Белорусская упряжная: красавица полесья

Коннозаводство: Белорусская упряжная: красавица полесья

Автор: Юлия РОЩИНА
Номер журнала: ЗМ №8(99)2010
Фото: Алексия ХРУЩЕВА

Светлые кроны старых берез шумят вдоль дорог белорусского полесья. По дороге бодрой рысью бежит саврасая лошадь, запряженная в большую повозку, груженую бочками с маслом и медом.  Под шкурой перекатываются огромные мышцы, крепкие ноги без устали меряют версту за верстой, весенний ветер перебирает гриву…

Против течения
 
Современный мир, урбанизированный и механизированный до предела, не оставил места для рабочих лошадей: содержать трактор и дешевле, и проще. Теперь востребованы лишь спортивные теплокровные лошади, да лошадки туристического класса. Местные породы, пони и упряжные в большинстве своем вымирают, или находятся в крайне плачевном состоянии. Однако, есть счастливые исключения. Удивительная отечественная порода – белорусская упряжная – не только не канула в лету, но сумела расцвести и похорошеть в сложных условиях постсоветского пространства. Стандарт породы был зарегистрирован только в 2000 году, ее можно было бы назвать новорожденной, если бы этому не предшествовала длительная работа в течение полутора веков. Начало формирования породного типа относят к середине XIX  века. Основой стала местная рабочая лошадь: она была невелика ростом, однако отличалась необыкновенной выносливостью. Уже давно замечено: чем ближе порода к аборигенному типу, тем крепче ее здоровье и способность переносись трудности. Лучше всего к работе в сложных условиях приспособлены пони или потомки местных диких лошадей. 
 
Alma mateR – Ошмянская 
 
Для того, чтобы удовлетворить растущий спрос нарождающейся промышленности начала XIX  века белорусские заводчики вели  кропотливую работу по улучшению рабочей лошадки местного крестьянства. В больших, хорошо укомплектованных конюшнях – Виленской и Ошмянской – проводили скрещивания белорусских кобыл с европейскими тяжеловозными жеребцами: арденнами и брабансоиами. Кроме того, в процессе были задействованы и представители  гудбрансдальской и ганноверской упряжных пород. Жеребят от этих случек впоследствии разводили между собой. Путем отбора и подбора культивировали специфические качества белорусской рабочей лошадки на мощной основе европейских тяжеловозов. Или скорее наоборот: высокий рост и мускулатуру тяжеловозов на древней, неистребимой основе европейских лесных лошадей. К середине XIX века ошмянские лошади были хорошо известны не только в округе, но и в Европе. Уже в то время характерные черты породы делали ее заметной среди широкого разнообразия упряжных пород того времени, и немало животных экспортировалось на Запад.
 
Польские родственники
 
В начале XX века, когда Первая Мировая война перекроила карту Европы, конюшни, занимавшиеся разведением ошмянов, попали под польскую юрисдикцию. И гордые потомки великопольской шляхты нашли отличное применение прекрасным конным ресурсам.  Проводя собственную активную породную политику, поляки сумели создать отличную лидзбарскую породу, которая также относится к легкоупряжному типу.  После окончания самой страшной войны в истории человечества в 1950-60-е годы в Белоруссии продолжилась породная работа с потомками тех лошадей, что когда-то вышли из Ошмянской. Западная Белоруссия в то время обладала очень небольшим количеством крупных промышленных предприятий, ощущался острый недостаток автомобилей, поэтому местная упряжная порода была очень востребована, и ошмянскую лошадь держали в каждом относительно зажиточном хозяйстве. После того, как была сформирована группа лошадей с типичными признаками, их стали разводить в чистоте. В это время развернулась плановая научно-практическая работа, которая завершилась лишь к концу ХХ века официальным признанием породы и регистрацией ее стандарта. 
 
Высокие результаты
 
Белорусская упряжная  идеально приспособлена для работы в поле. Она далеко не такая крупная, как европейские тяжеловозы, она очень сильна, как бывают сильны худощавые, но жилистые люди. Энергия и удивительная выносливость сочетаются в ней с доброжелательным отношением к человеку и трудолюбием. Ее часто сравнивают с торийской и латвийской упряжной. Однако, в действительности порода занимает промежуточное положение между упряжными лошадьми и верховым типом. Белорусы бывают очень разными: массивного, «густого» упряжного типа, который считается основным,  и более легкие, приближающиеся по своим качествам к верховым. Масса тела  довольно скромная для упряжной лошади: около 600 кг. На испытаниях тяжелый тип белорусской упряжной демонстрирует впечатляющие результаты: не сбив дыхания тянет по песчаной дороге телегу с  грузом весом в 700-800 кг. А без груза идет со средней скоростью 12-13 км/час. 
 
Если исходить из сравнения показателей силы в соответствии с массой тела, то сила тяги у белорусских лошадей на 2,3-7,0% больше, чем у классических тяжеловозных пород. А тяговое усилие на 10,0% превышает массу тела. Но главное качество этой породы: универсальность. Белорусы могут везти тяжелые грузы, работать в поле, выступать в конных пробегах. Это умное животное имеет склонность участвовать во всем, что делает. Например, чувствуя на спине неопытного всадника, ребенка лет десяти, представитель этой породы, скорее всего, проявит сочувствие, и постарается помочь малышу освоить нелегкую науку верховой езды. Скрещивая легкий породный тип с теплокровными можно получить отличную спортивную лошадь, которая будет  конкурентоспособна на соревнованиях достаточно высокого уровня. 
 
А что за фасадом?
 
Нельзя не заметить, что в последнее время много хороших новостей приходит от нашего ближайшего соседа. То слышно, что на «БелАЗе» построили новый самосвал, способный разом увезти из карьера небольшую гору;  то узнаешь, что молодой белорусский писатель завоевал престижную литературную премию за прекрасный роман в стиле «фентази»; то примеришь новые белорусские туфли в фирменном магазине. Складывается впечатление, что в Белоруссии все прекрасно. Вот и породу новую зарегистрировали, в прошлом году прошел первый фестиваль белорусской лошади. Немноголюдный (все-таки в первый раз), но полный достойных событий: и пробеги, и вестерн, и теплые встречи любителей-единомышленников. Кажется, там, у соседа – всеобщее процветание... Однако, если присмотреться повнимательнее, становится ясно, что и проблем также хватает.   
 
Белорусскую упряжную разводят на государственных конюшнях, и как это часто бывает, у державы не хватает средств (а главное – неравнодушных чиновников) на поддержание гордости отечественного коневодства. Как и повсюду, порода держится на усилиях энтузиастов, но этого явно недостаточно. Например, прекрасный состав племенной коневодческой фермы  «Заречье»  Института животноводства НАН Беларуси, которая находится в  Жодино, под Минском, держится, во-многом, на плечах бригадира Натальи Сазанович, которая ведет активную племенную работу и помогает в научных исследованиях лаборатории Института. Ферма нуждается в кормах, витаминах и технике для осушения левады, которая подтапливается в дожди, превращаясь в небольшое болотце. Чиновники не слишком-то рвутся на помощь. И, как все чиновники постсоветского образца, видят свое призвание в виртуозном «отфутболивании» очередного надоедливого просителя. Жаль, что они не играют в сборной. Какие это были бы красивые пасы! Но боюсь, голевых моментов ждать пришлось бы слишком долго.    
 
Все это очень обидно, ведь «Заречье» продолжает славные традиции племенной работы старинной Ошмянской конюшни. Здесь культивируются линии Анода и Баяна.
 
Родоначальник линии темно-мышастый жеребец Анод I (Анод-Буланка), 1950 г.р., для легкоупряжной породы очень массивная  лошадь. Это был жеребец могучего сложения, ярко выраженного упряжного типа, с промерами: 154-162-210-22, и весом 640 кг. На Всесоюзных соревнованиях в Риге и Пскове показал выдающиеся результаты рабочей производительности: 2 км рысью он прошел за 5.38,0 мин., шагом – за 14.46,0 мин. В начале 80-х годов в линии продуцировало 28 элитных жеребцов, в 1997 году – 43 головы.
 
Родоначальник линии жеребец Баян I (Сокол-Буря), 1950 г.р. также был очень крупным  жеребцом массивного телосложения. Его  промеры: 156-162-194-22, вес – 610 кг. На ВСХВ (1957, 1958 гг.) и Всесоюзных соревнованиях в Пскове ( 1963 г.) Баян I был признан чемпионом породной группы и оценен аттестатом I степени. За 18 лет племенного использования от него получено свыше 375 голов потомства, из них 199 жеребцов и 176 кобыл. Специалисты описывают представителей этой линии как крупных, массивных и, в большинстве своем, тяжелого или среднего упряжного типа.  
 
Считается, что наиболее удачное потомство получается при скрещивании жеребцов линии Баяна I с кобылами тяжелого типа из линий Анода I и Орлика I. Но сегодня в планах подборов на племенных конефермах Республики Беларусь значится всего 6 жеребцов-производителей и 30 конематок линии Баяна. Для сравнения в 1997 году в линии было выделено 28 жеребцов-производителей и 63 кобылы.
 
Упряжные лошади начала XXI века: это необычное явление на карте современного конного мира. Вопреки общемировой тенденции, эта порода не только не угасла, она развивается. И хотя имеются немалые проблемы, будущее белорусской упряжной видится по-настоящему счастливым. Или по крайней мере очень хочется в это верить…