Дареный конь для президента

История: Дареный конь для президента

Автор: Анна ГОРБУНОВА
Номер журнала: GM №4(189)/2019
Фото: Михаил КЛИМЕНТЬЕВ/ТАСС

Лошадь в подарок – красивый и достойный внимания жест, на государственном уровне такие дары смотрятся особенно эффектно. Именно поэтому главам стран на протяжении многих столетий презентуют лошадей. Мы решили сосредоточить внимание на подарках для президентов и провели свое небольшое расследование.

Это все о нем
 
Владимиру Путину в конце марта 2019 года в ходе его официального визита в Кыргызстан преподнесли в подарок орловского рысака и собаку киргизской борзой тайган. Коллега Владимира Владимировича, президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков, вкусы своего гостя явно знал неплохо: собаки и лошади – два увлечения Путина.
 
Впервые «дареный конь» появился на его конюшне в подмосковной резиденции в Ново-Огарево в 2000 году – им также стал орловский рысак, его подарил губернатор Орловской области Егор Строев. Спустя год глава Башкортостана Муртаза Рахимов передал Владимиру Путину гнедого жеребца ахалтекинской породы Нагара.
 
География подарочных лошадей Владимира Владимировича обширна – Кабардино-Балкарская республика – жеребец Казбич. Кыргызстан – иноходец Гюльсары от главы государства Аскара Акаева. Отдельная история – лошади чистокровной арабской породы. Король Иордании прислал двух жеребцов Ибн Маруфа и Хакима и кобылу Айзис. Бывший глава Пакистана Мушарраф присовокупил к «арабской» коллекции еще парочку. Ахалтекинцев дарили главы Республики Туркменистан.
 
Однако едва ли не самым известным обитателем президентских конюшен является… Вадик. Этот жеребец миниатюрной породы был вручен Путину тогда еще главой Нижнекамска, Ильсуром Метшином (с 2005 г. – мэр Казани) на открытии нового ипподрома МКСК «Казань». Тогда у подарка было имя Чип. По приезде в сочинскую резиденцию он довольно скоро стал Семеном, а потом и Вадиком – президент отмечал тогда, что имя лошадке придумала его супруга Людмила Александровна. По слухам, и Вадиком новый обитатель конюшен пробыл недолго, однако среди широкой общественности осталось именно такое имя у маленького, но весьма значимого президентского коня.
 
Надо отметить, что и сам Владимир Владимирович в «конных» подарках толк знает и дарить их умеет – в 2016 году после переговоров в Сочи король Бахрейна Хамад бен Иса Аль Халифа получил от президента России поистине королевский подарок – четырехлетнего ахалтекинского Хаджибека, рожденного и выращенного в Ставропольском конном заводе №70. Годовичком жеребца приобрел Виктор Воросов, владелец КСК «Успенский». Отсюда Хаджибек и отправился в Бахрейн, получив перед этим титул абсолютного чемпиона на чемпионате мира 2014 года в Москве.
 
Восток – дело конное
 
Лошади ахалтекинской породы – сокровище и национальная гордость Республики Туркменстан, которую руководство страны с удовольствием презентует остальному миру. В 2013 году президент Таджикистана Эмомали Рахмон получил в подарок на день рождения ахалтекинца от президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова. Жеребца Дияра передали для президента официальным лицам Таджикистана в рамках начавшихся гастролей конного цирка Туркменистана в Душанбе. 
 
Ахалтекинцев в свое время дарили и первому президенту России – Борису Ельцину, который тоже любил лошадей. На его конюшне было 4-5 голов, все подаренные, в том числе и два ахалтекинских жеребца – гнедой Джахиль (от Джагитая и Джемил) и бурый Фосфор-2 (от Макпала и Рейхан), от тогдашнего президента Туркменистана Сапармурата Ниязова. 
 
Первый президент России не был заядлым любителем лошадей, но на своей конюшне в Горках-9 появлялся регулярно – если в выходные было время, то всегда заходил туда, вооружившись различными вкусностями – и не только рафинадом, яблоками и морковью. В одном из интервью его вдова, Наина Иосифовна, рассказывала, что они всегда даже сушили сухарики для лошадей, и воскресные походы на конюшню любил не только Борис Николаевич, но и его внуки. «Вот и силу обрел» – говорил он после общения со своими питомцами. 
 
Прецеденты с лошадьми в подарок случались регулярно – в той же Карачаево-Черкесии Борису Николаевичу хотели вручить карачаевского жеребца, но, когда Ельцин избирался на второй срок, он отказывался от подобных презентов. Говорил, что лошади у его семьи уже есть, а вот хороших условий для содержания нет – считал, что за оградой небольшой левады им некомфортно, не хватает движения, простора и общения.  
 
Французская история
 
Французскому президенту Франсуа Миттерану президент Туркменистана Сапармурад Ниязов подарил ахалтекинского жеребца, благодаря которому эта порода вообще начала «обживаться» во Франции. Ниязов объявил об этом в ходе встречи, которая проходила под занавес 1993 года, а уже наступившей весной буланый Генджим, рожденный в 1987 году в конном заводе «Комсомол» от Перваза и Гаратай, был привезен во Францию. Однако общественности представлен не был. Журналисты ломали головы и не стеснялись в своих вопросах, которые, в целом, сводились к одному – куда подевался дареный конь? Миттеран отшучивался, затем заявил, что после долгого карантина в Москве жеребец в плохом состоянии и стоит в частной конюшне. Позже Генджима все же явили миру – на плацу Национальной королевской гвардии. Однако на этом загадочная история президентского коня не закончилась – реальность оказалась куда занятнее, и не без знаменитого cherchez la femme. А дело все в том, что жеребец, оказывается, никуда не пропадал, а обитал на конюшне рядом с дачей французского президента, где также жили любовница и внебрачная дочь Миттерана! 
 
Несмотря на всю эту историю, произошло знаковое для французского коннозаводства событие – непризнанная до этого во Франции порода оказалась в фокусе внимания. Энтузиасты со временем организовали Ассоциацию любителей ахалтекинцев, и спустя 10 лет добились официального признания породы. Как итог – племенная книга ахалтекинской породы, зеленый свет для нее на любых конноспортивных соревнованиях и дальнейшее ее развитие.
 
Белому дому – белая лошадь
 
Так уж исторически сложилось, что многие президенты Соединенных Штатов Америки  прекрасно держались в седле и ездили верхом. Неудивительно, что и подарки порой получали соответствующие. 40-му президенту США Рональду Рейгану в 1981 году его мексиканский коллега Хосе Лопес Портильо подарил светло-серого англо-араба по кличке Эль Алемайн. Жеребец стал не просто поводом для заметок в прессе, а настоящим другом Рейгана. Высокий светло-серый жеребец был как раз такой лошадью, которые нравились президенту: сильным, норовистым, подходящим только для опытного всадника. 
 
Коня перевезли из Мексики в США на ранчо в долине Санта-Инез, где по свидетельству очевидцев, он был «быстрее, выше и сильнее» всех остальных лошадей. Работа с ним стала отдельной головной болью секретной Службы безопасности президента. Перед тем, как Рейган приезжал на ранчо, горячего жеребца несколько дней активно работали, чтобы подготовить к традиционным утренним верховым прогулкам, которые так любил глава государства. Светло-серому коню Рейгана художники посвятили две картины, одна из которых висела в гостиной на президентском ранчо. Спустя годы, когда у Рональда Рейгана начала прогрессировать болезнь Альцгеймера, от выездов верхом, а особенно на таком активно коне, как Эль Алемайн, пришлось отказаться. Жеребец был отправлен на заслуженный отдых на пастбища близлежащей конной клиники.
 
Рональд Рейган умер в 2004 году, и похороны прошли по его собственному сценарию (объемом в 300 страниц, которые он писал около 20 лет). Отдельную роль на церемонии своих похорон Рейган придумал и для лошади. За лафетом шла поседланная лошадь без всадника, в стремена которой были вставлены любимые сапоги для верховой езды Рейгана, повернутые шпорами вперед. Такой экзотический перфоманс когда-то символизировал в Америке прощание павшего в бою командира с солдатами.
 
Кони Си Цзиньпина
 
Президенты (да и вообще правители) чаще всего получают в подарок и дарят сами лошадей чистокровных. Вот и наследный принц Абу-Даби шейх Мухаммед бен Заид аль Нахайян в 2018 году подарил председателю КНР Си Цзиньпину арабского коня «в честь исторической дружбы и крепких связей, сблизивших наши страны, а также для того, чтобы подчеркнуть, насколько мы ценим эти отношения». В Китай отправился один из лучших арабских жеребцов Галлардо J, имеющий внушительный послужной список побед на арабских чемпионатах, в том числе «Тройную корону».
 
Это далеко не первый «конный» подарок Си Цзиньпина – несколькими месяцами ранее президент Франции Эмманюэль Макрон во время своего первого визита в Китай подарил своему коллеге мерина Везувия де Брекка 2009 года рождения. Макрон, надо сказать, донельзя патриотичен, что нашло свое выражение и в самом факте такого подарка. Во-первых, Везувий – мерин французской верховой породы, рожденный во Франции. А во-вторых, это изящный отголосок посещения Си Цзиньпином Парижа в 2014 году. Тогда китайский правитель не скрывал своего восхищения конницей Национальной гвардии, сопровождавшей его до Елисеевского дворца. 
 
И пусть полцарства за коня в современном мире уже никто не предложит, лошади по-прежнему остаются ценной «подарочной» валютой, а на языке высокой дипломатии означают явное проявление доброжелательности.