Кроу Рассел: Кони Робина Гуда

Известные люди: Кроу Рассел: Кони Робина Гуда

Автор: Юлия Рощина
Номер журнала: ЗМ №6 (97) 2010

 

В мае на экраны вышел долгожданный фильм Ридли Скотта «Робин Гуд». Блестящий звездный состав: Кейт Бланшетт, Расселл Кроу, и фантастический бюджет обеспечили режиссеру полную свободу самовыражения. В том числе – масштабные конные съемки. Пожалуй, это самый «конный» фильм последних лет: в массовках занято не менее двух сотен лошадей. Собственно, почти все действие фильма проходит на конских спинах. Они несут героев в битву, спасают их от погони, пашут землю, везут повозки, или просто присутствуют в кадре.

 

В продолжении картины чаще всего на экране появлялись верхом Робин Гуд и его четверо друзей. Расселл Кроу гарцевал на сером красавце какой-то холоднокровной породы, среди других лошадей присутствовали два вороных фриза. В фильме немало живописных сцен проезда галопом по песчаным пляжам, по воде, и они очень удались как постановщикам, так и оператору. Но наибольший интерес все же привлекают батальные эпизоды с большим количеством всадников, и трюковые съемки. Среди трюков можно отметить прыжки с лошади на полном скаку, проезд «испуганного» животного, которое тащит на веревке тело своего всадника. Самой сложной, пожалуй, была сцена конной атаки пешего строя: солдаты расположились шеренгой, примерно в метре друг от друга, встав на колено и прикрывшись щитами. Кавалерия проскакала сквозь этот строй, опрокидывая людей. Можно себе представить, насколько сложно было поставить эту сцену, как с точки зрения дрессировки, так и безопасности актеров и животных.

Историческая правда

Есть в фильме и элементы высшей школы. Когда сюжетная линия привела короля Иоанна в замок своего опального маршала, он застал старого вояку во дворе за работой -  обучением боевых коней. С тросточкой в руке, с земли, маршал наблюдал, как всадник исполняет изящные пассажи и пиаффе. Этот эпизод тем более интересен, что он близок исторической правде. Обучению боевого коня в средневековье уделялось очень много времени. Ведь от его действий на войне зависела жизнь рыцаря. Обыкновенно, на воспитание рыцарской лошади требовалось 7-8 лет. Неудивительно, что боевой конь стоил целое состояние.

Зрелищный штурм

Привлекает внимание эпизод штурма укрепленной усадьбы непокорного барона. Кавалерия нападающих буквально сносит запертые ворота, подняв лошадей на дыбы. Передними копытами кони выбивают деревянные створки, и всадники врываются во двор, где крушат все на своем пути, неся смерть. С точки зрения исторической достоверности, такой способ нападения вызывает определенные сомнения: вряд ли это было технически возможно. Однако, зрелищность сцены, несомненно, украсила картину. И, конечно же, кульминацией фильма стала эпическая картина боя на песчаном берегу. Огромные скалы окружают амфитеатром пляж, где высадился французский десант. Английская конница, числом несколько сотен всадников организованной колонной спустилась с холма по крутой дороге и с ходу атаковала незваных гостей. Здесь были красивые проезды по воде, падения в море опрокинувшихся лошадей, и погони.

Доля абсурда

Нужно отметить, что авторы серьезно подошли к задаче и постарались воссоздать историческую обстановку вплоть до деталей. В частности, богато украшенное дамское седло королевы Алиеноры Аквитанской, S-образные псалии (эти вертикальные стержни  крепились перпендикулярно на конце удил, но позже распространение мундштуков и трензелей вывело их из употребления), общий вид сбруи создают впечатление достоверности. Однако, неточностей также хватает. Например, в сцене пахоты плуг тянет огромный шайр а, как известно, эта порода еще не существовала в XII веке. Во времена Ричарда Львиное Сердце в поле работали низкорослые лошадки местных пород, а Большая Лошадь средневековья, основа рыцарской кавалерии, конечно, сильно отличалась от современных лошадей. Кроме того, кажется, что Ридли Скотт обладает весьма своеобразным чувством юмора: в баталии среди атакующих он поставил отряд английских ополченцев на пони без седел, во главе с облаченной в доспех леди. Подростки, почти дети, в домотканых портках, вооруженные чем попало храбро бросаются на закованных в железо французских рыцарей. Эта абсурдная сцена в купе со слащавым финалом сбивает накал сюжета и очень портит картину. Тем не менее, «Робин Гуда» смело можно назвать одним из лучших масштабных исторических фильмов последних лет.