Моксель Александр. Интересная судьба

Известные люди: Моксель Александр. Интересная судьба

Автор: Егор Мелентьев, Евгения Ельцова
Номер журнала: GM №5(172)/2017

В среде профессиональных спортсменов-конников едва ли найдется кто-нибудь, кто не слышал бы об Александре Мокселе. 
В глазах многих наших соотечественников этот человек выглядит как успешный бизнесмен и расчетливый делец, ставший главным перекупщиком ценных лошадей российской селекции, на которые 
в 1990-е годы появился устойчивый спрос за границей. 
Да, он никогда не забывал о выгоде. Но, зарабатывая на лошадях, 
он оказывал мощную поддержку и людям, которые с ними работали. Благодаря ему взошли на конноспортивном небосклоне многие яркие звезды. Благодаря ему были спасены в эпоху развала 
в СССР уникальные лошади.
Вконном бизнесе такие понятия, как «дилерство» и «меценатство», бывают порой настолько близки, что становятся чуть ли не синонимами. Ну, в самом деле, абсурдно считать, что для владельцев крупных компаний, ежегодный оборот которых исчисляется десятками и сотнями миллионов, конюшня, пусть даже наполненная элитными лошадьми, является по-настоящему серьезным активом с экономической точки зрения. Другими словами, бизнесмены, заработавшие состояние в строительстве, добыче углеводородов, продаже недвижимости, производстве техники, оружия, продуктов питания и в других сферах, вполне могли бы обойтись и без конного бизнеса (по крайней мере, в экономическом плане). А вот конная индустрия, со всей своей многогранностью и разнообразием, скорее всего, давно задохнулась бы без мощных инвестиций представителей бизнес-элиты. Однако личность Александра Мокселя выделяется даже на фоне самых известных спонсоров. Среди десятков выдающихся спорт­сменов за свою беспримерную доброту, честность и обаяние он снискал огромное уважение и благодарность, которые, словно невидимый памятник, остаются незыблемыми спустя почти семь лет после его смерти.
 
Судьба человека
 
Ровно 100 лет назад, в 1917 году, Польша официально вышла из состава Российской империи. А спустя год в большой еврейской семье, проживавшей в городе Плоцке, что в 100 км к северо-западу от Варшавы, родился Александр Моксель. Его родители владели собственной бойней и занимались производством мяса. В Польше прошли его детство и юность, которая закончилась в одночасье с разрывом первой немецкой бомбы, упавшей на польскую землю. 
Кровавое колесо Холокоста жестоко прокатилось по всей его семье, не оставив в живых ни родителей Александра, ни братьев и сестер. Впоследствии он так и не нашел никаких сведений о смерти своих близких. Зимой 1940/1941 он и сам был вывезен в Германию и заключен в концлагерь Раизиско, где привлекался к работам на военном заводе. Буквально накануне войны он женился на молодой девушке-еврейке. Она оказалась в том же концлагере, только, соответственно, в женском блоке. Им обоим, несмотря на все ужасы заключения, удалось продержаться там почти 4 года, но их дальнейшая судьба складывалась драматично.
Заместителем коменданта концлагеря оказался человек, не разделяющий идеалы фашизма и в тайне, буквально рискуя собственной жизнью, помогавший заключенным бежать. Так он спас десятки людей. В 1944 году к побегу готовился и Александр. Более того, ему удалось договориться, чтобы и его жену выпустили примерно в одно время вместе с ним. Моксель оказался на свободе. А вот его любимая женщина так и не смогла покинуть лагерь: буквально за день до планируемого побега все заключенные женского блока были расстреляны…
Около года Александр Моксель скрывался в партизанском отряде, до тех пор, пока советские войска не освободили от нацистов территорию Восточной Германии. Вспоминает Владимир Жуковский: «Мы познакомились с „дедом“ в 1991 году, я тогда был  командиром конно-спортивного дивизиона ЦСКА, главным тренером по конному спорту. Дружили мы с ним до его смерти в 2010. Он часто говорил: „Больше, чем у русских, сердца нет“». 
После войны он попытался эмигрировать в Бразилию, где он установил связь с родственниками погибшей жены, которые занимались мясным бизнесом. В итоге ему так и не удалось оформить гражданство в Бразилии, но он создал представительство компании своих бразильских родных в Германии. В небольшом баварском городке Бухлоэ, на месте заброшенной пивоварни, Моксель открыл собственную бойню, с которой начался его путь в большой бизнес. Спустя полвека этот бизнес перерастет в один из крупнейших мировых концернов по производству мясной продукции – A. Moksel GmbH. Во время своего визита в Бразилию он познакомился с сестрой своей покойной жены и сделал ей предложение руки и сердца.
В начале 1950-х, несмотря на непростое послевоенное время, жизнь у Александра Мокселя стала постепенно налаживаться. Редкий предпринимательский талант и умение прекрасно считать деньги способствовали развитию бизнеса, который быстро набирал обороты. Второй брак обещал быть удачным – в семье Мокселей родилась дочь. Казалось, что все потрясения и беды позади. Однако судьба распорядилась иначе. При совершенно нелепом стечении обстоятельств его супруга разбилась в автокатастрофе. Для Александра это стало слишком тяжелым ударом, с которым он смог справиться, только пройдя лечение в неврологической клинике. 
Спустя некоторое время Александр Моксель женился в третий раз, и этот брак стал, наконец-то, счастливым. Его жена Антони стала не только самым близким человеком и матерью четверых дочерей, но и помощником во многих его социальных и благотворительных проектах. В городе Бухлоэ Александр и Антони Моксели были награждены званием «Почетный гражданин». Фрау Моксель пережила своего мужа на 6 лет и ушла из жизни в декабре прошлого года.
 
Где взять второго Бербаума?
 
Трудно сказать, что он любил больше: самих лошадей или азарт, который приносила ему выгодная сделка по их продаже. Но в одном можно быть уверенным – лошади стали его настоящей страстью. Елена Ершова вспоминает: «Когда я в 2003 году была в гостях дома у Александра Мокселя, помню, с какой любовью он говорил о лошадях, о том, что восхищался ими с самого детства. Они стали его первым приобретением, когда у него появились свободные деньги. В свои 85 лет одним из наибольших достижений, которыми он гордился, было то, что он открыл миру великих спортсменов и великих лошадей. И с этим невозможно не согласиться».