Князь Урусов и его книга

История: Князь Урусов и его книга

Автор: Александр ГАНУЛИЧ
Номер журнала: GM №6(200)2020

Его предок отрубил голову Лжедмитрию II, отец служил на Кавказе вместе с Лермонтовым, а мать была фрейлиной Императрицы, сын писал об истории 1812 года и погиб в 1914-м. Сам же князь Сергей Петрович Урусов посвятил свою жизнь животноводству, написал большое количество книг. В том числе и главную иппологическую энциклопедию «Книга о лошади».

Над обширным океаном иппологической литературы, словно вершины горных кряжей, возвышаются несколько трудов, написанных около ста лет назад или даже гораздо раньше. Это книги И. Ф. Бобинского «Краткая иппология и курс верховой езды» (1836), Д. Филлиса «Основы выездки и езды» (1901), В. О. Витта «Из истории русского коннозаводства» (1932). Но даже на этом фоне выделяется знаменитая «Книга о лошади» князя С. П. Урусова (1898), выдержавшая множество переизданий. Она и сейчас не потеряла своей актуальности, так как представляет, по сути, всеохватывающую энциклопедию, затрагивающую вопросы и происхождения лошади, и конских пород, их анатомию и физиологию, основы верховой и упряжной езды, амуницию и экипажи.
 
КТО ТАКИЕ УРУСОВЫ?
 
Князья Урусовы по знатности и происхождению не уступали знаменитому роду Юсуповых и были выходцами из Ногайской орды, занимавшей нынешнюю территорию Башкирии и северо-западного Казах­стана. В Русском государстве они появились в конце правления Ивана Грозного. Борис Годунов пожаловал Урус Магмету, от которого и пошли затем князья Урусовы, Касимовское ханство. 
 
В Смутное время Лжедмитрий II тайно казнил касимовского царевича, за что внук царевича и начальник его охраны Бий-Мурза Урус, в крещении Петр Арсланович Урусов, смог отомстить. Когда Лжедмитрий охотился на зайцев за пределами Калуги, и его сопровождала только татарская стража, Урусов подскакал к саням самозванца и саблей отсек ему голову. В последующих поколениях князья Урусовы играли заметную роль в истории государства и причислялись к высшей знати. Некоторые члены этого рода приходились царю Алексею Михайловичу троюродными братьями. 
 
Урусовы имели близкие родственные связи с самыми знаменитыми фамилиями Российской империи: Долгорукими, Голицыными, Татищевыми.  Представители этой дворянской фамилии служили воеводами в Нижнем Новгороде и Киеве, Петр Васильевич Урусов (1733-1813) был московским губернским прокурором и владельцем частного театра, предшественника Большого. 
 
Дед интересующего нас Урусова, Александр Михайлович, имел чин обер-гофмейстера и являлся президентом Московской дворцовой конторы. 
 
Его сын Петр Александрович дослужился до камергера Двора, имел земли в Гродненской губернии, а после женитьбы на Екатерине Сипягиной, фрейлины Императрицы, получил значительные земельные  угодья в Симбирской и Саратовской губерниях. Кроме того, отец будущего автора «Книги о лошади» был адъютантом у знаменитого «серого кардинала» Российской империи графа Бенкендорфа, а в 1840-х служил на Кавказе в Экспедиционном отряде вместе с М. Ю. Лермонтовым. В альбоме Урусова сохранились два рисунка Лермонтова: карандашный набросок к акварели «Этюд сражения при Валерике» и набросок пером, изображающий лошадей, скачущего всадника и мужскую голову.
 
Аграрный князь
 
Сергей Петрович был пятым ребенком в семье. Его братья Александр, Владимир и Николай в молодости проходили военную службу, а затем занимали ответственные государственные посты, принадлежали к ближайшему окружению царя и были отмечены высочайшими наградами Империи.
 
В 1880 году Сергей Петрович окончил Виленское пехотное училище, но тяга к лошадям пересилила. Он поступает корнетом в лейб-гвардии кирасирский ее величества полк, а после окончания военной службы – в Главное управление коннозаводства. Его дальнейшая деятельность посвящена сельскому хозяйству страны. Он двигается по карьерной лестнице в Министерстве земледелия и государственных имуществ (дореволюционный аналог нынешних Минсельхоза и Минприроды России), Главном управлении государственного коннозаводства, Министерстве внутренних дел в качестве чиновника по особым поручениям при министре. 
 
В это же время Сергей Петрович проявляет большие способности в специальной литературе. Он пишет книги по животноводству, посвященные крупному рогатому скоту, свиноводству, птицеводству, козоводству, но главное внимание уделяет коневодству, которому посвящено большинство его работ. В 1890-х князь Урусов является главным редактором иллюстрированных еженедельников «Русский охотник» и «Русский спорт». Он входит в число составителей «Полной энциклопедии русского сельского хозяйства» в 12 томах (1900-1912) – издания, по качеству и полноте материала до сих пор не имеющего себе равных не только в нашей стране, но и, пожалуй, во всем мире.
 
При поддержке императорского дома князь Урусов учреждает «Российское общество козоводства», имевшее отделения в 42 губерниях и городах страны. Он оставался неизменным председателем общества, способствовал ввозу известных пород из-за рубежа, организовал племенное дело в отечественном козоводстве.  
 
В течение трех лет Урусов является главным редактором Правительственного вестника, ежедневной газеты Главного управления по делам печати. 
 
Видимо, литературные способности достались почти всем членам семьи Урусовых. Братья Сергея Петровича, Владимир и Сергей, оставили громадное книжное наследие, сестры, Елизавета и Мария, были известными писательницами и переводчицами. Единственный сын Сергея Петровича, Петр, стал автором книги об истории Лейб-гвардии кирасирского полка в войне 1812 года. 
 
С началом Первой мировой войны князь Урусов назначается начальником Главного управления по делам печати и членом совета министра внутренних дел, и исполняя при этом упомянутые должности и продолжая литературную деятельность по коневодству. В первый же год войны Сергей Петрович переживает страшную трагедию – на фронте погибает его сын Петр. 
 
Жизнь самого князя Сергея Петровича Урусова оборвалась при страшных и драматических событиях. Он был арестован в городе Ессентуки 11 сентября 1918 года ЧК Северного Кавказа и содержался вместе с другими представителями высшей знати и офицерства в Новоевропейской гостинице в Пятигорске. Через месяц Сергей Петрович был убит без суда и следствия вместе с 58 другими заключенными, среди которых был и его младший брат Николай. В ночь с 18 по 19 октября их вывезли на кладбище, поставили перед вырытой ямой и убивали без применения огнестрельного оружия: шашками, штыками и ружейными прикладами.  
 
КНИГА О ЛОШАДИ
 
Перу князя Сергея Петровича Урусова принадлежит свыше двадцати книг по коневодству, некоторые из которых выдержали по несколько прижизненных изданий, а также десятки статей в журналах. Его труды в этой области охватывают практически все аспекты разведения и использования лошадей в России. 
 
Центральный труд князя «Книга о лошади» издавался трижды при его жизни: в 1898, 1902 и 1911 годах. Причем каждый раз автор дорабатывал предыдущий вариант. В основу книги положено одноименное сочинение графа Карла Густава Врангеля, выпущенное в Германии в 1895 году, «Das Buch vom Pferde», и разошедшееся в Европе в большом количестве экземпляров. Вначале Сергей Петрович предполагал, что его труд будет простым переводом немецкой книги. Но, приступив к работе, автор столкнулся с тем, что немецкий оригинал требует значительной доработки в силу климатических, экономических и других условий жизни в России, особенностей российского коннозаводства. Это заставило существенно изменить оригинал и привело к появлению самостоятельной книги, высоко оцененной коннозаводчиками-профессионалами и любителями лошадей в России. 
 
Первое издание содержит два тома и семнадцать глав, материал изложен очень детально, с громадным количеством иллюстраций и свидетельствует о тонком и всеобъемлющем понимании темы автором. Можно спорить о стиле изложения, но нужно помнить, что книга написана почти 130 лет назад, в ней чувствуются интонации произведений русской классической литературы XIX века. Вот, например, фрагмент из введения к третьему изданию: «Экономическое, политическое и вообще государственное значение коневодства общеизвестно еще со школьной скамьи, а между тем лошадь, не будучи одарена природой божественным даром речи, этим самым лишена возможности упрекнуть человечество, с полным основанием, в самой черной неблагодарности».  
 
В двух толстенных томах «Книги о лошади» Урусова, пожалуй, поместились все знания по иппологии, известные человечеству к началу ХХ века. Происхождение и классификация пород лошадей с подробным их описанием, коннозаводство, анатомия и физиология лошади, учение об экстерьере и пороках, болезни и лечение, кормление, уход, ковка, работа с верховыми, спортивными и упряжными лошадьми, устройство конюшен, уход за амуницией и экипажами – это весьма обобщенный перечень тем, описанных в книге. 
 
Конечно, за сто с лишним лет знания в области физиологии и ветеринарии сильно ушли вперед, появились новые корма, изменились методы подготовки спортивных и ипподромных лошадей, но весь базовый материал «Книги о лошади» нисколько не устарел. Также до сих пор остались незыблемы правила верховой и экипажной езды, управления лошадьми, поведения всадников и наездников. К настоящему времени появились новые породы лошадей, а некоторые из описанных в книге исчезли, применяется более совершенная конская амуниция, прежде всего, для их спортивного и ипподромного использования, но и эти разделы книги сегодня  интересны с точки зрения истории лошадей, сбруи и экипажей.
 
Что же помогло книге, написанной еще в ХIХ веке, остаться актуальной и в веке ХХI? В чем ее секрет? Таких секретов несколько. Первый – это глубочайшие знания предмета, как теории, так и практики, научных положений и гипотез, и тяжелого труда коннозаводчиков, конюхов, ветеринаров, наездников и жокеев. Второе – это опора на научные достижения, сложившиеся к концу ХIХ века в иппологии. Третье – это тонкое понимание значения лошади, коневодства и коннозаводства для России в целом с ее безграничными пространствами, в основном, аграрным способом производства, большой численностью кавалерии. Четвертый и, безусловно, главный – это колоссальная любовь к лошади, которой автор посвятил всю свою жизнь.
 
Лошади посвящены сотни лирических и прозаических произведений, художественных картин, скульптур величайших мастеров искусства. Можно вспомнить глиняную модель лошади Леонардо да Винчи, многочисленные стихотворения Александра Пушкина о лошади и русской тройке, рассказы о лошадях Льва Толстого и Александра Куприна, картины Николая Сверчкова. Князь Сергей Петрович Урусов, возможно, не владел тонкостями художественного описания лошадей, но памятник лошади все же поставил в виде одной из признанных основ иппологической литературы.