Шахматная партия на беговой дорожке // ЗМ №3 (127) 2013

Ипподром: Шахматная партия на беговой дорожке // ЗМ №3 (127) 2013

Автор: Егор Мелентьев

Дистанция у всех одинакова, лошади хорошо подготовлены, мастерство наездников неоспоримо. И все же победитель в заезде всегда только один. Конечно, львиная доля успеха зависит от класса лошади, ее происхождения и качества тренинга. А когда хорошая лошадь попадает в руки опытного наездника, шансов на победу становится еще больше. Но в тот момент, когда лошади ухо в ухо пересекают линию старта, никто не может на 100% определить, кто же в этот раз первым окажется у финишного столба.

Тактику выстраивания езды каждый наездник определяет сам. Каждый знает свою лошадь, а также анализирует соперников, прогнозирует их поведение в заезде и шансы на победу. В результате на кругу разыгрывается настоящая шахматная партия с несколькими участниками. Для того чтобы рассказать читателям об основных принципах этого увлекательного процесса, редакция «ЗМ» обратилась к одному из главных «гроссмейстеров» Центрального московского ипподрома – мастеру-наезднику Александру Гавриловичу Несяеву.   

Всему свое время

Каждый тренер готовит своих лошадей по-своему, принимая во внимание различные факторы: возраст, породу, пол, кондицию, особенности физического состояния, природные способности лошади. Уровень подготовки любого рысака при правильно организованном тренинге будет повышаться как в течение одного года, так и от сезона к сезону. Поэтому перед каждым заездом очень важно понимать, на каком этапе своей беговой карьеры находится лошадь, сможет ли она претендовать на победу или ее класс в компании подобравшихся соперников позволит лишь зацепиться за место. Например, на розыгрыше первых призов, в мае, совсем не обязательно «вынимать из лошади всю душу», ведь борьба за главные трофеи еще впереди – в июле-августе – и подойти именно к ним нужно на пике формы. С другой стороны, если на тренотделении есть лошади невысокого класса, «второго эшелона», которые не составят впоследствии серьезной конкуренции, то на них есть смысл бороться в полную силу с первых недель сезона. При этом настоящий мастер будет оценивать не только своего рысака, но и степень подготовки соперников, прогнозируя перед заездом тактику, которой будут следовать другие наездники, и возможности их лошадей.

«Сейчас как выиграю!»

Однако не следует думать, что перед заездом можно просто выбрать какой-нибудь шаблон, по которому собираешься проехать и победить.

А.Н.: Если на старте я говорю себе: «Сейчас я за ним сяду в спину, отсижусь, а потом как выскачу, как поведу – и выиграю!» или «Сейчас стартану так, что меня никто не догонит, поведу и приду первым!» – я уже проиграл.

Есть лишь некая основная программа, которой придерживаются все наездники – стартовый бросок, – далее желательно перевести лошадь на движение вполсилы, занятие правильной позиции, при которой удобно атаковать или отбивать атаки соперников, приготовиться к борьбе на финише. Причем важно помнить, что чем больше лошадь по дистанции пройдет вполсилы, тем больше шансов на победу, ведь главная борьба разыгрывается на последних метрах – и побеждает именно та лошадь, у которой в этот момент останется больше сил.   

«…четыре четверти пути»

Как известно, дистанция заезда проходится по четвертям, у каждого наездника есть секундомер, и, зная резвостные данные своей лошади, он отслеживает время по каждой четверти для того, чтобы провести ее в соответствии с классом. Как правило, среди всех участников за победу реально будут бороться только две-три лошади. На действия остальных – чрезмерно резвый старт, попытки навязать соперничество в середине, борьбу за бровку и прочее – лучше не обращать внимания. Соседняя лошадь может блестяще пройти три четверти и даже первую половину последней, но на финише «встать» и в итоге остаться без места.

Математика резвости на дистанции 1600 м проста: чтобы завершить заезд с результатом 1.58, каждую четверть нужно пройти за 29,5 секунд. Но такую резвость сможет выдержать далеко не каждая лошадь, и не каждый наездник в условиях борьбы на дорожке сможет настолько ровно сложить свою езду.  (врез)

А.Н.: Допустим, в мае я подготовил своего рысака на 1.58, а лошадь моего соперника к такой резвости еще не готова. Через две-три недели она, возможно, пробежит быстрее моей или даже установит мировой рекорд, но сейчас 1.58 для нее тяжеловато. Поэтому делается (с долями): 29 – 29 – 29… (ему отдыхать нельзя – мне можно)  – подходим к финишу, и здесь в упорной борьбе я выигрываю у него «шею» или «голову».

А теперь – июнь или июль, все поменялось: лошадь, с которой я бился в мае на равных или даже выигрывал, набирает форму и идет только вперед, выступая все лучше и лучше. И здесь уже сам мой соперник предлагает: 29 – 29 – 29… Вот тут – только держись, не вздумай предложить ему  28 (с долями) – «ляжешь» первым! Здесь нужно уже ехать за ним, понимая, что победы он не отдаст. Впрочем, на финише все-таки можно попробовать обыграть его.

Во время стартового броска самое главное не потребовать от своей лошади лишнего, помня о том, что силы еще понадобятся на финишной прямой. При подходе к повороту опытный наездник уже понимает, что происходит на дорожке, видит настрой своих соперников.

А.Н.: Один, например, зарядил свою лошадь так, что тормозить не собирается. Надо это использовать: можно встать ему в спину и ехать в его коридоре. Другой сделал резвый бросок, но в повороте он возьмет на себя, чтобы дать своей лошади возможность отдохнуть. И вот здесь я выстраиваюсь рядом, и мы оба отдыхаем. Главное теперь – вовремя понять, достаточно ли мне отдыха или можно еще. Если не хочешь в итоге проиграть ему «полголовы», тогда брось свою лошадь вперед. А как брось: в предел, за предел? Вариантов развития событий может быть много: кто-то раньше начинает бросок, кто-то позже, а может быть и такое, что на финише их кто-нибудь «пробивает из-за спины». Стереотипов здесь нет и быть не может, решения принимаются каждую секунду.

Помеха самому себе

В любом виде спорта есть свои правила. Они всегда четко прописаны, нарушения отслеживаются судьями, и для нарушителей предусмотрены определенные штрафные санкции. Бега не стали исключением. Что можно и что нельзя – подробно прописано в Правилах испытаний племенных лошадей рысистых пород на ипподромах Российской Федерации. В пункте 149 «г» говорится о таком нарушение, как помеха:

«Помехи – любые действия наездника, повлекшие за собой резкое изменение хода, скорости, траектории движения и (или) сбой соперника, такие, как:

  • кроссинг;
  • отвод другой лошади вправо или влево (теснение);
  • езда зигзагами, мешающая другим участникам;
  • зажатие между двумя лошадьми третьей;
  • резкое снижение темпа бега, мешающее едущим сзади участникам, в том числе резкое снижение темпа при сбое (неправильное управление лошадью при сбое);
  • неправильное пользование хлыстом, мешающее другим участникам;
  • действия наездника, мешающие другим участникам заезда и препятствующие ведению честной спортивной борьбы».

Наказание за это нарушение предусмотрено в пункте 169: «Если участник заезда создал помеху одному или нескольким участникам, то при распределении мест он отодвигается на место позади лошадей, которым помешал, но остается впереди лошадей, на которых эта помеха не повлияла, при этом резвость, показанная лошадью, может быть учтена в качестве ее пожизненного рекорда».

А.Н.: С опытом я пришел к выводу, что помеха кому-то, в первую очередь, не принесет мне самому победы. А даже если ты, помешав кому-то, выигрываешь, то никакого удовлетворения от такой победы не получаешь. В этой связи могу сказать, что, не совершая помехи, я могу создать некомфортные условия для своего соперника и тем самым улучшить свое положение. Например, видя состояние лошади соседа, я могу предложить ему такую резвость на старте, что либо он вынужден будет взять на себя, пропуская меня вперед, либо его лошадь «улетит» на галопе.

Вежливость – такое качество человека, которое ценится всегда, независимо от того, в чем она проявляется. На дорожке тоже надо вести себя корректно.

А.Н.: Конечно, случаются ситуации, когда колесо моей качалки может пойти под живот соседней лошади или, бывает, даже тремся качалками, но мы всегда стараемся общаться друг с другом, корректировать и предупреждать, чтобы не создавать помех.

К сожалению, контроль за соблюдением правил на ипподромах нашей страны зачастую оставляет желать лучшего. Техническое оснащение видеоконтроля недостаточно хорошее. Далеко не всегда считается, сколько раз и каким образом тот или иной наездник наложил хлыст на лошадь, иногда пропускаются помехи. В этой связи весьма показателен опыт европейских стран, где малейшие нарушения отслеживаются с помощью качественной видеозаписи. (врез) 

Разница с Западом

В последние годы российские наездники стали довольно много выступать в международных призах и получили прекрасную возможность обмениваться опытом с европейскими коллегами.

А.Н: В Европе наездники выступают гораздо чаще, чем в России. За год наездник может иметь до 1000 стартов, в то время как в нашей стране 200–300 выступлений – уже хорошо. Поэтому на дорожке европейцы чувствуют себя более уверенно, раскрепощено, всегда прекрасно зная, что делать. Они не боятся делать резкие старты, всегда очень активно ведут борьбу, редко засиживаются в спине – стараются как можно больше атаковать. Происходит постоянная смена лидера. В целом такие заезды выглядят более зрелищно. При этом нельзя не отметить, что дисциплина поведения на дорожке очень строгая, хлыстами никто не размахивает. Малейшие нарушения правил внимательнейшим образом отслеживаются.

Слагаемые победы

Кроме всего перечисленного выше, есть много факторов, способных повлиять на увеличение шансов на победу.

К ним можно отнести правильную ковку. Пожалуй, нигде правильно подобранные подковы не имеют такого огромного значения, как в бегах, а опытный коваль является настоящим союзником тренера-наездника и соавтором его успеха.

Важное значение имеет посадка наездника в качалке. Каждый сидит, конечно, так, как привык, кто-то старается отклониться чуть назад или, наоборот, вперед, главная задача – снизить парусность, которая создает дополнительное сопротивление ветра и может повлиять на результат.

Немаловажен и вес наездника. Если лошадь тащит за собой порядка ста килограммов, она прекрасно чувствует эту нагрузку, особенно на большой дистанции. Поэтому к финишу, когда пройдено, скажем, уже более 3000 метров, сил как раз может и не хватить, чтобы отыграть победные доли секунд.

Секретов успеха много. Каждый наездник определяет для себя сам, как он будет готовить свою лошадь, какую амуницию и подковы он будет использовать, какую тактику выберет в борьбе непосредственно во время заезда – вариантов здесь может быть бесчисленное множество. Но ведь в этом и заключается ни с чем не сравнимая атмосфера борьбы, непредсказуемость результата и очарование ипподромных состязаний.