Ипподром: От столба до столба. Долго ли будет виться пыль из-под копыт наших рысаков... // ЗМ № 6/2004

«Лошадей на ипподромах испытывают и тренируют на специально оборудованных дорожках, имеющих, как правило, эллипсовидную форму, с виражами и углом наклона внутрь 3-11 градусов». Так гласят Правила испытаний племенных лошадей рысистых пород на ипподромах Российской Федерации.

Беговая дорожка по дистанции делится на отрезки, на границах которых с внутренней стороны бровки устанавливаются столбы со щитами, имеющими назначение стартов на различные дистанции, финиша и дистанций отдельных участков дорожки по 400 метров каждый.
    Официальный термин «беговая дорожка» в жизни употребляется редко. Чаще можно услышать  просто «призовая дорожка», «круг», «беговой круг». На мой взгляд, самое удачное название – «беговой круг». Ведь это не просто дорожка той или иной длины, а место, где встречаются люди и лошади. 
    Для одних это арена зрелищ и страсти, возможность полюбоваться красивым бегом рысака, сделать ставку в тотализаторе, проверить себя и выиграть или проиграть, угадать верную комбинацию и понравившуюся лошадку. Для других людей «беговой круг» – место их работы, дело всей жизни. Тысячи людей, работающих в коневодстве, стремятся к тому, чтобы их рысаки бежали все быстрее и красивее.  Каждый стремится вырастить и воспитать  четвероногого чемпиона и втайне надеется получить свою «лошадь столетия». Не всем это удается. Порой до достижения цели и успеха проходят годы и десятилетия упорного и тяжелого, неизвестного для публики труда.
    День за днем, месяц за месяцем, из года в год делают наездники с рысаками круги по дорожке. Обычных качеств – таланта, терпения и трудолюбия – для этого недостаточно. Нужен еще и азарт. «Сегодня я проехал не очень удачно, но завтра будет лучше. А какие лошади будут на следующий год! Скорее бы…» 
    Московскому ипподрому, самому старому в России, повезло. Здесь целых четыре дорожки. Сто семьдесят лет назад появились первые две узкие прямые дорожки, в концах которых стояли столбы. Одновременно по ним могли бежать две лошади «от столба до столба».
     Позже устроили три узкие круговые дорожки разной длины. Длина наружной равнялась одной версте (1067 м). Одновременно на дорожке могли меряться силами три лошади, но, поскольку радиусы поворотов были различной длины, лошади бежали в неравных условиях, так как на внутренней дорожке приходилось преодолевать более крутой поворот. 
       В 1865 году после очередной реконструкции длина дорожки стала полторы версты, 1600 метров, и только в конце ХIХ века  были устроены широкие общие дорожки для одновременного старта нескольких лошадей. Сегодняшний вид столичный беговой круг приобрел после реконструкции 1930 года. Наружная, более широкая дорожка длиной 1800 м предназначена для испытаний верховых лошадей, три внутренние – для рысаков. Главная, призовая дорожка имеет длину 1600 м и ширину 18 м, вторая — 1500 м при ширине 16 м и третья, внутренняя дорожка – 1425 м в длину при ширине 12 м. Первая и вторая дорожки снабжены в поворотах виражами 12-15 градусов. Радиус поворота главной призовой – 100 м. Скаковая и внутренняя дорожки виражами не оборудованы.
Очень важно для резвости бега и сохранения конечностей лошади покрытие и дренаж дорожки. Ровное, но не жесткое, упругое, не поддающееся быстрому разрушению от удара копыт  покрытие, сохраняющее свои свойства независимо от погоды – мечта каждого наездника.
На твердой дорожке с плохой амортизацией у лошади могут возникнуть проблемы с путовыми или скакательными суставами. Если лошадь тренировать на твердой дорожке, то при выступлении на мягком грунте ей будет очень тяжело. А вот при переходе с мягкой дорожки на твердую рысаку легче приспособиться, так как на мягкой дорожке мышцы лучше развиваются и меньше травмируются. 
       А каково мнение известных столичных мастеров рысистого спорта? Ветеран Московского ипподрома, мастер-наездник Сергей Васильевич Тарасов недавно отметил свое 50-летие работы на столичном ипподроме. 
    «Мне нравится призовая дорожка на финском ипподроме Вермо, - рассказывает ветеран. – Длиной 1000 метров, она соответствует всем требованиям. Удобные виражи, всепогодность покрытия позволяют не терять резвость при любых условиях. Если ехать на приз привычную нам дистанцию в 1600 метров, то рысакам приходится делать лишний поворот, но зато они меньше теряют секунд за счет качества. Доведись рекордисту Фараону выступить где-нибудь за границей, он конечно, приехал бы резвее двух минут.
    В Финляндии, да и во всей Европе, дорожки очень высокого качества. В основном они имеют длину в 1000 метров, и вызвано это отнюдь не экономией, а стремлением сделать бега ближе к зрителю, а борьбу – более зрелищной. Отсюда и другая система испытаний, когда преобладают призы на дистанцию в 2100 и  более метров.
    Из российских ипподромов мне нравится дорожка и покрытие на Уфимском ипподроме. В Казани, где разыгрывается знаменитая «Золотая подкова Татарстана», призовая дорожка имеет хорошую «крошку», но будучи 1000 метровой она несколько вытянута, и поэтому на ней трудно проходить повороты, имеющие меньший радиус. Особенно сложен для рысаков первый и он же последний при дистанции в 1600 метров поворот». 
З.М.: Сергей Васильевич, а на московском беговом кругу какой дорожке вы отдаете предпочтение?
С.Т.: Многие наездники тротят лошадей больше по «скачкам». Эту дорожку не назовешь мягкой, нога вязнет в песке, и поэтому после тяжелой работы легче бежать в призу. Но часто все зависит от погоды. После дождя скаковая дорожка бывает очень хорошей, ровной, да и зимой по снегу на ней хорошо работать. Мне нравится третья, грунтовая дорожка: она помягче и поровнее, хороша для тихих работ и первых гитов. А вот третьи гиты маховых или более серьезные работы приходится делать по второй призовой (бетонке) или по главной.
    «А мне нравятся все призовые дорожки, – говорит мастер-наездник Александр Несяев. – Если они в порядке, хорошо заглажены и посыпаны гранитной крошкой, которая обладает отличными дренажными свойствами.
    На Московском ипподроме покрытие призовой дорожки превратилось в муку. Она давно стерта и в жаркую погоду покрытие становится пылью; пройдет поливочная машина – и мука превращается в тесто, грязь и жижу. 1600 метров призовой дорожки в центре Москвы и такой ширины делают ее золотой для реконструкции. Представить трудно, сколько может стоить завоз сюда хорошей гранитной крошки. Да и где ее взять?!».
ЗМ: А из зарубежных стран, где вам больше всего понравились условия для рысаков?
А.Н.: В Кливленде (США) мы были в восторге, когда после двухдневного ливня увидели, как на призовой дорожке работает поливочная машина и грейдер. На шведском Сольвалла лил дождь и прямо во время бегов специальные машины ссыпали грунт, тут же шел трактор, ровнял, и лошади бежали без проблем, невзирая на непогоду. В Европе дорожки разные и интересные, но нам роднее скандинавские с гранитной крошкой.
ЗМ: Как Вы относитесь к европейским дорожкам в 1000 м?
А.Н.: Европейцы поняли, что этой дистанции достаточно, чтобы проводить бега не в ущерб лошади. И еще фактор зрелищности, стремление быть ближе к зрителю. У нас скаковой круг отделяет болельщиков, а в Европе все близко, рядом. Исключение – Венсеннский ипподром. Длинна дорожки там – 1900 м, плюс необычные спуски и подъемы, поэтому лошадей на противоположной прямой не видно. Но за счет высокого технического оснащения  (самое большое в мире табло – 118 кв.м.) зритель прекрасно может видеть все перипетии борьбы.
     Как видим, мнение мастеров почти совпадает. Нетрудно понять, что современные бега и призовые дорожки – удовольствие очень дорогое. Однако, если изначально правильно отнестись к данному вопросу, можно хорошо сэкономить на доступности материалов.
    Хорошая дорожка обязана отвечать трем требованиям: резвости, сохранности лошади и должна быть выполнена из недорогих, простых в уходе материалах. Дешевыми могут быть только «местные» материалы: они доступны и возить недалеко… И не важно, естественный это грунт или искусственный.
    Поэтому в скандинавских странах основой покрытия дорожек является гранитная крошка. Но одна из самых резвых дорожек – в Финляндии. Она сделана с добавлением доступного природного материала – глины, и, к тому же, применено некоторое изменение конфигурации дорожки: более короткие прямые компенсируются удобными (!) поворотами. Тем самым финны опровергают устоявшееся мнение – чем длиннее прямые, тем резвее дорожка.
    С другой стороны, форма дорожки часто зависит от места расположения ипподрома или от неких исторических традиций. Имеет место быть и дорожка на 620 м (на ипподроме «Алкмаар», в Голландии), где во время розыгрыша приза «Золотой Хлыст» на 4200 м на последнем круге звучит колокол, так как за 6 кругов легко можно сбиться со счета. Впрочем, в Европе все окупается за счет тотализатора. У нас же получается некий заколдованный круг. Чтобы вернуть зрителя и сделать бега зрелищными, нужны деньги. А чтобы заработать деньги, нужны хорошие беговые дорожки и современные, оборудованные по последнему слову техники ипподромы. Только тогда заработает и начнет давать доход тотализатор. Так с чего же начать?
     Может быть, для начала признать тот факт, что рысистое коневодство работает не для улучшения местных пород, как любили говорить совсем недавно, а ипподром не просто лаборатория для испытания лошадей. Беговой спорт – это индустрия, способная приносить доход и радовать десятки тысяч людей, давать перспективу и второе дыхание большой отрасли нашего сельского хозяйства.