«Девушки в конце сезона более собраны»

Ипподром: «Девушки в конце сезона более собраны»

Автор: Юлия ГАЙДУКОВА
Номер журнала: GM №9-10(176)/2017
Фото: John RAINFORD, Alamy Stock Photo

Когда англичане созреют до создания собственного аналога Кубка коннозаводчиков, было вопросом не столько времени, сколько денег. Идея витала в воздухе уже довольно давно, но воплотить ее в жизнь удалось только в  2011 году, с приходом щедрых катарских спонсоров во главе с инвестиционной компанией QIPCO.
Для того, чтобы придать нововведению должный масштаб, было решено объединить два больших скаковых дня, которыми уже много десятилетий неизменно завершался сезон гладких скачек в Англии. Правда, при этом пришлось пожертвовать частью традиций, столь дорогих сердцу британского обывателя. Главное изменение коснулось старинного приза Чемпион Стейкс, который впервые с 1877 года покинул свой родной Ньюмаркет и переехал в Аскот, вполне предсказуемо избранный местом проведения скакового праздника, получившего громкое имя Дня чемпионов. Его вторым центральным событием стал приз Королевы Елизаветы II, существующий с 1955 года. Этим скачкам достался и самый значительный призовой фонд – 1,3 и 1,1 млн фунтов соответственно, а общая «стоимость» всего дня к настоящему моменту доросла уже до 4,3 млн фунтов.
 
Шторм – скачкам не помеха
 
Организаторы Дня чемпионов стараются сделать его максимально привлекательным и для зрителей, предоставляя им разнообразные бонусы и дополнительные развлечения. В нынешнем году дети могли попробовать свои силы на настоящем тренажере для жокеев и покататься на пони, а взрослые – получить автограф популярной телеведущей Клэр Болдинг, посетить концерт лидера хит-парадов Джорджа Эзры или с удовольствием потратить свои деньги в магазине фирменной атрибутики, где по случаю праздника действовала скидка в размере 50% на весь ассортимент от шляп, шарфов и футболок до зонтов, вееров и сумочек. Кроме того, все обладатели входных билетов на День чемпионов имели возможность принять участие в лотерее с главным призом в виде автомобиля Volkswagen Polo Beats.
 
Публику, которой в итоге собралось более 31 тысячи человек, не отпугнула от посещения ипподрома даже ненастная погода – на Британские острова как раз надвигался шторм «Брайан», предвестниками которого стали проливные дожди и шквалистый ветер. Старались по мере возможности не обращать внимания на разыгравшуюся стихию и тренеры лошадей, хотя для некоторых участников мягкая, а местами даже тяжелая после выпавших осадков, дорожка стала очень серьезной помехой.
 
Несгибаемый характер фаворита
 
Особенно не повезло в этом отношении одному из главных любимцев публики – шестилетнему стайеру Биг Оринджу, чье сражение с Ордер Оф Сент-Джорджем на финише Золотого Кубка стало одним из самых ярких событий всего сезона в Англии. Он привычно водил в Дистанционном Кубке Британских Чемпионов (Гр. 2, дистанция 3219 м или 2 мили), но потерял позицию и провалился далеко назад еще до выхода на финишную прямую. В лидерах остались два аутсайдера – Маунт Мория и Торседор, которые отделились на просвет и уже казались недосягаемыми, когда к ним все-таки начал постепенно приближаться Ордер Оф Сент-Джордж. Возможно, если бы дорожка была поплотнее, Торседору и удалось бы дотянуть до финиша первым, но на последней сотне метров он окончательно выдохся и уступил фавориту полкорпуса. Третьим еще в полукорпусе финишировал призер Сент-Леджера Страдивариус, которому также помешали в полной мере проявить себя погодные условия. Тренер победителя Эйден О'Брайен с удовлетворением отметил бойцовские качества своего пятилетнего жеребца: «Он никогда не смиряется с поражением и всегда делает на финише все, что может». 
 
Риск? Точный расчет!
 
Еще более значимая победа пришла к ирландскому мэтру в скачке, которая носит громоздкое название, выдающее ее современное происхождение – Приз Британских чемпионов для кобыл трех лет и старшего возраста (Гр. 1, дистанция 2414 м или 1 миля 4 фарлонга). Фавориткой здесь стартовала пятилетняя французская гастролерша Батил, в нынешнем году выигравшая три групповые скачки, включая престижный приз Вермейль (Гр. 1). Если бы конюшню О'Брайена представляли ее главные трехлетние звезды Уинтер и Рододендрон, их шансы расценивались бы не менее высоко, но первая уже завершила сезон после выступления в Триумфальной Арке, а вторая готовилась к Кубку Коннозаводчиков. Заменившая их Хидрангия не только стартовала уже в восьмой раз с начала сезона, но и проиграла оба своих предыдущих старта на дистанцию свыше мили. Однако это совершенно не смущало тренера, впервые выставившего кобылу на 2400 метров – и то, что со стороны казалось риском, на деле оправдалось как безупречный расчет. Захватив лидерство на середине финишной прямой, Хидрангия уверенно отбила атаку поравнявшейся было с ней Батил, опередив ее на два корпуса. Третьей осталась хорошо прошедшая последние метры дистанции Коронет, которая в августе уступила только Энейбл в Йоркширском Оксе, а в сентябре стала пятой в Сент-Леджере. 
 
Хидрангия (на переднем плане) и Батил в скачке на Приз Британских чемпионов для кобыл трех лет и старшего возраста (фото: Alan CROWHURST)
 
Успех Хидрангии стал для Эйдена О'Брайена 25-й победой в призах 1-й группы с начала календарного года, позволив ему повторить достижение американского тренера Бобби Фрэнкела, установленное в 2003  году. (Забегая вперед, нельзя не упомянуть о том, что рекорд пал уже через неделю после Дня чемпионов, когда Сэксон Уорриор принес О’Брайену заветную 26-ю победу, выиграв двухлетний приз Рэйсинг Пост Трофи).
 
Королева Аскота
 
Перед призом Королевы Елизаветы II (Гр. 1, 1609 м или 1 миля) едва не разразился скандал, когда бдительные стюарды обратили внимание, что во время седловки ноги одного из участников были обрызганы подозрительной прозрачной жидкостью. Впрочем, тут же выяснилось, что владелец лошади, которым оказался никто иной, как хозяин футбольного клуба «Лестер», тайский миллиардер Вишай Шривадданапрабха, попросту воспользовался старинным, хотя и ненаучным способом привлечь на свою сторону удачу – окропил лошадь святой водой. Тем не менее, пузырек с жидкостью все же забрали на тестирование, а сам трехлетний мерин по кличке Бит Те Бэнк после скачки прошел обязательный допинг-контроль. В конечном итоге святая вода ему не помогла – он финишировал только десятым. 
 
А успех в призе Королевы Елизаветы II сопутствовал другой лошади, которая изначально не рассматривалась среди явных претендентов на победу. За 400 метров до финиша лидерство захватил Рибчестер, выигравший с начала сезона уже три скачки 1-й группы. Казалось, что он и в этот раз подойдет к столбу победителем, однако на последних метрах дистанции его неожиданно легко опередила сделавшая впечатляющий бросок кобыла Персуэйзив под седлом Фрэнки Деттори. Третьим финишировал Черчилл, которому никак не удается обрести свою прежнюю форму, позволившую ему выиграть приз «2000 Гиней» как в Англии, так и в Ирландии. 
 
Королева Елизавета II и Фрэнки Деттори
 
«Девушки в конце сезона иногда бывают более собраны», – заметил после скачки тренер победительницы Джон Госден. Так же, как и Деттори, который выиграл приз Королевы Елизаветы II уже в шестой раз за карьеру, он не скрывал, что состояние дорожки было на руку его лошади. К тому же Персуэйзив буквально обожает Аскот, где она в прошлом году стала победительницей другого ценного приза – Сандрингемского Гандикапа, проводящегося в рамках летних «королевских скачек». 
 
Триумф Крэксмена
 
Главный приз дня Чемпион Стейкс (Гр. 1, дистанция 2012 м или 1 миля 2 фарлонга) проходил по уже довольно разбитому после нескольких скачек дерну. Райан Мур, скакавший на победителе шести скачек 1-й группы Хайленд Риле, попытался сберечь силы лошади, вскоре после старта переместившись на дальний край дорожки под деревья, где было посуше. Он присоединился к основной группе участников, которую возглавлял аутсайдер Саксесс Дэйз, только перед самым выходом на финишную прямую. Однако вскоре стало очевидно, что все усилия жокея пропали даром – Хайленд Рил не смог продемонстрировать даже ничего похожего на свойственное ему ускорение. Зато во всем доселе еще невиданном блеске предстал перед публикой Крэксмен, который, выйдя из поворота, сразу же начал удаляться на просвет и выиграл в доминирующем стиле, опередив ближайшего соперника на целых 7 корпусов. Им оказался четырехлетний Поэт'c Уорд, выигравший шею у кое-как выбравшегося на третье место Хайленд Рила. Французский дербист Брамето, который занял в Триумфальной Арке пятое место, на сей раз остался шестым, и совсем из рук вон плохо выступил Барни Рой. Победитель приза Сент-Джеймс Пэлес Стейкс и второй призер Эклипса нервно вел себя и в паддоке, и на форкентере, после чего в скачке смог стать только предпоследним, десятым.
 
Крэксмен под седлом Фрэнки Деттори опередил ближайшего соперника на 7 корпусов в Чемпион Стейкс (Фото: www.britishhorseracing.com)
 
Предки чемпиона
 
Подавляющее превосходство Крэксмена над соперниками сразу воскресило в памяти 2012 год, когда Чемпион Стейкс выиграл его блистательный отец Фрэнкел, завершивший этим успехом свою невероятную карьеру. На протяжении трех лет он в буквальном смысле не знал себе равных, одержав 14 побед в 14 стартах, 10 из которых были скачками 1-й группы. Уже очень давно Европа не видела лошади подобного скакового класса и неудивительно, что с первого же случного сезона Фрэнкел получил исключительные возможности проявить себя в качестве производителя. Среди 133 покрытых им кобыл было 38 победительниц призов 1-й группы (включая героиню Триумфальной Арки-2011 Дэйндрим) и 26 матерей таких лошадей, а всего 117 маток из этого числа либо выигрывали традиционные скачки сами, либо давали в заводе потомков такого уровня. 
 
Как только первые двухлетки от Фрэнкела появились на ипподромах, от них ждали если не чудес, то, во всяком случае, подтверждения того, что они унаследовали от отца хотя бы долю его феноменального класса. И ожидания очень быстро оправдались – уже в декабре 2016 года Соул Стерринг (от французской оксистки Стаселиты) выиграла приз 1-й группы Ханшин Джювинайл Филлиз, а следующей весной добавила к нему титул японской оксистки. В Европе победы на таком уровне пришлось ждать несколько дольше, но зато и по своему значению успех Крэксмена, который теперь с полным правом претендует на титул чемпиона континента, стоит ощутимо выше.
 
При этом Крэксмен – далеко не единственный потомок Фрэнкела, обративший на себя внимание в минувшем скаковом сезоне. Трое его детей выигрывали призы 2-й группы, и еще семеро – 3-й. Среди перспективных двухлеток, занимающих высокие места в букмекерских списках «зимних фаворитов» на классические скачки 2018 года, числятся такие лошади, как Эларкам (от двукратной победительницы «Гиней» Эттрэкшн), Нельсон (от ирландской оксистки Мунстоун) и Ростропович (от Тиранни, которую ранее прославил резвый сын Джоффани, уже успевший стать чемпионом Европы по итогам испытаний первой ставки потомства в 2015 году). 
 
Мать Крэксмена, Радегунда, не настолько выдающаяся – она выигрывала всего лишь гандикапы на дистанции 1500-1600 м и небольшой традиционный приз на 1700 м во Франции. Однако она приходится внучкой небезызвестной Он Те Хаус, которая стала победительницей «1000 Гиней» и другого крупного майлерского приза Сассекс Стейкс, а в более дальних рядах родословной восходит к тем же предкам по материнской линии, что и Голден Хорн. Это родство вовсе не случайно, ведь и Крэксмен, и победитель Дерби с призом Триумфальной Арки-2015 рождены в заводе «алмазного барона» Энтони Оппенгеймера, чьей семье на протяжении многих десятилетий принадлежала руководящая роль в компании De Beers. Лошади из завода Оппенгеймеров еще никогда не выигрывали Чемпион Стейкс. Не удавалось это также сделать ни 66-летнему тренеру Джону Госдену, ни 46-летнему жокею Фрэнки Деттори, которые сотрудничают уже более двух десятилетий.  
 
Champions Day: Эйден О'Брайен – Джон Госден, счет 2:2 (Фото: Sportsfile)
 
Торжество Деттори
 
«Чемпион Стейкс – колоссальная скачка. Мой отец был в шаге от победы в ней, я тоже пару раз был очень близок, и это уже давно меня донимало», – признался после приза сам Фрэнки. В отличие от большинства своих соперников, он вовсе не сетовал на вмешательство стихий, а выражал им признательность. «Я был в восторге, когда пошел дождь, потому что это сделало скачку еще более серьезной проверкой на выносливость».
 
Деттори был привычно щедр и на заслуженные похвалы как самой лошади, так и ее тренеру. «У Крэксмена великолепный мах, этим он немного напоминает мне своего отца – с таким захватом пространства он продвигается. Весной он как будто зависал в воздухе – видимо, просто еще не понимал, как скакать… Необходимо признать исключительную заслугу Джона Госдена – он просто гений. Он дал лошади развиться, когда было так легко поддаться искушению и заставить ее делать то, к чему она еще не была готова». 
 
На протяжении всего сезона Крэксмен подавал большие наде­жды. Летом он финишировал близким третьим в Эпсомском Дерби и уступил только шею Капри в Ирландском Дерби. Во второй половине сезона жеребец очень убедительно выиграл призы 2-й группы Грейт Волтиджер Стейкс в Англии и Ниэль во Франции, но пропустил как Сент-Леджер, так и Триумфальную Арку, для которых эти скачки считаются подготовительными. И все это время в интервью Госдена и Деттори звучала одна и та же мысль – что Крэксмен это лошадь «на четыре года» и пока еще рано предъявлять ему серьезные требования. Сокрушительной победой в Чемпион Стейкс он впервые дал по-настоящему понять, чего стоит ждать от него в следующем сезоне. Главные европейские скачки 2018 года обещают нам исключительное противостояние между соконюшенниками – ведь в тренинге остается не только Крэксмен, но и блистательная Энейбл, выигравшая 5 крупнейших призов с общим преимуществом в 22 корпуса. Скорее всего, их встреча состоится будущим летом в Аскоте на дистанции приза Короля Георга VI и королевы Елизаветы, если, конечно, в дело не вмешаются травмы и другие форс-мажорные обстоятельства.