Житие антифашиста

История: Житие антифашиста

Автор: Тимур МУМИНОВ
Номер журнала: GM №3(218)2023
Фото: из архива семьи Александра ШМОРЕЛЯ

В 2016 году на сайте немецкого медиапортала HNA появилась статья «Лошадь как зеркало души» (Das Pferd als Spiegel der Seele). В ней рассказывалось об адаптивной верховой езде для людей с физическими и ментальными нарушениями. Посетителями этих занятий были воспитанники специальной (коррекционной) школы имени Александра Шмореля. Биография этого человека удивительна, и, забегая вперед, скажем, что в ней, хоть и появляются лошади, но отнюдь не на первом месте, как бы вскользь. Но до чего же удивительно история фиксирует образы людей: на самом известном сохранившемся фото Александра Шмореля он запечатлен именно с лошадью – будто бы ставшей зеркалом чистой и благородной души этого человека.

Летом 1942 года, когда немецко-фашистские войска вполне успешно наступали вглубь СССР, по всему Мюнхену стали появляться листовки загадочной подпольной организации «Белая роза», призывавшие жителей Германии к сопротивлению режиму Гитлера и саботажу всех мероприятий партии нацистов. Изумленные немцы находили напечатанные на пишущей машинке листки, обличавшие «предающуюся сомнительным влечениям клику властителей», на досках объявлений и в телефонных будках, в подъездах домов и на прилавках магазинов. Через некоторое время послания «Белой розы» стали приходить по почте тысячам адресатов на территории Третьего Рейха. Высокий слог, цитаты из Аристотеля и Лао-Цзы указывали на то, что подпольщики могли быть выходцами из кругов интеллигенции. Однако никому и в голову не могло прийти, что непримиримую войну Гитлеру в городе, где он когда-то заявил о себе как о лидере национал-социализма, объявили студенты медицинского отделения Мюнхенского университета. «Разве не стыдно каждому честному немцу за свое правительство?», – спрашивали они соотечественников в одной из листовок.
 
Детство русского немца
 
Активисты «Белой розы» не имели поддержки иностранных спецслужб, не были убежденными коммунистами, как многие немецкие антифашисты, не планировали вооруженного сопротивления. Мюнхенскими подпольщиками руководили высокие гуманистические идеалы, воспитанные в них христианской религией и немецкой культурой. Впрочем, не только немецкой. Один из основателей подпольной группы Александр Шморель родился в Оренбурге в роковом 1917 году в семье обрусевшего немца. При рождении его крестили по православному обряду. Семья Шмореля покинула беспокойную Россию и обосновалась в Мюнхене, когда мальчику было всего четыре года. Но, живя в католическом окружении, Саша сохранил приверженность Православию, прекрасно знал русский язык и литературу. И ни с чем не могла сравниться его любовь к лошадям и верховой езде. Казалось, бескрайние просторы степного края, оставшиеся далеко в оренбургском детстве, нашли свое продолжение в свободолюбивом характере юноши.
 
Русский немец Александр Шморель рос в трагическое для Германии время, когда национальное унижение и депрессия, вызванные поражением в Первой мировой войне, стремительно сменились жаждой геополитического реванша и одержимостью человеконенавистнической идеологией, которую прививали с малых лет. Но наш взрослеющий герой и его ближайшие друзья избегали участия в нацистских молодежных организациях.
 
Александр (на переднем плане), его отец Гуго Карлович, мачеха Елизавета Егоровна, сестра Наташа и брат Эрих (Мюнхен, 1930 год)
 
Моральное испытание
 
В 1937 году Александр получил аттестат зрелости. Весной того же года он отправился в обязательный трудовой лагерь, а в ноябре был призван в дивизион конной артиллерии, дислоцировавшийся в Мюнхене. Вопреки укоренившимся представлениям, вооруженные силы Третьего Рейха использовали «лошадиные силы» ничуть не меньше, чем якобы отсталая Красная Армия. Каждой пехотной дивизии вермахта по штату было положено не менее 5 000 четвероногих солдат, а всего же во Второй мировой войне немцы использовали примерно 3 миллиона лошадей. Несмотря на кавалерийскую романтику, военная служба стала для молодого человека серьезным моральным испытанием. Шморель хотел отказаться от принятия обязательной для каждого новобранца клятвы на верность лично Гитлеру. Однако под напором своей семьи он все же присягнул фюреру.
 
В 1939 году Александр поступил на медицинское отделение Мюнхенского университета. Но со второго курса был мобилизован и в составе санитарной роты на какое-то время попал во Францию. О войне ставшей ему родной Германии с горячо любимой Россией, не говоря уже о собственном участии в такой войне, Шморель не мог даже помыслить…
 
Александр ШМОРЕЛЬ
 
Прививки свободы
 
Мюнхен. Июнь 1942 года. Александр вместе с однокурсником Гансом Шоллем напечатал на машинке и распространил по городу первое антифашистское воззвание от имени «Белой розы». А уже через месяц санитарную роту, к которой были приписаны студенты-медики, неожиданно отправляют на Восточный фронт. Большую часть времени они провели в Гжатске, где стали свидетелями чудовищно жестокого обращения с советскими военнопленными и мирным населением оккупированных территорий СССР. Молодым людям, избравшим для себя одну из самых гуманных профессий, было невыносимо видеть, как одурманенные нацизмом немецкие солдаты уничтожают все живое на своем пути. Вместе с тем в неприятии расистской идеологии и возмущении преступлениями гитлеровского режима Александр и Ганс оказались не одиноки.
 
Осенью 1942 года по возвращении с Восточного фронта мюнхенские антифашисты возобновляют борьбу с режимом. «Белая роза» получает новых сторонников. К ядру подпольной группы присоединились сестра Ганса студентка Софи Шолль и студент-медик Вилли Граф, а также профессор философии Курт Хубер.
 
Теперь листовки изготовлялись в большем количестве и распространялись по адресам, произвольно выбранным из телефонного справочника. После поражения армии Паулюса под Сталинградом в феврале 1943 года, которое невероятно потрясло тех немцев, кто слепо доверял Гитлеру, участники «Белой розы» решились на более отчаянные акции прямого действия. Уже 3 февраля, едва затихли последние залпы над Волгой, а Германия впервые за годы войны погрузилась в траур, на стенах Мюнхенского университета, Национального театра и Министерства экономики появились смелые лозунги: «Долой Гитлера» (Nieder mit Hitler) и «Свобода» (Freiheit).
 
Мужество говорить «нет»
 
Воодушевление подпольщиков росло с каждым днем, бешено работали по ночам копировальные машины. 18 февраля 1943 года листовок оказалось так много, что часть из них Ганс и Софи Шолль принесли в университет и незаметно оставили в коридорах и пустых аудиториях. Несколько оставшихся листовок Софи бросила с балкона студентам, находившимся внизу. Это увидел охранник и вызвал гестапо. Подпольная группа «Белая роза» была раскрыта.
 
Ганса и Софи пытали, судили и признали виновными. 22 февраля 1943 года их казнили с помощью гильотины. Таким способом умерщвления герои-антифашисты приравнивались нацистским «правосудием» к обычным уголовникам, недостойным расстрела. Последними словами Ганса Шолля перед ужасной казнью были: «Да здравствует свобода!». Вскоре были схвачены и осуждены еще около трех десятков активистов «Белой розы», включая Александра Шмореля. Свой смертный приговор 25‑летний антифашист принял с удивительным спокойствием. В день казни он написал письмо, в котором утешал родителей, напоминая о жизни вечной и о Боге. «Дорогой папа, дорогая мама! Если мне придется умереть, знайте: я не боюсь смерти… Господь направляет ход вещей на свое усмотрение, но на наше благо. Поэтому мы должны довериться Ему…». Александр был казнен 13 июля 1943 года в мюнхенской тюрьме Штадельхайм. Похоронили его по православному обряду на кладбище Ам Перлахер Форст.
 
Спустя примерно четверть века после описываемых событий маститый советский режиссер Михаил Ромм снял знаменитый документальный фильм «Обыкновенный фашизм», в котором как будто прозвучал реквием по «Белой розе»:
 
«Были же люди, которые год за годом упорно говорили нацизму "нет". Нужно много мужества, чтобы умереть, но, быть может, не меньше мужества нужно, чтобы говорить "нет", когда кругом говорят "да", чтобы оставаться человеком и борцом, когда люди кругом перестали быть людьми, чтобы думать, когда думать запрещено».
 
Мемориал Александра ШМОРЕЛЯ в Оренбурге. На заднем плане – икона святого Александра Мюнхенского
 
Память
 
Германия, пережившая разгром и капитуляцию, Нюрнберг и денацификацию, разделенная и воссоединившаяся, свято чтит память своих настоящих героев. Обе площади перед главным зданием Мюнхенского университета были названы именами участников группы: площадь брата и сестры Шолль (Geschwister-Scholl-Platz) и площадь профессора Хубера (Professor-Huber-Platz). В мюнхенском студенческом городке все улицы были названы в честь участников группы, а в самом университете есть музей «Белой розы». И еще во многих городах Германии имена «Белой розы» или ее участников носят улицы, площади, парки или школы. Об одной из них, названной в честь Александра Шмореля, мы упомянули в самом начале.
 
В России память о необыкновенном немце с русским сердцем, «жизнь положившем за други своя», увековечила Русская Православная Церковь, причислив его к лику святых как новомученика Александра Мюнхенского. Наконец, 30 сентября 2020 года в центре Оренбурга у входа на территорию Оренбургского государственного медицинского университета на Парковом проспекте в честь Александра Шмореля был открыт мемориал.