Искусство в осколках

История: Искусство в осколках

Автор: Владислава СМИРНОВА
Номер журнала: ЗМ №7(109)2011

Солнечный свет, рассыпанный на сотни разноцветных бликов, – это витражи, древний и прекрасный вид искусства.
Витражи – составленное из разноцветных фрагментов стекло, или витражная панель, – известны с античных времен. Они изначально служили для украшения парадных помещений, дворцов, храмов. Радужный свет, играющий на стенах католических соборов, создавал особую атмосферу, и нередко теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла.
 
Секреты производства
 
На протяжении веков техника изготовления витражей менялась в деталях, но в главном оставалась неизменной – разноцветные куски стекла вырезали по лекалам, а потом соединяли с помощью металлических (свинцовых, медных) полосок. Вблизи витраж смотрелся не слишком изящно (особенно в Средние века), но прекрасно выглядел издалека, поэтому витражи делали большими и украшали ими только очень обширные помещения, с высокими потолками.
 
 
Весь мир верхом
 
Неудивительно, что на старинных витражах очень часто можно видеть изображения всадников. Ведь в Средние века все мужское население планеты, способное сесть в седло, ездило на лошадях. А рыцаря или короля представить без лошади было просто нереально.
 
Сюжетами для мастеров служили религиозные и бытовые темы, а героями становились святые, рыцари, короли. На витражах изображались как сами герои, так и фрагменты их жизни. Например, одним из распространенных сюжетов на витражах XII-XII веков была Притча о блудном сыне. На витражах героя сей нравоучительной притчи изображали в облике аристократа, восседавшего верхом на серой лошади с соколом в руке. Такой витраж сохранился в католическом соборе г. Буржа, построенном в XII веке. 
 
Конные сцены можно увидеть на витражах Анжерского кафедрального собора (Франция). Тема многочисленных витражей (их более двух сотен), которыми украшен собор, – иллюстрация жизни католических святых, и, как оказалось, среди них тоже было немало всадников.
 
 
Стеклянные картины
 
В XIX веке техника изготовления была упрощена, и в Европе вместо классических витражей стали расписывать стекло красками, создавая целые стеклянные картины. Отдаленное сходство с древними витражами им придавали черные или темные линии, которыми отделяли один цвет от другого. Тогда же витражи, так же как и картины на стекле, стали модными в России. Ими украшали православные храмы, государственные учреждения и богатые частные дома. В частных домах и общественных зданиях были распространены витражи с изображением цветов, растительным орнаментом или бытовыми сценками. А одним из самых распространенных конных изображений в православных храмах был Георгий Победоносец – всадник, поражающий змея.