Дистанция до прошлого

История: Дистанция до прошлого

Автор: Ольга Корнилова
Номер журнала: GM №4(219)2023
Фото: Max Casula

Пробеги – самая молодая дисциплина FEI: первые официальные соревнования еще не отметили и 70 лет. А чемпионат мира и вовсе состоялся лишь в 1986 году. Тем интереснее проследить, как стремительно этот спорт прошел свой путь от локальных увлечений всадников‑авантюристов до современных высокотехнологичных турниров, привлекающих тысячи последователей во всем мире, независимо от пола, возраста, уровня достатка и социального положения. Добро пожаловать на увлекательную экскурсию по истории пробегов, которую проведет Ольга Корнилова.

Ольга Корнилова – профессор кафедры зоологии и генетики РГПУ им. А. И. Герцена, тренер сборной Санкт-Петербурга по пробегам, судья всероссийской и международной категорий.
 
Состязания по конным пробегам в том или ином виде проводились с давних времен в разных странах, но наиболее известными широкой публике они стали в США к середине ХХ века. И именно там появилось само понятие пробегов на 100 миль. Эта дистанция в современной системе единиц трансформировалась в 160 км. Соответственно, 75 миль – это примерно 120 км, 50 миль – 80 км, и 25 миль – 40 км. Дистанция 100 км появилась в системе квалификации всего несколько лет назад, как промежуточная ступень от 80 к 120 км.
 
История ветеринарного контроля на конных пробегах уходит корнями в XIX век. Тогда на турнирах довольно жестоко обходились с лошадьми. Общество защиты животных и широкая публика в разных странах были возмущены многочисленными случаями травмирования и гибели лошадей в результате подобных соревнований. Все громче звучали требования гуманного отношения к лошадям. Постепенно ветеринарные осмотры стали неотъемлемой частью официальных турниров по конным пробегам во многих странах. Одновременно развивались и совершенствовались система помощи всадникам на трассе с привлечением волонтеров, способы разметки маршрутов, введение общих требований к весу спортсменов и характеру амуниции, сопровождение детей и подростков старшими всадниками и многое другое.
 
В 1964 году на Кубке Тэвиса (штат Калифорния, США) начали присуждать Кубок Хаггина за лошадь из первой десятки, финишировавшую в лучшем состоянии. Так впервые был проведен конкурс, который сегодня называют Best Condition. На сложной трассе кони часто теряли подковы, и в 1970 году были изобретены специальные ботинки, их можно было носить с собой и при необходимости надевать на копыта лошади.
 
Пробеги во времени и пространстве
 
Первым официальным спортивным турниром по конным пробегам, продолжающимся по сей день, признан тот самый Кубок Тэвиса, впервые разыгранный в 1955 году. Здесь надо преодолеть очень сложную трассу в 160 км, проложенную сквозь горный хребет Сьерра-Невады, за один день. Однако этот турнир зародился не на пустом месте, ему предшествовала солидная история конных пробегов в США, однодневных и многодневных, на большие дистанции и с обязательным строгим ветеринарным кон-тролем лошадей.
 
Кубок Тэвиса (США), впервые разыгранный в 1955 году, считается первым официальным турниром по пробегам. Он проводится и в наше время
 
Растущая популярность конных пробегов в США привела к созданию в 1971 году Американской конференции по конным пробегам (AERC). Она начала вести статистический учет результатов пробегов, классификаций всадников и лошадей, стандартизировала правила и начала регламентировать турниры. Из-за критики со стороны зоозащитников организаторы старались избегать понятия «гонки на победу» и провозгласили принцип конных пробегов, ставший базовым: «Завершить – значит победить». К 1974 году в США было проведено уже около 50 турниров под эгидой AERC.
 
Надо отметить, что с самого начала становления конных пробегов как спортивных состязаний в них стали активно принимать участие женщины, сыграв немалую роль в развитии этой дисциплины конного спорта.
 
В других странах конные пробеги как вид спорта также активно развивались с середины ХХ века. Например, в Великобритании в живописном Эксморском национальном парке в Эксфорде с 1965 года проводится ежегодный турнир на приз «Золотая подкова», с дистанциями от 24 до 160 км.
 
В Германии первые соревнования на 160 км были проведены в 1974 году. Участники стартовали в Гамбурге и финишировали в Ганновере. В базах данных FEI самые ранние сведения о пробегах относятся к 1984 году – тогда во Франции во Флораке был проведен чемпионат Европы. В нем успешно финишировали 19 всадников. В 1986 году состоялся чемпионат мира по пробегам в Италии, в нем приняли участие спортивные пары из Европы и США. Можно считать, что именно с этого момента дисциплина и приобрела современный вид.
 
Во Франции конные пробеги стали чрезвычайно популярными в начале 1990‑х годов и способствовали даже развитию отдельного направления коневодства – выращивания арабских лошадей специально для этой дисциплины. Мне довелось работать в судейской бригаде на чемпионате Франции в 2019 году, и меня поразила массовость конных пробегов в этой стране и высокий уровень подготовки лошадей. Основная часть выращенных и квалифицированных лошадей продается в арабские страны.
 
В Европе международные соревнования по пробегам некоторое время регламентировались Европейской международной конференцией по пробегам и дистанционной верховой езде – Endurance and Long Distance Riding International Conference, ELDRIC (основана в 1979 г.). Эта организация долго и трудно входила в FEI, но разработанные ею правила получили общее признание.
 
Самые первые пробеги (в современном понимании) в нашей стране проводились именно по правилам ELDRIC. Тогда в Пятигорске ими занималась Елена Жуковская. Первые экземпляры переведенных на русский язык правил распространялись среди конников и способствовали привлечению их в новую дисциплину конного спорта.
 
Публикация в «Золотом мустанге» (№ 2, 2001 год) актуальных на тот момент правил FEI 
 
Пробеги приходят в Россию
 
В базе данных ФКСР хранятся результаты соревнований по пробегам с 2009 года. Все, что происходило раньше в этой дисциплине, приходится восстанавливать по различным публикациям в СМИ и по воспоминаниям очевидцев.
 
В нашей стране издавна проводилось немало интереснейших конных пробегов с внушительными результатами. Например, соревнования на 100 верст ежегодно проходили в России в конце XIX века. С 1922 года конные пробеги стали частью подготовки кавалеристов, а с 1935 года в этих турнирах начали принимать участие и спортсмены-любители. Однако в начале 1950‑х годов соревнования по конным пробегам были прекращены на долгие десятилетия.
 
В ноябре 1989 года в Кабардино-Балкарии состоялся первый дистанционный конный пробег, по регламенту приближенный к европейским правилам. Было заявлено 13 всадников, но после предварительного осмотра судьями из ВНИИ коневодства и ветеринарами к старту было допущено только девять. Им предстояло преодолеть дистанцию 80 км в 2 этапа по 40 км. Старт был дан в Нальчике, на ипподроме, трасса пролегала вдоль шоссе в сторону Пятигорска и обратно. На промежуточной остановке лошади отдыхали 30 минут, и затем были осмотрены специалистами. Две лошади были сняты по хромоте, остальные семь отправились на второй этап и успешно финишировали почти одно­временно со средней скоростью 16,74 км/ч.
 
В следующем, 1990 году, выдающиеся результаты на пробегах показал кабардинский жеребец Каро: в марте победил на дистанции 60 км (15,67 км/ч), в апреле – на 120 км (17,1 км/ч). В июне он стал чемпионом России (РСФСР) на дистанции 160 км (15,9 км/ч), в сентябре победил на дистанции 60 км со средней скоростью 28,1 км/ч и в октябре – на дистанции 80 км со средней скоростью 25,64 км/ч. Ну а в промежутке, в июле, съездил на Всемирные конные игры в Стокгольме (первые в истории) и успешно там выступил.
 
Как отмечал Заур Коков в своей статье «Конные пробеги как метод испытания лошадей», на Северном Кавказе за период с 1989 по 1998 год по международным правилам и с достаточно строгим ветконтролем было проведено около двух десятков конных пробегов на дистанциях от 60 до 160 км. При этом в пробегах в нашей стране начали активно использовать лошадей арабской породы и их помеси.
 
В конце 1980‑х – начале 1990‑х годов конные пробеги в нашей стране проходили на очень больших скоростях. Для сравнения, в Европе в те годы средние скорости на дистанции 160 км составляли 12,8–13,5 км/ч, а у нас – 15,9. На дистанции 120 км – соответственно, 14,8 и 17,2.
 
Одним из последних запомнившихся многим турниров конца 1990‑х был эпичный пробег на 120 км вокруг Москвы по МКАД. Как вспоминает Артур Сибеков, несмотря на невероятную сложность трассы, принадлежавший ему конь Эмир сумел успешно финишировать и занять пятое место. Но многим не повезло: некоторые лошади получили травмы, других подвела метаболика.
 
Новая страница
 
Многие с теплым чувством вспоминают о пробегах в начале 2000‑х в нашей стране.
 
Вот что рассказала ветврач Людмила Шитько:
«Тогда в наших краях основные старты были в Филимоново во Владимирской области и в Малке, в Зольском районе КБР. Я в то время работала как раз в Филимоново и принимала участие и как ветврач, и как организатор практически во всех стартах. Самое главное, что вспоминается, это атмосфера праздника, радость встречи с друзьями. Участников было не так много, как сейчас, но это было настоящее пробежное братство».
 
Вспоминает Марина Ушакова:
«Для меня пробеги начались в 2005 году, сразу со 160 км. Это были соревнования в Нальчике, кажется, даже международные. Старт был в два дня, по 80 км. Это был мой первый пробежный опыт, боялась, что не осилю. На старт вышло более 60 всадников. Первые 80 километров мы преодолели, а на второй день закрепатуренный Буян выводку не прошел. Но мы с ним потом успешно прошли 160 км в Буденновске».
 
По воспоминаниям Дениса Моисеева, пробеги тогда были более демократичными, не связанными региональными и разрядными ограничениями в допусках. Большую помощь и поддержку конным пробегам в те времена оказывал Алексей Горбунов и Сергей Кокорев (более известный как «Иваныч»).
 
С 2007 года начал специализироваться на пробегах конноспортивный клуб «Исток» в Ленинградской области. Этот клуб славен тем, что на протяжении 15 лет непрерывно проводит по несколько турниров в год, не раз принимал всероссийские и международные соревнования.
 
Первые выезды заграницу
 
Своими воспоминаниями о первых пробегах за рубежом, в которых принимали участие наши конники, поделился Замир Зухов:
 
«В 1990 году в Стокгольме состоялись первые Всемирные конные игры, где в пробегах на 160 км принял участие Валерий Жигунов на вороном кабардинском жеребце Каро. Тогда снялись две трети всадников. Он еще заблудился, проехал лишние 30 км и последний этап пробежал со средней скоростью 25 км/ч.
 
Второй выезд был в 1995 году на чемпионат Европы во Франции, в Морлее. У нас была команда на кабардинских лошадях, но, к сожалению, никто не доехал. Меня сняли перед последним этапом за хромоту. За столько лет сложнее трассы я не видел.
 
Третий выезд в 1998 году на чемпионат мира в Дубае стал для нас успешным, нас было двое российских всадников, мы заняли 63 и 64 места среди 240 участников».
 
Замир ЗУХОВ на чемпионате России 2023 года в КСК «Отрада» (фото: ФКСР/Виктория ФЕДУЛОВА)
 
Про турнир в Морлее 1995 года рассказывал и Александр Андриевский. По его словам, нашу команду подвела логистика – лошади провели девять дней в коневозе, и в Морлее они вышли не в лучшем состоянии.
 
С ростом популярности конных пробегов в России росло и число всадников, готовых к серьезным международным стартам.
 
Первые в нашей стране международные соревнования, признанные FEI, состоялись в Нальчике в июне 2005 года. Тогда стартовали 44 всадника, и только 12 удалось успешно финишировать. Первое место заняли Ахмед Махов и Хард, второе – Руслан Гекиев и Лотос. Елена Лосева и знаменитый Виноград – четвертое. Имена этих спортсменов сегодня хорошо известны любому пробежнику.
 
В начале 2000‑х наши спорт­смены стали все чаще выезжать на соревнования в другие страны.
 
Одним из участников таких турниров стал Игорь Складанюк. Вот что он рассказывает:
 
Игорь СКЛАДАНЮК на чемпионате мира в Дубае в 2005 году (фото: из личного архива)
 
«В 2003‑м, чтобы получить квалификацию на чемпионат Европы, я ехал на кабардинском Каро на чемпионате Германии СЕI3*160. Ехал не спеша, в серединке, а на последнем этапе мне удалось обогнать восьмерых всадников. Результат – второе место, за что получил «мастера спорта РФ». Это был первый на тот момент случай присвоения такого звания по конному спорту в пробегах в России.
 
МСМК я также получил первым в 2005 году на чемпионате мира CEIO4*160 в Дубае на том же кабардинском Каро*, заняв там 16 место. Более 10 лет я был единственным МСМК РФ в пробегах, а результат на ЧМ остается пока лучшим российским результатом.
 
До этого в 2003 на чемпионате Европы CEIO 4* 160 в Ирландии на Каро занял 23 место, и это дало командное шестое – тогда командный зачет шел даже по одному всаднику».
 
О своих первых зарубежных стартах рассказывает Елена Лосева:
«Мой первый выезд на международные пробеги состоялся в 2004 году, это было в Польше, в Лебе, на дистанции 160 км, при поддержке Александра Андриевского и Альберта Мишхожева. Я им очень благодарна за помощь и ценные советы. Запомнилось все до мелочей: поездка в коневозе с остановками, чтобы размять коня, непривычное окружение, красивейший маршрут по берегу моря, мужественное поведение Винограда. Очень понравилось доброжелательное отношение организаторов турнира. Тогда мы пришли вторыми и получили лицензию для участия в чемпионате мира.
 
Елена ЛОСЕВА и ВИНОГРАД в Лебе (Польша), 2004 год (фото: из личного архива)
 
Следующий запомнившийся старт был в Эмиратах. Было очень жарко, вокруг сплошные пески, завораживающие тропинки до горизонта, мы с Виноградом не сразу адаптировались, тем более что он не очень хорошо перенес перелет. Но у нас впереди был почти целый месяц тренировок и мы сумели достаточно успешно выступить – заняли 27 место. Мне запомнилось, что на старт вышло сразу 87 всадников. Тогда это было невероятно много. С нами вместе ехали знаменитые пробежники, в том числе шейх Мактум и принцесса Хайя. На трассе были группы грумов, которые поливали и поили лошадей своих команд, а у нас поддержка была слабоватая, но нам помогали совершенно незнакомые люди. Тогда я поняла, как важно иметь свою группу надежных помощников на соревнованиях. Финишировали мы уже вечером, по освещенной трассе, было прохладно после жуткой дневной жары, и на последних километрах мной овладело чувство полного счастья. Это было прекрасно!»
 
Вспоминает Николай Ягупов:
«После участия в качестве ветврача на пробеге по МКАД у меня не было желания иметь дело с этой дисциплиной, но когда я выехал с нашей командой в Эмираты, то полностью изменил свое мнение. Я увидел невероятную мощь, красоту, особый дух этого праздника спорта. Я понял, что нам есть к чему стремиться, и мне очень захотелось, чтобы отечественные пробеги поднялись до такого же высокого уровня».
 
Николай ЯГУПОВ (фото: ФКСР/Виктория ФЕДУЛОВА)
 
Один из ветеранов пробежного спорта Николай Мельбард с 2005 по 2021 год стартовал 55 раз в международных соревнованиях, привез немало призовых результатов и сумел дважды успешно преодолеть сложнейшую трассу 160 км во Флораке. Вот что сам он вспоминает о своих первых стартах:
 
«На старте три звезды 8 августа 2009 года во Франции, в Ландивизьо, я занял на Баксане второе место. Это было очень неожиданно для французов, там были сильнейшие райдеры, трасса была очень сложная, по лесу с корнями, каменистая и холмистая.
 
Могу рассказать и про чемпионат Европы во Флораке в 2011 году. Сложнейшая трасса в горах с подъемом на первом этапе на тысячу метров. Стартовало 78 пар, финишировало 43. Мы выступали командой: я на Баксане, Юля Малахова на Алмазе, Марина Ушакова на Дэвиде (это мои лошади) и еще Алексей Горбунов на Лидл Армур, Лена Лосева на Гасане и Анна Ревунова на Балтике. Командный зачет был по трем финишировавшим лошадям, но из наших финишировали только двое: я и Юля. Если бы кто-то третий финишировал из россиян, мы бы заняли третье командное место!».
 
Самым результативным нашим пробежником, выступавшим за рубежом, согласно статистике FEI, является Алексей Горбунов – он принял участие в 30 турнирах во Франции и других европейских странах, и в них успешно финишировал 14 раз.
 
_______________________________________________
 
Развитие ветеринарного контроля
 
Обсуждая историю конных пробегов, нельзя обойти вниманием развитие ветеринарного контроля. Первым показателем, на которое обращали внимание, конечно, была хромота. Причем в некоторых руководствах были градации: слабая хромота, средняя и сильная, и со слабой хромотой вполне могли допустить лошадь к следующему этапу. Сегодня даже малейшие отклонения в ритме движений лошади могут быть причиной снятия. Недавно в FEI отказались от обозначения LA (от англ. lameness – хромота) и приняли обозначение GA (от англ. Irregular Gate – неравномерные движения). Кроме того, по правилам FEI теперь на ветконтроле запрещено показывать движения лошади на иноходи – только на рыси.
 
 
Ветврачи, наблюдающие лошадей на пробегах, сталкиваются с проблемами, о которых мало кто знает в других дисциплинах. Например, диафрагмальный спазм практически никогда не случается у лошадей в конкуре или выездке. А на пробегах он происходит нередко, и лечащий ветврач должен точно знать, как поступать в этом случае.
 
Основные показатели здоровья лошади, которыми должны руководствоваться ветврачи, были подробно изложены в книге «Спортивная лошадь» («The Athletic Horse: Principles and Practice of Equine Sports Medicine»), 1994 года. Раздел, посвященный подготовке лошади для пробегов, написал Керри Риджвей (на фото), спортсмен и ветеринарный врач.
 
Он предложил контролировать состояние лошади по изменениям сердечного ритма до и после пробежки рысью – Cardiac Recovery Index, CRI. По случайности эта аббревиатура совпала с обозначением обязательного осмотра лошади перед стартом на определенный этап – Compulsory re-inspection (тоже CRI), поэтому в пробегах предпочитают называть контроль восстановления пульса лошади – тестом Риджвея.
_______________________________________________
 
 
Настоящее и будущее
 
Самое главное, на что обращаешь внимание, долго занимаясь пробегами, – за последние годы невероятно возрос уровень подготовки лошадей. По сложнейшим трассам, в тяжелых погодных условиях они показывают очень высокие скорости и при этом хорошо восстанавливаются. Думаю, если бы кто-то сказал мне несколько лет назад, что смогу проехать на лошади 20 км меньше, чем за час, я бы не поверила, а теперь даже мне, весьма посредственному всаднику, это удается. 
 
Сегодня в нашей стране рекорд скорости на 160 км принадлежит Мухамеду Калову и Юпитеру – 19,82 км/ч. Это победители Кубка России 2023 года. Авторы рекорда на 120 км – Дарья Непрынцева и Бейринг де Траклин (22,46 км/ч), на 100 км – Ахмед Махов и Самбо (23,26 км/ч). Это совершенно потрясающие результаты, но я уверена, что скоро они будут еще улучшены.
 
Обладатели российского рекорда скорости на 160 км Мухамед КАЛОВ и ЮПИТЕР (фото: Валерия Ример)
 
За прошедшие годы сильно изменилась амуниция и экипировка пробежников. Практически уже не увидишь на соревнованиях всадников в шлепанцах или галошах, в строительной каске, в обвисших трениках и с узловатой веревкой вместо повода. Теперь на конях обычно специализированные пробежные седла с безопасными стременами, цветные непромокаемые уздечки, легко превращающиеся в недоуздок. Спортсмены аккуратно экипированы, у многих команд единая форма одежды со своим логотипом. Все это придает дополнительную привлекательность нашей дисциплине конного спорта.
 
Что касается технического оснащения пробегов, здесь в последние годы наблюдается бурное развитие и средств фиксации времени, и GPS-слежения, и мгновенное отражение текущих результатов онлайн. Например, у нас в стране создан прекрасный сайт probegi.ru, на котором и заявки на соревнования можно отправлять, и отслеживать в реальном времени ход соревнований, и посмотреть технические результаты и фотографии прошедших турниров, и узнать подробности о предстоящих соревнованиях и семинарах.
 
Вообще развитию пробегов в нашей стране очень помогают спортсмены-меценаты и другие неравнодушные люди. В разные годы многое сделано и продолжается благодаря Алексею Горбунову, Анне Пахомовой, Николаю Мельбарду, Игорю Морозову, Игорю Чуланову, Ольге Ворожцовой, Елене Сбитневой, Ринату Насырову, Артуру Сибекову, Дмитрию Сибгатулину, Николаю Гоголю, Александру Пономаренко и другим.
 
При многих достижениях можно назвать и проб­лемные аспекты, которые требуют внимания. Например, развитие дисциплины на севере и востоке страны. Всадники из многих регионов практически не имеют возможности приехать на чемпионат России. Во‑первых, им негде получить первый разряд, а без разряда нет допуска на всероссийские соревнования. А чтобы получить первый разряд, недостаточно просто выполнить норматив – надо, чтобы это был официальный региональный турнир, да еще не меньше шести всадников в зачете. А что делать, если этот спортсмен – единственный пробежник в своем регионе? И если он тренирует свою лошадь, например, на Дальнем Востоке – как им добираться в Москву? Вот и приходится или отказываться от любимого вида спорта, или выступать за другой регион и арендовать лошадь на месте.
 
Другая серьезная проблема – острая нехватка хороших ковалей. Надежные подковы – залог успеха на пробегах, но найти подходящего коваля не так-то легко.
 
Есть и другие проблемы, с которыми постоянно сталкиваются энтузиасты конных пробегов, но настоящие спортсмены никогда не сдаются и продолжают двигаться к вершинам мастерства. Думаю, конные пробеги в России продолжат успешно развиваться и прирастать своими поклонниками.