Хранители спортивных генов

Коннозаводство: Хранители спортивных генов

Автор: к. с-х. н. Марина ПОЛИТОВА
Номер журнала: GM №1(195)2020

Хотя ни одного российского студбука – надеюсь, пока – в составе Всемирной Федерации спортивного коннозаводства (WBFSH) нет, следить за происходящим в мире спортивной селекции интересно: рано или поздно все достижения становятся доступны отечественным заводчикам.

Созданная в конце 1994 года WBFSH ежегодно анализирует лучшие результаты лошадей по трем основным дисциплинам конного спорта, и на их основании сводятся рейтинги студбуков, жеребцов-производителей. Отдельно организация награждает и заводчиков. Так в 2019 были отмечены люди, благодаря которым на свет появились выдающиеся четвероногие атлеты: 
 
• за вестфальскую кобылу Белла Роуз, выступающую под седлом Изабель Верт, – Вильгельм и Хайке Хайнрих Штрунк;
 
• за голландского полукровного Эксплоужена, партнера британского конкуриста Бена Майера, – Вилли Вийнен;
 
• за ганноверского Фишер Чипмунка, выступающего в троеборье под Михаелем Юнгом, – товарищество Мейер-Кулемкампф. 
 
Необъективная объективность
 
Рейтинг Федерации – это «медальный рейтинг»: он учитывает выступления только в значимых международных турнирах. Кроме того, для сравнения качества лошадей разных студбуков (в рейтинг студбуков включаются первые шесть лошадей) он не вполне объективен – президент Федерации Ян Педерсен отмечает, что крупные племенные объединения имеют определенные преимущества, но пока учесть в рейтинге количество рождающихся жеребят не представляется возможным, тем более что союзы не делят жеребят по дисциплинам, а какие-то получают лошадей сразу для всех трех направлений. 
 
С учетом того, что лошадей российского разведения в рейтингах нет, практическую значимость для нас имеет разве что список ведущих жеребцов-производителей – в конце концов благодаря искусственному осеменению их потомство можно получать и в нашей стране.
 
На инфографике (стр. 82-83) представлены лучшие жеребцы последних пяти лет в трех дисциплинах и десятки лучших за последний год. 
 
В троеборье – наименее распространенной дисциплине – отмечается вытеснение жеребцов Британских островов, когда-то лидировавших в рейтингах, лошадьми немецкого корня. В 2008 году в первой десятке был один представитель ирландской спортивной, пять чистокровных (преимущественно использовавшихся в ирландской спортивной), два представителя полукровного спортивного студбука Великобритании и единственный тракен. В 2019 на долю голштинов пришлось шесть мест в ТОП-10!  К слову, говоря о троеборных голштинах, нельзя не отметить, что одним из наиболее результативных по части зарабатывания баллов в общую рейтинговую копилку студбука стал Лидер – партнер чемпиона России по троеборью Александра Маркова.
 
В конкуре в лучшей десятке оказались по три жеребца голштинской и родственной ей бельгийской полукровной породы. Возвращаются в рейтинги жеребцы французской верховой, придавшие когда-то новый в прямом смысле прыжковый импульс европейским породам – их в рейтинге двое. А вот голландская полукровная, занимающая первую строчку конкурного рейтинга среди студбуков, не имеет своих суперзвезд. В плане генетических ресурсов этот племенной союз пользуется другими породами. 
 
В выездке представительство пород в ТОП-10 также сузилось: десять лет назад здесь наряду с лидерами ольденбуржцами, голландцами и ганноверанами были представлены шведы, тракены (спасибо Тотиласу), вестфалы. В 2019 девять жеребцов представляют породы-лидеры, плюс впервые в десятку и сразу на пятое место ворвался представитель оформленной в 2003 году немецкой спортивной породы – Квотербек. 
 
Средний возраст жеребцов-производителей, попавших в 25 лучших в конкуре, с 1996 года увеличился с 23,8 до 24,4 года, в выездке сократился с 23,3 до 21,1 года. 
 
Сокращение линий
 
Еще интереснее ситуация с линейной принадлежностью жеребцов при рассмотрении, начиная с 1997 года. 
 
В конкуре, как и в выездке, отмечается сужение линейного разнообразия: если в 1997 году 25 лучших жеребцов представляли 22 линии, то к 2019 в топ-рейтинг попали восемь линий. С 32 % до 4 % от общего числа производителей сократилось представительство чистокровных линий, не специализирующихся в спорте (Хэрод, Неарко, Фэларис, Сент-Саймон, Тэдди). 
 
Ведущими в мировом конкуре являются линии Альме Зет (28 % в 2019 году) и Кор де Ла Бриера (24 %), третье место занимает голштинская линия, восходящая к Коттедж Сону (16 %). Стабильно положение линии Ледикиллера (8 % в 2009 и 2019 гг.) и линии, восходящей к чистокровному Блендфорду (8 % в 1997 и 2019 гг.).
 
Линия Кор де Ла Бриера, восходящая к известному в нашей стране Дарк Рональду, развивается через несколько ветвей, наиболее яркой из них является, пожалуй, восходящая к Калетто I. Номер 1 актуального рейтинга – к сожалению, павший достаточно рано правнук Калетто – мек­ленбургский Чакко Блю. К его родному брату восходит самый востребованный производитель голштинского союза Касал Аск. 
 
В выездке генетическое разнообразие тоже сократилось. В конце прошлого века максимальное количество производителей представляли ганноверскую линию Голдшлегера (на ее долю приходилось 20 % жеребцов), по 16 % представляли старую тракененскую линию Дампфросса и ганноверскую Флинга (в общей сложности на три ведущих линии приходилось 52 % жеребцов), по 8 % – ганноверскую Детектива, Ледикиллера хх, вестфальскую Рамзеса-Радецкого. К концу второго десятилетия XXI века две трети производителей представляют всего три мужских линии: по 24 % – Детектив и Сакраменто Сонг хх, 20 % – Фуриозо хх. 
 
Сокращение линейного разнообразия – следствие предпочтения заводчиками узкой группы топ-жеребцов. Эта «болезнь» уже давно перешла в хроническую стадию в чистокровном коннозаводстве, где линейный состав породы существенно не меняется уже несколько десятилетий. Безусловно, делая ставку на известного препотентного производителя, вы выигрываете в предсказуемости полученного потомства, но при этом лишаете себя шанса получить нечто выдающееся и ни на что не похожее – каким стал, например, Квотербек. Впрочем, история «создания» такого жеребца – это не хаотичный эксперимент, а результат продуманной селекции в нескольких поколениях. 
 
И если ваши амбиции, как заводчика, простираются чуть дальше, чем просто пользоваться «селекционными достижениями» других, стоит задуматься о создании маточной основы для будущих прорывов.