Судьба ипподрома от империи к «незалежности»

История: Судьба ипподрома от империи к «незалежности»

Автор: Евгения ЕЛЬЦОВА
Номер журнала: GM №7(174)/2017

История целого города или даже страны лучше всего вырисовывается по косвенным свидетельствам: через судьбы отдельных людей или описание каких-либо сторон человеческой жизни. Так, бурную историю города Львова, до сих пор являющегося предметом территориальных претензий определенных политических кругов Польши, можно проследить на примере истории его ипподрома, точнее, четырех его ипподромов.
Появление со­временной ипподромной индустрии в Европе совпало с окончанием первой и началом второй промышленной революции. Массовое строительство ипподромов – сначала в Англии, а потом и по всей Европе – проходило ближе к середине XIX века, с отставанием примерно в десятилетие-другое. Большей частью это были вполне современные ипподромы, какими мы их привыкли сегодня видеть: с трибунами для зрителей и тотализатором. Не стал исключением и Львовский ипподром.
 
Австро-Венгрия. Первый ипподром
 
Первый ипподром Львова, обозначенный на планах города, располагался на так называемых Яновских Болонях. На плане «Лемберг с  его пригородом в 1844 году» эта территория была подписана как «Rennbahn», что в переводе с немецкого означает «ипподром». Львов (или, на немецкий лад, «Лемберг») тогда был под властью австро-венгерской империи Габсбургов, и официальным языком был немецкий.   
 
Инициатором проведения во Львове испытаний лошадей  стало Общество популяризации разведения лошадей в Галиции (Towarzystwo chowu koni w Galicyi), которое было создано в 1843 году и насчитывало 68 акционеров. Для организации скачек пригласили тренера-англичанина – исторические архивы даже сохранили его имя: Роберт Ротвелл (Robert Rothwell) – и оборудовали место для проведения испытаний. Впервые скачки во Львове прошли 2 июля 1843 года под проливным дождем. Несмотря на погоду, трибуны были переполнены, а вокруг ипподромной дорожки собрались тысячи зрителей.  
 
К делу популяризации скачек привлекли аристократию: обязанности стюардов во время испытаний выполняли ни больше ни меньше, как князь Эдуард Франц фон Лихтенштейн и граф Владислав Розвадовский. В этот день состоялось 3 скачки. 
 
Скачки быстро стали популярным развлечением как для высшего общества, так и для простого люда. Девятилетний перерыв в проведении испытаний (с 1848 по 1857 год) был вызван революционными событиями во Львове – это была первая ласточка парада суверенитетов, который и стал в конце концов причиной разрушения некогда мощной австро-венгерской империи. Но до 1914 года было далеко, империя еще располагала достаточными силами для подавления сепаратистских настроений, полным ходом шла вторая промышленная революция, и социально значимые технические нововведения следовали одно за другим. Лошади пока оставались необходимой частью этих новшеств: на узких улочках Львова в 1880 году появился конный трамвай (конка), а в 1893 году была основана конная станция скорой помощи. 
 
Конные заводы, поставляющие лошадей  для армии, процветали – не подозревая, что уже в Первую мировую преимущества военной техники перед кавалерией станут очевидны и «золотой век» лошади останется позади.
 
Второй ипподром
 
В 1889 году на деньги, выделенные из городского бюджета, был выстроен новый ипподром. Скачки теперь проходили в со­всем другой части города, между нынешними улицами Стрыйской и Козельницкой.
 
Судя по фотографиям нового, второго в истории Львова, ипподрома, место для скачек имело довольно обширную территорию, по периметру которой шло ограждение. Для зрителей были построены специальные ложи-трибуны. Просуществовал данный ипподром около 30 лет. В последний раз он обозначен на плане города 1922 года, но конные испытания здесь прекратились, очевидно, еще раньше. В 1921 году (Львов уже перешел к Польше) эта территория была передана Львовскому спортивному обществу «Чорни», которое  в 1923 году построило на этом месте целый комплекс спортивных сооружений. В советские времена эти сооружения принадлежали обществу «Динамо». В настоящее время на месте ипподрома находятся здания Государственной налоговой администрации, Академии наук Украины и Украинского католического университета.
 
Что касается самого первого ипподрома, его территория несколько лет пустовала, пока в 1914 году, с началом войны,  австрийцы не построили здесь военный аэродром.
 
Польша. Третий ипподром до войны
 
Новый ипподром, уже третий по счету, разместился неподалеку от своего предшественника – на той же улице Стрыйской, в пределах современных улиц Персенковки и Хуторивки. Строила этот ипподром уже Польша, потому что после развала Австро-Венгрии и короткого периода существования Западно-Украинской Республики, польско-украинской войны 1918-1919 годов и польско-советской войны 1920 года Львов в результате Рижского мирного соглашения, установившего границы между РСФСР, УССР, БССР и Польшей, был оставлен под управлением Польши. Подписание договора прошло в марте 1921 года, а семь лет спустя, в 1928 году, был построен новый ипподром. Открытие ипподрома казалось тогда жителям Львова возвращением к мирной и сытой жизни –  без войн и мировых катаклизмов, но с красивыми женщинами, легкими деньгами и приятными развлечениями.
 
Третий ипподром не уступал своему предшественнику в размерах. Скаковая дорожка была длиной 1600 м и шириной 24 м, а финишная прямая составляла 350 м. Внутри дорожки устроили дистанцию для стипль-чеза с пятью препятствиями. Были построены вместительные трибуны и конюшни на сто лошадей. С трех сторон ипподром окружал лес. 
 
Открытие скакового сезона прошло 16 сентября 1928 года – и в этом же году успели провести 88 скачек, в которых приняло участие 106 лошадей, из них 43 арабской породы. До начала Второй мировой Львовский ипподром был в Польше вторым после Варшавского по массовости и популярности.
 
22 сентября 1939 года между Польшей и СССР было подписано соглашение, согласно которому город Львов был передан войскам Советского Союза. При новой, советской власти ипподром продолжал работать: для скачек в 1940 году лошадей собрали по окрестным хозяйствам Западной Украины, а в 1941 году успели провести скачки уже с участием лошадей арабской и стрелецкой пород из конезаводческих хозяйств Советского Союза. Именно там скакал в 1941 году знаменитый араб Корей, который затем вместе с другими лошадьми был эвакуирован своим ходом за Волгу.
 
Началась Вторая мировая, и народам Европы было уже не до зрелищ. Львов был оккупирован гитлеровскими войсками с 30 июня 1941 года по июль 1944.
 
СССР. Третий ипподром после войны
 
Чтобы там ни говорили сегодня, но перемена власти пошла ипподрому только на пользу: после войны, уже в мирное советское время, ипподром был частично реконструирован: положены зеленая травяная дорожка (длиной 1620 м и шириной 18 м) и песчаная дорожка (длиной 1780 м, шириной – 4 м). В скачках участвовало 280 лошадей, содержавшихся в 16 конюшнях. Скачки проходили каждое воскресенье с двух часов дня. На ипподроме также работали ресторан и тотализатор, что способствовало привлечению зрителей. 
 
Вспоминает Михаил Вартовник, бывший директор детско-юношеской спортивной школы «Буревестник», мастер спорта, пришедший на конноспортивную базу старого ипподрома еще ребенком: «Таких дорожек, как были там, нигде уже в мире не делают. Конечно, технологии ушли вперед и делают уже по-другому, по-современному, но таких уже нет. Там было много слоев: пробковый слой, песок, трава, которая практически не выбивалась. Кони проскакали – а трава  продолжает расти. Дренаж был выполнен так замечательно, что дорожки всегда были сухие, даже после ливня. Ипподром был меньше, чем сегодняшний, занимал около 40 гектаров».
 
На этом ипподроме скакали такие выдающиеся жокеи, как Н. Лакс, Н. Насибов, К. Кочиашвили, здесь устанавливались всесоюзные рекорды резвости.
 
Трижды во Львове – в 1952, 1954 и 1956 годах – проводилось Всесоюзное Дерби.
 
Тем не менее и этому ипподрому не удалось просуществовать более 40 лет. Свою работу он прекратил в 1968 году, поскольку еще в 1964-м Совет министров УССР принял решение о передаче земельного участка, занятого ипподромом, Львовскому автобусному заводу. «Строители Советского Союза, к сожалению, думали: зачем нам кони? Нам нужны заводы! У нас век техники: машин, тракторов, ракет ... – вздыхает Михаил Семенович. – Львовский ипподром пытался защитить даже маршал СССР Семен Буденный. Буденный был большим любителем лошадей, имел привычку раз в год посещать все конные заводы Союза и все ипподромы. Львовский не был исключением. Когда в шестидесятых годах встал вопрос его закрытия, Буденный насколько мог долго и упорно договаривался с Никитой Хрущевым о сохранении объекта. К сожалению, не удалось. А он был лучшим на то время на весь Союз, в Москве был хуже! Но надо было расширять автобусный завод. Такова была политика». Стальной конь буквально пришел на смену коню живому.
 
Четвертый ипподром
 
Последний на сегодня, четвертый Львовский ипподром, который находится в конце улицы Стрыйской, был открыт в 1977 году. Уже в то время в нем размещались конюшни на 400 мест, скаковые и тренировочные дорожки, ветеринарные объекты, другие необходимые помещения и коммуникации. Впоследствии здесь появилось общежитие для персонала на 232 места и автопаркинг. 
 
Продолжает вспоминать Михаил Вартовник: «С 1968 года начали строительство нынешнего ипподрома – перевозили почву, дерн, все, что могли. Строили его почти 10 лет, сделали его большим, с подземными переходами. И все же тот, возведенный еще при Польше, был уникальным. На нынешнем мелиорацию сделали так, что уже через 10 лет она забилась, и на поворотах дорожек в дождливые дни стоит вода».
 
А вот что писал в 1975 году о строительстве нового ипподрома журнал «Коневодство и конный спорт»: «Сметная стоимость строительства составляет 4,99 млн рублей… Комплекс зданий и сооружений Львовского ипподрома четко делится на три зоны: зрелищную, производственную и зону ипподромных дорожек, которая состоит из призовой дерновой, призовой грунтовой, беговой шлаковой, рабочей песчаной и тренировочного поля…»
 
В Советском Союзе Львовский ипподром отличался уникальными условиями  – единственной во всей огромной стране дорожкой с травяным покрытием. Наличие такой дорожки плюс стратегически удобное расположение – на границе с Польшей – позволяло советским жокеям использовать Львовский ипподром для «грунтования» лошадей, то есть для подготовки их к международным стартам в Европе, где тогда они часто и успешно выступали. 
 
Вспоминает Александр Чугуевец, мастер-жокей международного класса, неоднократный победитель и призер крупнейших призов в нашей стране и за рубежом: «Мы обычно ехали в Европу через Львов, стояли там неделю-две, и дальше – в Варшаву или Прагу, Берлин или Будапешт.
 
Вообще нас часто приглашали скакать во Львов и давали нам хороших лошадей с украинских конных заводов.
 
В 1989 году мы с отделением от к/з „Восход“ стояли на львовском ипподроме. Я на жеребце Стимуле выиграл тогда Большой Украинский приз (Дерби), а на кобыле Венеции  – Окс. Это был последний раз, когда я скакал во Львове, и в 90-е годы контакты мало-помалу прекратились».
 
Новейшая история
 
Сначала – немного цифр: Чехия по площади занимает четвертую часть Украины и имеет 22 ипподрома, в Украине же их всего 4: Львовский, Одесский, Киевский, Харьковский.  Харьковский с 2012 года не функционирует.
 
Что же сейчас происходит на Львовском ипподроме? После разрухи 90-х, не миновавшей и Львовский ипподром, как и всю конную индустрию на постсоветском пространстве, ипподром пережил короткое возрождение: довольно регулярно стали проводиться скачки и казалось, что при поддержке государства возродить традиции племенных испытаний вполне возможно. Но и тут политические события отразились на ипподромной жизни: на Львовском ипподроме появились и начали побеждать лошади Константина Згары, владельца конного завода «Миллениум» и председателя Жокей-клуба Украины. Возник­ло недовольство: одни стали обвинять Згару в формировании скачек под своих лошадей, в  уничтожении украинского коннозаводства, ведь вместо поддержки существующих конных заводов современные конезаводчики  Украины предпочитали покупать лошадей за рубежом, сводя к нулю тем самым многолетнюю селекционную работу местных специалистов, другие считали, что покупка импортных лошадей способствует прогрессу в конной индустрии.
 
 Вместо таких необходимых инвестиций на Львовский ипподром пришли разруха и запустение. События Майдана и передел политических зон влияния не принесли благополучия Львовскому ипподрому. 
 
Последний раз испытания проводились на Львовском ипподроме в 2012 году. Если рассматривать происходящее с ипподромом в исторической перспективе, то можно заметить, что период бездействия всегда совпадал с временами смуты и перемены власти и не длился дольше девяти лет. 
 
Сколько будет продолжаться сегодняшний кризис и кто откроет скачки на Львовском ипподроме в следующий раз?
 
______________________
 
GM выражает благодарность за помощь в подготовке статьи и предоставленные архивные материалы Сергею Шаховцу, Николаю Самоволову, Павлу Кобзеву.