальном турнире на Лондонских играх. Примечательно, что свои первые международные соревнования новая пара выиграла именно в спорткомплексе Magna Racino. Сейчас основной лошадью Николь Уокер является 13-летний вестфальский жеребец Деко Де Ландетта Зет, с которым они в прошлом сезоне одержали три победы в маршрутах высотой 140-145 см.
 
Владеть и разводить
 
Но все же главные «конные» интересы Фрэнка Стронака всегда лежали в области ипподромного дела. Первой лошадью, которую он выставил на скачки от своего имени, была ничем не примечательная кобыла Мисс Скутер, появившаяся на ипподроме в 1964 году, а первой победительницей спустя год стала Гей Брайд, имевшая довольно экзотическую для чистокровки буланую масть. И у Стронака были для этого свои мотивы. «Владеть скаковой лошадью – то же самое, что владеть спортивной командой, – считает Фрэнк. – Представьте, что вы владеете четвертью прав на скаковую лошадь, которая принадлежит вам и трем вашим деловым партнерам. Это само по себе и сотрудничество, и тимбилдинг».
 
Однако со временем Фрэнку стало недостаточно знать скаковой бизнес лишь с одной стороны, и он со свойственной ему кипучей энергией взялся за новый проект – организацию собственного конного завода. Как говорит сам Стронак: «Мне требуется качество, качество, качество – и торговая марка». Такой торговой маркой в мире американских скачек стали заводы Adena Springs, первый из которых был создан в 1989 году. Впоследствии Стронак приобрел еще два участка земли во Флориде и Канаде, где разместились региональные отделения Adena Springs. Первое из них сейчас используется преимущественно как тренцентр для лошадей Стронака, выступающих на ипподромах юго-востока США, а во втором стоят 8 производителей, одним из которых является Сингинг Сэйнт, сын серого ирландского Эль Прадо. 
 
Двадцать лет назад Фрэнк Стронак не побоялся поставить у себя в заводе его отца, хотя родословная Эль Прадо была совершенно нехарактерна для США. Гремевшая по всей Европе слава потомков Сэдлер’с Уэллса отнюдь не распространялась на Северную Америку, где всегда без энтузиазма относились к лошадям, выступающим на длинные дистанции по травяной дорожке. Однако риск оправдался в полной мере – Эль Прадо стал первым импортированным производителем, добившимся титула чемпиона Северной Америки, и к концу заводской карьеры стоимость случки с ним составляла 150 тыс. долларов. А самое главное, что успех этого жеребца отнюдь не был скоротечен – он оставил целую плеяду великолепных сыновей во главе с Киттен’з Джоем и Медалья Д’Оро, которые уверенно занимают места в десятке лучших производителей США.
 
Чемпионы из Парижа
 
Лучшие лошади Фрэнка Стронака, естественно, находятся в Кентукки, где сейчас используется 9 жеребцов во главе с 23-летним Осом Эгейном – единственным победителем Бридерс Кап Классик, от которого был получен потомок, также сумевший выиграть самый престижный трофей американских скачек. Этим потомком стал Гостзаппер, соседствующий с отцом в конюшне производителей Adena Springs. Стоимость случки с ним сейчас равна 75 тыс. долларов, тогда как Осом Эгейн и эпсомский дербист 2004 года Норт Лайт используются по договоренности. 
 
В 2007 году все лошади главного отделения Adena Springs перебрались на новое место жительства, поблизости от городка Париж в Кентукки. Общая площадь нового конного завода составляет 827 га, половину из которых занимает конюшенный комплекс (одна конюшня на 14 жеребцов-производителей и 7 конюшен на 28 маток каждая), а также жилой городок для постоянного персонала. 
 
Всего на начало нынешнего года из Adena Springs вышло 13 чемпионов и 225 победителей скачек стейкс, пять из которых выигрывали призы Кубка коннозаводчиков. Большинство их выступало в собственных эффектных цветах этого хозяйства: черный камзол с двумя красными горизонтальными полосами на рукавах и золотым кругом на груди и спине, в который вписана большая черная буква «А» с поперечиной в виде красной стрелы. На протяжении 10 лет подряд (с 2003 по 2012 год) заводы Adena Springs лидировали среди американских хозяйств по сумме выигрыша, принеся своему владельцу буквально десятки престижных наград. Фрэнк Стронак и Adena Springs 9 раз выигрывали приз лучшему заводчику США и 19 раз получали в различных категориях канадскую премию Sovereign Award. А в феврале нынешнего года Жокей-клуб Канады объявил о присуждении 84-летнему Стронаку почетной награды имени легендарного заводчика И.  Пи. Тейлора, которая вручается за многолетнюю приверженность чистокровному делу. 
 
Мы связались с канадским миллиардером Фрэнком Стронаком, и он согласился ответить на наши вопросы:
 
GM: Фрэнк, у вас огромная бизнес-империя, но почему именно лошади стали одним из главных увлечений в вашей жизни?
 
Ф.С.: Возможно, это прозвучит громко, но мне кажется важным, что лошади внесли огромный вклад в развитие человеческой цивилизации. Столько столетий они служили нам транспортным средством, играли и продолжают играть огромную роль в истории мира. Лошади заслуживают любви и уважения. Я стараюсь выразить свое отношение к ним так, как умею. Например, сейчас вокруг своего ипподрома во Флориде занимаюсь строительством тематического парка «Пегас». В самом его сердце находится крупнейшая на данный момент конная скульптура в мире высотой 110 футов – «Пегас и Дракон», являющаяся также одним из самых больших бронзовых памятников, когда-либо изготовленных человеком! В Парке «Пегас» я планирую расположить музей, посвященный лошадям и всадникам, отель, детские аттракционы и многое другое. 
 
GM: А каким было ваше первое знакомство с лошадью?
 
Ф.С.: Для меня это воспоминание, некоторым образом связанное с Россией. Я родился в Австрии, и на момент окончания Второй мировой войны мне было 12 лет. Однажды я шел вдоль дороги и увидел военную машину, торчавшую из канавы. Два русских солдата прискакали на помощь застрявшим товарищам. Пока они вытаскивали и заводили автомобиль, я держал их коня. А уезжая, они мне на радостях его подарили.
 
GM: Фрэнк, вы все еще сидите в седле?
 
Ф.С.: Сейчас, к сожалению, уже не часто и очень осторожно. Восстанавливаюсь после падения с лошади. А в молодости верховой ездой я занимался регулярно.
 
GM: Есть ли у вас любимая лошадь? 
 
Ф.С.: У меня всегда было много хороших лошадей. И особенно я люблю скаковых.  Из них я бы выделил двух – Осом Эгейна и его сына Гостзаппера. Оба жеребца были победителями Бридерс Кап Классик и сейчас живут на моей ферме 
в Кентукки.
 
GM: А что для вас скачки больше: хобби или бизнес?
 
Ф.С.: Я являюсь владельцем Magna Entertainment, которая занимается организацией самых дорогих на планете скачек, поэтому для меня это, скорее, бизнес, нежели хобби, но моя работа мне 
в радость.
 
GM: Фрэнк, расскажите, пожалуйста, оправдал ли ваши ожидания первый в истории Кубок Пегаса?
 
Ф.С.: Знаете, я вполне доволен результатами события, прошедшего 28 января в «Гольфстрим-Парке». Я попытался принести в мир скачек свежие веяния, найти новые пути популяризации этого великого дела и привлечь в скаковую индустрию как можно больше фанатов. Кстати, в 2018 году мы надеемся увеличить призовой фонд и вдохнуть в наши скачки еще больше азарта.
 
GM: А как вы относитесь к конкуренции? Ведь австралийский Турф-клуб уже анонсировал октябрьские Эверест Стейкс на Королевском ипподроме Рэндвик, которые являются клоном Кубка Пегаса?
 
Ф.С.: Я очень рад. Для скаковой индустрии в мировом масштабе будет очень здорово, если кто-то повторит формат Кубка Пегаса. Скачки стоят того, чтобы стремиться привлечь к ним как можно больше интереса.