С немецкой точностью и русской душой

Коннозаводство: С немецкой точностью и русской душой

Автор: Юлия СЕРКОВА
Номер журнала: GM №4(171)/2017

Тракененская порода является не только одной из старейших, но и одной из самых популярных пород  лошадей в мире на данный момент. Тракененские лошади с успехом выступают практически во всех дисциплинах конного спорта, о них с уважением отзываются спортсмены самого высокого уровня. Но история ХХ века перепахала не только человеческие судьбы: в одночасье война разделила тракенов на западных (ФРГ), восточных (ГДР) и русских (СССР), и до сих пор существует два отдельных студбука. Специалисты Германии и России, тем не менее, тесно сотрудничают и обмениваются информацией.
Универсальный солдат
 
Официальное название «восточно-прусская теплокровная лошадь тракененского происхождения» свидетельствует о месте рождения этой великолепной породы: регион Восточной Пруссии, некогда принадлежавший Германии и отошедший России после Второй мировой войны. В начале XVII века король Фридрих Вильгельм I принял решение, что стране необходим новый тип кавалерии, поскольку военная тактика изменилась и требовала более быстрой и легкой лошади, одновременно обладающей силой и выносливостью. Конюшен в стране было много, но они были разбросаны по всей территории, что затрудняло племенную работу, поэтому в 1732 году монарх, по совету  князя фон Дессау, собрал своих лучших лошадей, привезенных из Испании, Дании и стран Востока, в новом королевском конном заводе «Тракенен». Лошади новой породы должны были быть достаточно привлекательными внешне, чтобы на них представительно смотрелись офицеры, но при этом достаточно смелыми, удобными на всех аллюрах, здоровыми и выносливыми, чтобы с успехом выполнять требования военной службы. Именно так и появилась тракененская порода лошадей. Для улучшения местного крестьянского коннозаводства были созданы сельские конные заводы, куда государство закупало жеребцов из «Тракенена» для случки с крестьянскими кобылами, предками которых была местная лошадь, известная как «швайке». Швайке отличались своей универсальностью и выносливостью, использовались под верхом и для сельскохозяйственных работ. Таким образом, с 1786 года крестьянских лошадей начали улучшать жеребцами из «Тракенена», что привело к созданию лошадей трудолюбивых и простых в содержании, пригодных как для верховой езды, так и для ежедневной работы в полях.
 
_____________________________
 
Стандарты породы
 
Высота в холке 165 – 172 см
Длина корпуса – 167 см
Обхват груди – 191 см
Охват пясти – 20,5 см
 
Голова легкая, сухая, среднего размера с прямым профилем, шея длинная, высоко поставленная, часто изогнутая и с длинным затылком. Холка высокая и достаточно длинная, лопатка также длинная и с наклоном.Спина не длинная, прямая. Поясница средняя по длине, хорошо заполненная мускулатурой, круп длинный, часто прямоватый, хорошо обмускуленный.
 
Характерная масть – рыжая разных оттенков, от темной терракоты до цвета речного песка с золотистым оттенком.
_____________________________
 
 
Конное царство 
 
Завод «Тракенен» на тот момент был настоящим «городом», площадью около 15 тыс. акров (60  кв.км). Помимо главного комплекса, на его территории располагалось шестнадцать отдельных конюшен для кобыл. Тогда «Тракенен» был не просто конным заводом – он являлся одной из крупнейших сельскохозяйственных ферм Восточной Пруссии, где было 900 коров, 600 овец и других сельскохозяйственных животных, а 500 тракененских лошадей использовались для сельскохозяйственных работ! Жеребцы-производители содержались в заводе по-королевски: у каждого была огромная левада. Конюшни были каменными, с окнами, красивым стальным орнаментом и отличной крышей. К каждому жеребцу был приставлен личный конюх, как правило, это были проверенные люди, которые провели в «Тракенене» полжизни. Жеребята содержались полный день на выпасе и имели всю ту свободу, о которой могла бы мечтать молодая лошадь. Жеребцов заезжали в три года и сразу же определяли их дальнейшее будущее: кавалерия или производитель. Потенциальные будущие производители в течение года испытывались в специализированном центре в Цвионе: там они прыгали, проходили полевые испытания, выполняли выездковые элементы, учились экипажной езде, использовались для охоты и т.д. Все жеребцы подвергались строгой оценке характера, спортивных качеств и темперамента, и только лучшие возвращались в завод в качестве производителей. На протяжении многих лет такая тщательная селекция привела к созданию легендарных линий – Перфекциониста, Темпельхютера, Дамфпросса, Пифагораза, а ставшими самыми известными после войны тракененскими матками были Кассет, Поларфарт, Донна, Тапет, Халенси, Хербстцайт. 
 
Строго на Запад
 
Во время Первой мировой войны поголовье тракенов уменьшилось наполовину, и потребовались большие усилия заводчиков, чтобы вернуть породу к ее прежнему стандарту качества, но в 1944 году, в последние дни Второй мировой войны, оказалось, что главные испытания еще впереди. 
 
  Суровой зимой советские войска вошли на территорию Восточной Пруссии – немцы бежали, оставив землю и имущество. Беженцы на восточно-прусских лошадях из частных конных заводов и крестьяне  со своими лошадьми отправились на запад, но их путь проходил по  тонкому льду залива Балтийского моря Куриш-Гаф. В дороге лошади гибли в ледяной воде, от бомбежек и голода. К сожалению, до Западной Европы добрались единицы… 
 
В октябре 1947 года была основана «Западногерманская ассоциация заводчиков и любителей теплокровной лошади тракененского происхождения», известная сегодня как Тракененский союз (Trakehner Verband). В том же году Тракененский союз начал поиски лошадей с эвакуированных территорий. Им удалось отыскать и приобрести двух тракененских жеребцов, 28 маток и 6 жеребят. Именно они стояли у истоков возрождения тракененской породы в Германии. Следующие годы были потрачены на попытки собрать поголовье и внести в племенную книгу этих немногих тракенов. Если в 1944 году студбук тракенов охватывал около 25 тыс. племенных кобыл, то в начале 50-х годов западногерманский студбук насчитывал всего 500 голов.
 
 Первый президент ассоциации барон фон Шроттер и его менеджер д-р Фриц Шильке  потратили немало сил на восстановление поголовья, а затем к решению задачи подключилось правительство Германии. Так были созданы центры разведения тракенов в Ханнесрюке, Ранцау и Шмоэле, которые скоро получили мировую известность. Основным жеребцом-производителем на Западе стал сын Пифагораза Тотилас. После второй мировой войны тракененских лошадей (в частности, жеребцов Абглянца, Семпер Идема и Юлмонда) использовали и как улучшателей других немецких пород, например, ганноверской и баден-вюртембергской, но самим тракенам было разрешено приливать крови только арабских и английских чистокровных лошадей.
 
На новом месте
 
Что же происходило в это время по другую сторону границы? В 1945 году советские войска эвакуировали из конного завода «Тракенен» большую часть лошадей и отправили их железной дорогой в Ростовскую область в конный завод им. Кирова. Интересно, что в описи они проходили как «лошади английской чистокровной породы». К сожалению, и русским тракенам во время пересылки повезло не больше: многие животные погибли в дороге от истощения, мороза, а на месте – от непривычного табунного содержания и новых кормов. В нашей стране восстановлением породы занимался  Институт коневодства и лично маршал С.М. Буденный. Однако когда необходимость в кавалерии отпала, тракены вновь оказались на грани исчезновения. Во времена Хрущева на бойни отправляли целые заводы, и в итоге к 1958 году число тракененских маток сократилось до 70 (!), а среди потерь были те самые трофейные лошади, вывезенные из Пруссии. Интерес к тракенам в Советском Союзе возродился в 50-е годы ХХ века, когда отечественные спортсмены оценили их спортивный потенциал. Улучшить породу в 1960 году удалось путем прилития арабской крови жеребцов линии Прибоя – Померанца, Тополя, Спорта, а в 70-80-е годы в селекции стали участвовать вернувшиеся из спорта Пакет, Эспадрон и Топкий. На данный момент основными линиями породы в России являются линии Пифагораза, Пильгера, арабского Прибоя, Парсиваля, Дарк Рональда, Фэлариса, Дугласа. Курирует породу Ассоциация тракененского коннозаводства России и отдел селекции ВНИИ коневодства.
 
Славные потомки
 
Крупнейшим хозяйством по разведению лошадей тракененской породы до недавних пор считался Кировский конный завод (однако сейчас поголовье тракенов там сократилось до 15 маток). Самым известным воспитанником завода был легендарный жеребец Пепел, завоевавший под седлом Елены Петушковой золото чемпионата мира (Аахен, 1970) и Олимпийских игр (Мюнхен, 1972). После шестнадцатилетней блестящей спортивной карьеры жеребец вернулся в завод, и от него было получено двадцать три жеребенка. Не менее знамениты и другие лошади хозяйства – Топкий, Эспадрон, Поплин, Мотор, Пансионат, Эфедра, Апогей, Сенатор, Эдинбург, Павлин, Принц, Биотоп, Перехлест, Подход, Абрек и другие. В 1997 году Ассоциация тракененского коннозаводства стала членом Международного тракененского союза и получила право таврить лучших тракененских лошадей тавром в виде семиконечного рога лося с символом «К», по первой букве Кировского конного завода. Жеребец Вольфрам, рожденный в 2004 году в Кировском заводе и выступающий под всадником Хейрадином Нуриевым, недавно был лицензирован Немецким тракененским союзом, а один из его сыновей – продан в Германию, где в ближайшее время тоже будет выставлен на кёрунг.
 
В настоящее время самым крупным хозяйством по разведению тракенов является Курский конный завод, основанный в 2003 году; число маток здесь достигает 50 голов, а в качестве производителей используются потомки Заалькёнига линии Пифагораза и Лаффайетта линии Бурнуса. В 2016 году на кёрунге в Ноймюнстере куплен еще один жеребец – Вино Россо, также линии Бурнуса. В этом заводе в родословных отечественные и немецкие тракены объединены вместе.
 
В настоящее время число тракененских кобыл в России составляет порядка 500 голов, из них около 300 используются в чистопородном разведении. Основное число маток сосредоточено на племенных фермах с числом голов от 10 до 15 маток и у частных владельцев.
 
 Национальная гордость
 
На данный момент тракены российского происхождения высоко ценятся за рубежом. Согласно рейтингу Всемирной федерации разведения спортивных лошадей (WBFSH) за 2016 год, тракененские лошади  занимают 6-е место в мире в выездке (Мистер Икс, Империо, Аксис, Финкенштайн, Астон Мартин, Вольтер), 14-е в троеборье (Ланфранко, Самбукка, Ферст Флайтс Бьюти, Савиола, Доннерстаг, Задор) и 40-е в конкуре (Соли део Глориа, Элуна). Отрадно видеть в этих списках отечественных лошадей – Мистера Икс от Эгеюса и кировского Задора от Океана, что доказывает, что наши лошади могут легко составить конкуренцию западным. При этом Мистер Икс считается не чистопородным (по отцу он тракен, а вот его мама, по словам Инессы Меркуловой «таскала тележку»). «Он доброту взял, наверное, от мамы, которая всю жизнь людей, продукты в тележке возила, а свои рабочие качества от папы», – говорит всадница. А таких знаменитых русских лошадей, как Эспадрон, Топкий, помнят даже старые немецкие спортсмены, которые еще мальчишками в Германии бегали смотреть их выступления.
 
Спорт высоких достижений
 
В период между двумя мировыми войнами тракененская лошадь была, пожалуй, самой успешной в мире спортивной породой, и восточно-прусские лошади экспортировались не только в Европу, но и по всему миру. В 1924 году олимпийское золото в выездке отправилось тракену Пикколомини, а серебро – Сабель. В 1936 году 7-летний Кронос завоевал золото в выездке, а награда того же достоинства в троеборье досталась Нурми, причем победившая немецкая сборная была укомплектована двумя тракенами и одной чистокровной верховой лошадью. Кроме того, в период между 1921 и 1936 годами самый сложный Пардубицкий стипль-чез был выигран девять раз именно тракененскими лошадьми. 
 
Самый известный тракен современности в конкуре после разделения популяции – это, несомненно, серый жеребец Абдулла  (его мать была куплена жеребой), рожденный в Канаде. Он представлял США на Олимпийских играх 1984 года в Лос-Анджелесе и вместе со своим всадником Конрадом Хомфельдом привез домой золотую медаль в командном и серебряную в индивидуальном зачетах. Кроме того, он выиграл Кубок мира по конкуру Volvo в 1985 году и был чемпионом мира в 1996 году. После его успеха число тракененских маток в Германии возросло до 5 тыс. кобыл.
 
Верный товарищ
 
Итак, тракененские лошади обладают массой преимуществ. Они имеют мощный корпус, но в то же время отличаются удивительной утонченностью по сравнению с другими теплокровными породами. Это превосходная лошадь с естественной элегантностью и сбалансированностью, скользящей рысью и мягким галопом. Благодаря сильным задним конечностям, крепким суставам и мускулам тракены еще и отличные прыгуны. Однако, пожалуй, самой выдающейся характеристикой тракененских лошадей является их темперамент – они умны, внимательны и всегда стараются угодить всаднику, что делает их верными друзьями и надежными партнерами на боевом поле. 
 
Вот как отзывается о своих боевых товарищах Хейрадин Нуриев: «Мне посчастливилось работать с этой прекрасной спортивной породой лошадей! Что касается спортивных качеств тракенов,то я бы отметил работоспособность и отдатливость. И еще: у этих лошадей большое сердце! Может быть, они уступают по силовым качествам многим другим мировым брендам, но в остальном они очень даже конкурентоспособные...»
 
Не числом, но умением
 
Сравнительно с общим небольшим количеством тракененских лошадей, количество успешных в спорте тракенов очень велико. Особенно много тракенов становятся чемпионами в троеборье и выездке. Кстати, в немецкой сборной по выездке сложилась уникальная ситуация, когда членами команды одновременно являются отец и сын – тракены Империо и Хойбергер. Представители тракененской породы есть  и в сборных командах Великобритании, Германии и США по троеборью. 
 
Много почитателей породы со всего мира приезжает в Германию на ежегодные знаменательные события: кёрунг жеребцов, «Международную тракененскую ярмарку жеребцов» в Ноймюнстере и «Международный тракененский турнир». 
 
Можно утверждать, что, несмотря на все перипетии судьбы  этой замечательной породы, тракены сегодня занимают достойное место на мировых пьедесталах спортивной славы и в сердцах своих верных приверженцев.

_________________________

Редакция GM благодарит за помощь в подготовке статьи Анну Дорофееву, старшего научного сотрудника ВНИИК, и Немецкий тракененский союз за предоставленные материалы.