История: Взгляд из прошлого на день сегодняшний

Автор: Егор МЕЛЕНТЬЕВ
Номер журнала: GM №1(195)2020

Совместный проект российской государственной библиотеки и журнала Gold Mustang

 

Павел Николаевич Мяснов не был влиятельным чиновником, князем, генерал-губернатором и приближенным к императору. Мелкий помещик из небогатой дворянской семьи увлекся лошадьми, загорелся идеей проведения регулярных скачек, сумел донести ее до государства и создал первое скаковое общество в России. Беспрецедентная по своей смелости и масштабу последствий «инициатива снизу»! Идеолог чистокровного коннозаводства оставил после себя три важные книги. Об одной из них и поговорим.

Первую книгу «О конских ристаниях и скаковых лошадях» Павел Мяснов издал в 1824 году. Она выходила уже и в наше время в виде репринтного издания, и специалисты ипподромного дела и чистокровного коннозаводства, конечно, знакомы с ней. Это было, по существу, развернутое послание «Императорскому Московскому обществу сельскаго хозяйства» (Главного управления Государственного коннозаводства тогда еще не существовало) и первая попытка указать на важность скачек как средства определения пользовательной и племенной ценности лошадей. После этого в 1826 году был утвержден устав первого российского скакового общества в городе Лебедяни, одним из авторов которого был все тот же Мяснов. 9 мая 1827 года состоялось первое заседание членов общества, на котором Павел Николаевич был выбран секретарем на последующие 13 лет. 
 
Следующая его книга вышла через девять лет, уже с более глубоким анализом как темы организации скачек и их важности, так и практических вопросов разведения, содержания и подготовки скаковых лошадей. Вся многогранность этого труда отражена уже в его названии: «О воспитании скаковых лошадей в России и о приготовлении оных к скачке в отношении возможности общего улучшения всех видов коннозаводства в государстве». Это было время бурного развития ипподромного дела в нашей стране. В 1831 году было учреждено Московское скаковое общество, где на должность секретаря также был приглашен Мяснов. А с 1834 года берет свое начало история Московского ипподрома.
 
Значительный объем книги занимает развернутая ода чистокровной верховой породе. В главе «О лошадях скаковых английских» автор усиленно пытается донести до читателя уникальность и ценность этой породы. Видимо, в среде многих заводчиков еще царило невежество, и далеко не все понимали те истины, которые сегодня кажутся очевидными: «Напрасно некоторые думают, что взяв, подобно англичанам, арабских лошадей, можно тотчас и сравниться с ними, почерпнувши из того же источника. Нет! Во-первых, невозможно и достать из Аравии того, что доставали веками англичане; а главное дело в том, что двухсотлетнее просвещенное содействие английских охотников к образованию достоинств сей породы, поддерживаемое в величайшей деятельности огромным интересом выигрышей, – ничем уже заменено быть не может».
 
Наверное, как практическое руководство для современного заводчика, эта книга вряд ли будет интересна, хотя некоторые фрагменты, вроде рецептов разных примочек для ног, могут показаться любопытными. Но, пожалуй, самая интересная глава этой книги – «О скаковых призах в России». Читая мысли о проблемах ипподромного дела в эпоху его зарождения, поражает их актуальность спустя почти два столетия. Видимо, люди, которым приходится объяснять важность для коннозаводства таких вещей, как например, призовые на испытаниях, за двести лет никуда не делись. «А поелику в России не существует той страсти к закладной игре, которая, укоренившись в Англии по характеру нации, составляет великого онаго движителя деятельности заводчиков, делая возможными всякия предприятия, всякия пожертвования и трудов, и капиталов для произведения скакунов лучших; следовательно у нас одна мера – назначение призов для скачек, производить соревнование долженствует. 
 
По сему и ценность призов должна быть сообразна и соразмерна с ценностию пожертвований и трудов скаковых коннозаводчиков, и не только представлять в выигрышах достаточную сумму для покрытия делаемых ими постоянных издержек; но, подобно лотерейному призу, ценностию своею производить соревнование к получению онаго и делать возможными для частных людей пожертвования в предприятии, так сказать, случайном в отношении выигрыша и от удачи зависящем».
 
Согласитесь, если причесать архаичность языка – вполне современный запрос, который звучит едва ли не на каждом очередном заседании по развитию ипподромного дела.
 
Вот уж поистине история движется по спирали.