Лошадиная сила Майбаха

История: Лошадиная сила Майбаха

Автор: Юлия СЕРКОВА
Номер журнала: GM №2(169)/2017

Более чем вековым девизом легенды эксклюзивного немецкого автомобилестроения всегда была «роскошь в движении». Логика уникальной и удивительной судьбы бренда «Майбах» сегодня совершенно естественно привела прославленную марку в люксовый сегмент конной амуниции. И совершенно неважно, приводится ли роскошная продукция в движение сотнями лошадиных сил или всего одной. Неизменными остаются – любовь к своему делу, техническому совершенству, лошадям…

Ключ на старт
 
Столетие с лишним назад Вильгельм Майбах и его сын Карл заложили фундамент для производства автомобилей высочайшего класса, которые моментально стали легендой. Предполагали ли они, что спустя долгие десятилетия бренд «Майбах» закроет линейку автомобилей, но все же останется на мировом рынке символом роскоши, элегантности и безупречного стиля? Вильгельм Майбах родился 9 февраля 1846 года в Хайльбронне в бедной семье столяра. А когда мальчику было десять, он и пятеро его братьев и сестер полностью лишились родителей. Родственники сумели устроить Вильгельма в школу для сирот, где он получил профессию чертежника и конструктора. А немного позже Майбах, уже занимавшийся сборкой стационарных двигателей внутреннего сгорания, встретил Готлиба Дайм­лера, вместе с которым позднее основал собственное дело.
 
Фальшивомонетчики
 
Друзья приобрели дом в Штутгарте, пристроили к нему мастерскую и вместе начали работать над созданием удобного и быстроходного двигателя. Рассказывали, что соседи поначалу подозрительно относились к их деятельности. Так, решив однажды, что конструкторы занимаются выпуском фальшивых денег, они даже заявили в полицию! Однако это так и осталось в истории нелепым курьезом. В 1883 году инженеры запатентовали свой первый двигатель, работавший на лигроине – смеси жидких углеводородов, которая по массе тяжелее бензина, а к концу 1885 года представили еще один мотор, ставший предшественником всех бензиновых. Уменьшенную версию двигателя конструкторы установили на деревянный велосипед, который стал прообразом первого мотоцикла, развивавшего скорость до 12 км/ч! А в 1889 году, наконец, Майбах и Даймлер собрали «самодвижущийся экипаж», управившись всего за год. Машина Майбаха и Даймлера произвела на всемирной выставке в Париже такой фурор, что компаньонам удалось без труда основать собственную компанию – «Даймлер-Моторен-Гезелльшафт», которая стала крупнейшим автомобилестроительным предприятием в Европе. Даймлер в нем взял на себя все финансовые дела, а Майбах стал главным конструктором.  Автомобили быстро стали популярными, и на компанию посыпались заказы. Известный на тот момент автогонщик и предприниматель, а также по совместительству консул Австро-Венгрии в Париже Эмиль Эллинек предложил Майбаху приобрести большую партию автомобилей, если последний создаст машины согласно его требованиям. Так, в 1900 году появился легендарный Mercedes 35 hp. По просьбе Эллинека он получил свое название в честь Девы Марии Милосердной (Maria de la Mercedes), чье имя носили: дочь консула Мерседес, а также его яхты, дома, отель и казино. В 1902 году название Mercedes было зарегистрировано как официальный товарный знак. Однако на пике популярности завода, в 1907 году, Майбах неожиданно ушел из компании, то ли устав от популярности, то ли разругавшись с владельцами, и начал строить двигатели для дирижаблей. Друг конструктора, Готлиб Даймлер, на тот момент уже скончался. 
 
Лимузин для принцессы
 
Майбах познакомился с графом Фердинандом фон Цеппелином еще в 1900 году и загорелся идеей создания мощных, надежных и безопасных моторов для воздушного транспорта. К этому моменту Цеппелин уже несколько десятилетий мечтал сделать дирижабли средством передвижения будущего. Поначалу в проекты графа никто не верил, но Цеппелину все же удалось заручиться финансовой поддержкой самого кайзера Вильгельма II. И разработкой двигателей занялся именно Майбах. Позже вместе с сыном Карлом конструктор  основал собственную фирму «Майбах-Моторен-Гезелль­шафт». На тот момент Майбаху-старшему исполнилось 70 лет, и он отправился на пенсию, а делами вплотную занялся продолжатель династии. Поворотным моментом в истории марки стал заказ на двигатели для автомобилей представительского класса, включая личный лимузин принцессы Вильгельмины. И «сотни лошадей» под фамильным брендом снова побежали… Несколько непроданных моторов Карл установил на новые собственные автомобили Maybach W2, что и определило дальнейшее будущее фирмы. Отныне машины Майбаха стали позиционироваться как автомобили для супербогачей и аристократии. В 1921 году Карл привез на Берлинский автосалон Maybach W3 – 5-метровый лимузин с мощным двигателем и уникальной в то время новинкой – тремя педалями переключения скоростей. К слову, до сих пор многие инженеры считают, что такая система была намного удобнее современной коробки передач!
 
Конец эпохи
 
Майбах продолжил совершенствовать и увеличивать свои модели, и скоро мир увидел самый знаменитый и дорогой «Майбах» – 5,5-метровый Maybach Zeppelin с 12-цилиндровым двигателем и автоматической коробкой передач. Цена на него доходила до 40 тыс. марок, в то время как популярное народное авто – «Фольксваген Жук» – стоил всего 990 марок. Зарплата рабочего в Германии при этом составляла примерно 300-350 марок в месяц. Пик популярности бренда пришелся на период с 1921 по 1941 год, когда с конвейера сошло примерно 1800 машин, из которых по сей день «живы» 152 экземпляра. И, разумеется, каждый «Майбах» имеет свою персональную историю, ведь их владельцами были аристократы, политики, представители высшего эшелона власти. К слову, в сериале «Семнадцать мгновений весны» встреча Штирлица и Бормана состоялась именно в «Майбахе». Но война убила спрос на дорогие машины, и компания сосредоточилась на разработке танковых моторов, став в Третьем рейхе монополистом. В итоге завод разбомбили союзники, а сам конструктор был арестован и вместе со своими инженерами принудительно отправлен во Францию для разработок по заказу французского правительства. Возможность возрождать марку у Карла Майбаха появилась лишь в 1957 году. Дела шли не особо успешно, и после кончины инженера компания перешла в собственность «Даймлер-Бенц». А в конце 1990-х годов автогигант решил выпустить линейку автомобилей премиум-класса, использовав при этом легендарное имя. Однако при всем великолепии проекту не удалось составить конкуренцию «Бентли» и «Роллс-Ройсу». Предполагая продавать до тысячи машин в год, концерн в 2011 году смог реализовать лишь 157, из которых, к слову, 16 ушли в Россию. Производство «Майбахов» в условиях мирового экономического кризиса оказалось убыточным, и в 2012 году компания объявила о ликвидации марки. Однако сам бренд не умер окончательно: производство автомобилей под новым именем «Мерседес-Майбах» было возобновлено в 2015 году. И это – далеко не конец истории…
 
Дело на миллион
 
К слову, концерн «Даймлер-Бенц» (или по современному «Даймлер АГ«) всегда занимался активной спонсорской деятельностью. И конная отрасль традиционно входит в сферу интересов автогиганта. Автопромышленники из Штутгарта вот уже более 60 лет сотрудничают с CHIO Aachen, а также являются спонсорами Global Champions Tour. С момента своего образования к работе с этими топовыми конноспортивными соревнованиями подключилось и люксовое шорное подразделение MAYBACH – ICONS OF LUXURY. Каждый год компания спонсирует один из маршрутов GCT с собственным главным призом, устанавливая препятствия с эмблемой фирмы, организует бесплатный трансфер для всадников, спонсоров и гостей, презентует новые автомобили класса люкс. Так, например, в прошлом, 2016 году обладателем такого приза на этапе Global Champions Tour в португальском Кашкае и весомого денежного приза в 145-сантиметровом маршруте стал француз Жюльен Эпайяр на Катрин де ля Рок. Кроме того, «Даймлер АГ» вместе с MAYBACH – ICONS OF LUXURY выступает спонсором целого ряда других турниров разной степени «звездности», среди которых CSI3* в Братиславе и STUTTGART GERMAN MASTERS – турнир на родине брендов, куда входят четыре дисциплины и в котором участвуют 160 всадников из более чем 25 стран мира. Не остаются без спонсорской помощи автогиганта и начинающие всадники. Так, при поддержке наследников славного имени Майбахов в Internaional Arena Яна Топса, в голландском Валькенсваарде, ежегодно проходят соревнования CSI2*,  CSI1* и  CSIYH1* для юношей.
 
История на колесах
 
Ну а популярность автомобильной марки остается настолько значимой, что в баварском Ноймаркте ей посвящен целый музей. Его кураторами и владельцами является супружеская пара – Гельмут и Анна Гофманы. В экспозиции представлено 10% исторических автомобилей Maybach, доживших до наших дней. А музей может предложить гораздо больше, чем просто факты и цифры. У Гельмута и Анны есть подробная история каждого экземпляра, включая судьбы прежних владельцев. Любопытно, что для предотвращения порчи машин из-за простоя Гофманы регулярно «выводят» их в свет. «Когда вы садитесь в „Майбах“, то будто погружаетесь в другой мир, – рассказывает Гельмут. – Замедляется сердцебиение, снижается артериальное давление – это время для неспешного наслаждения. Обычно мы берем машину в выходной, захватываем корзину для пикника и останавливаемся где-нибудь, чтобы пообедать и просто насладиться жизнью. Вождение „Майбаха“ – удовольствие в чистом виде». «В дороге случается всякое, – добавляет Анна. – Однажды мы собирались остановиться на ночь в отеле, но там не оказалось парковочных мест в гараже, и мы не смогли оставить сокровище просто на стоянке. Пришлось заночевать прямо в машине. Утром мы проснулись окруженные толпой, которая делала снимки». Конечно же, имя легендарной марки прочно ассоциируется у людей с эксклюзивностью и роскошью. 
 
Снова на коне
 
Несмотря на то, что в середине 2012 года из-за сокращения продаж марка была ликвидирована, на сегодняшний день серия Mercedes-Maybach S является одной из самых востребованных автомобилей класса люкс, а немецкий бренд MAYBACH – ICONS OF LUXURY в последние несколько лет великолепно зарекомендовал себя в области шорного дела. В августе 2015 года «Майбах» запустили свежую премиальную линейку инновационных седел и амуниции. А новый шорный магазин бренда открылся в голландском Валкенсваарде. Помимо седел, компания приступила к выпуску уздечек, оголовий, подпруг, щеток, вальтрапов, бинтов, попон, сумок для всадников и других аксессуаров. «Сейчас пришло время обратить внимание на новый сектор, где мы использовали весь наш опыт работы с эксклюзивными материалами в производстве амуниции, рассказывает генеральный директор и конструктор MAYBACH – ICONS OF LUXURY Ютта Калбетцер. – Долгие годы работы с технологиями углеродных и композитных материалов, а также сочетание традиционных и высокотехнологичных материалов помогли нам создать идеальный синтез для производства седел высочайшего качества. Мы делаем седла для выездки, конкура и дистанционных пробегов». И, конечно же, клиенты, покупающие продукцию от «Майбах», получают особый сервис. Специалисты снимают мерки с лошади и всадника в любой точке планеты с помощью специальной портативной измерительной системы, которая сканирует конскую спину. Полученное трехмерное изображение оцифровывается и служит основой для изготовления деревянного ленчика, который идеально ложится на спину лошади. Углеродное покрытие укрепляет тонкую деревянную основу ленчика по запатентованной технологии, которая обеспечивает исключительную легкость в сочетании с высокой износостойкостью. Кроме того, части ленчика можно оставить и не обтянутыми кожей, что в дополнение к экономии в весе также создает необычное и привлекательное визуальное впечатление. «Внутри ленчика находится микрочип, содержащий уникальный индивидуальный идентификационный номер, – рассказывает Калбетцер. – В него занесены все данные, касающиеся даты снятия мерок, анатомические пропорции лошади и вся другая соответствующая информация, которая сохраняется для того, чтобы в случае необходимости можно было сопоставить данные старых и новых измерений. Помимо оптимизации подгона седла, такая опция может быть очень интересна спортсменам, ветеринарам, остеопатам и заводчикам». Все седла «Майбах» производятся вручную, а изготовление одного экземпляра занимает от 9 до 12 недель. При этом цена выездковых седел «Майбах» начинается от 11 680 долларов, конкурных – от 12 980 долларов.
 
Выбор чемпионов
 
Рекламным «лицом» MAYBACH – ICONS OF LUXURY сегодня является жеребец Сезуан голландской полукровной породы. Он выступает под седлом  олимпийской чемпионки Рио Дороти Шнайдер. В 2012 году всадница стала обладательницей серебряной медали в командном зачете на Играх в Лондоне, а в 2016-м, также в составе команды, выиграла золото. Сезуан, трехкратный чемпион мира и один из самых обсуждаемых в мире жеребцов, не раз получал высочайшие оценки за качество аллюров и блестяще зарекомендовал себя на мировой арене. К слову, его потомки уже успешно выступают на международных турнирах, да и от самого жеребца, которому исполнилось всего восемь лет,  ожидают еще очень многого. Дороти Шнайдер в паре с Сезуаном сегодня рекламирует новейшее выездковое седло THE RADIANCE II, которое является шедевром ручной работы. Как и все, связанное с Maybach, в этом инновационном продукте, помимо эстетических факторов, первостепенное значение имеют и эргономические параметры седла. При этом седло очень легкое и может быть в любой момент скорректировано по лошади прямо на конюшне. 
 
Немецкое качество
 
Большое внимание компания уделяет выбору материалов. Так, для производства шорно-седельных изделий и аксессуаров используются лучшие породы дерева, коровья или телячья кожа, которая затем подвергается особой лакировке, обеспечивающей непревзойденный блеск. Вся шорная продукция легендарного бренда – седла, вальтрапы, попоны, бинты, щетки – производится исключительно в Германии. Одним из показательных примеров коллекции являются особые щетки от «Майбах». Надежная деревянная основа ласкает взгляд, а лаковое покрытие из грецкого ореха излучает элегантность. В зависимости от типа кисти можно подобрать мягкий ремешок для фиксации на руке. Все щетки инкрустированы или украшены декоративными элементами в виде логотипа «Майбах». Интересно, казалось бы, щетка – всего лишь атрибут обслуживающего персонала, и к чему уделять столь тщательное внимание деталям отделки такого изделия? Но гениальность MAYBACH – ICONS OF LUXURY тут состоит в том, что ведь любящий по-настоящему своего коня владелец, невзирая на статус, всегда с превеликим удовольствие и сам его почистит...
 
При этом философия бренда предельно проста и восходит к словам основателя марки – талантливого инженера-конструктора Вильгельма Майбаха, «нужно всегда создавать самое лучшее из самого лучшего».