S-класс из прошлого

История: S-класс из прошлого

Автор: Александр ГАНУЛИЧ
Номер журнала: GM №7(201)2020
Фото: Алексей Морозов. Предоставлено пресс-службой

Привилегиями на дорогах представители политических элит пользовались всегда. Сегодня – это выделенные полосы и перекрытые магистрали, а двести лет назад – количество лошадей, разрешенных к запряжке. И конечно, сами транспортные средства высших государственных деятелей, как тогда, так и сейчас, остаются фактически недоступными для населения. На чем ездили чиновники в те времена, когда еще не существовало Bentley и  Maybach?

При слове «карета» перед взором обывателя возникает шикарный экипаж из сказки «Золушка», созданный доброй феей из тыквы. Но даже при таком примитивном представлении о карете все понимают, что это закрытый колесный экипаж на конной тяге. Карета возникла в позднем средневековье в Европе и на протяжении шести веков своей истории превращалась то в возок, зимний экипаж на полозьях, то в дормез, преобразуемый раскладыванием сидений в спальную повозку на колесах, то в общественные экипажи: омнибус и дилижанс. Все это время карета совершенствовалась, постепенно приобретая свои характерные черты. В частности, карета обычно имела парную запряжку, а управлял ей большой штат: кучер, сидящий на козлах, форейтор на одной из передних лошадей, два лакея на запятках. 
 
В Средние века ездить в экипаже считалось уделом слабых женщин и  тяжелобольных мужчин, остальные в это суровое время предпочитали передвигаться верхом. Когда император Священной римской империи Карл IV приезжал в Париж в 1377 году, за год до своей смерти, он жестоко страдал от подагры и не мог ехать верхом, ему была предоставлена карета для передвижения. Но этот транспорт долгое время не был востребован – спустя еще 150 лет в том же Париже было всего три кареты для пассажиров, а все грузы перевозились на повозках или вьючных животных.  Одна из карет принадлежала графу Раймонду де Лавалю, человеку настолько толстому, что он не мог ездить верхом.  
 
Эволюция 
 
Ситуация с каретами резко изменилась в Новое время. Они стали престижными экипажами, без которых выезд королевских особ и высокопоставленных вельмож стал невозможен. Именно с этой эпохи кареты стали радикальным образом совершенствоваться. Во второй половине XVII века был изобретен поворотный круг – устройство из двух горизонтальных дисков, соединенных центральной вертикальной осью. Он позволил упростить повороты кареты. До его изобретения при резких поворотах карет лакеям приходилось заносить задние колеса вручную. 
 
Впечатляющий путь совершенствования проделали рессоры, упругие элементы подвески, позволяющие снизить толчки от неровностей дороги. Вначале кузов кареты подвешивался на ремнях или цепях к четырем столбикам, закрепленным на раме. Но цепи создавали неприятный звук при раскачивании кузова, а ремни быстро перетирались. Дело чуть улучшилось при замене ремней на металлические струны, натягиваемые между столбиками, однако, радикального повышения комфорта передвижения в карете удалось добиться с применением вертикальных С-образных или S-образных рессор – наборного упругого элемента соответствующей формы. Они делались из нескольких скрепленных воедино деревянных, а позже стальных полос, придающих конструкции прочность и гибкость. Главным недостатком такой конструкции была ее громоздкость –  кузов кареты был закреплен высоко, что усложняло вход и выход. Подлинная революция рессор произошла в 1804 году, когда английский каретник О. Эллиотт изобрел горизонтальные рессоры над каждым колесом. Они были значительно удобнее и компактнее и до сих пор даже применяются в некоторых автомобилях. Долгое время такие рессоры назывались лежачими или английскими. ...
 
Продолжение читайте в GM №7(201)2020