Старинные конные заводы Европы: Традиции через века // ЗМ №6 (108) 2011

Коннозаводство: Старинные конные заводы Европы: Традиции через века // ЗМ №6 (108) 2011

Автор: Владислава СМИРНОВА

Коннозаводство в любой стране мира - это, в первую очередь, традиции, без которых невозможно создать ни одну породу лошади. Неудивительно, что в разных уголках Европы сохранилось немало старинных конных заводов, каждый со своей историей и своей породой. Из истории в современность эти конные заводы перешагнули в первозданном виде, и впереди у них без сомнения большое будущее.

 

Кладрубский конный завод  (Чехия)

National stud farm Kladruby nad Labem

Кладрубский конный завод – один из старейших из ныне действующих в Европе, в 2009 году он отметил 430-летие. Расположен в Чехии в городке Кладрубы-над-Лабой, в 80 км от Праги. Все время занимается разведением кладрубской породы – старинной породы упряжных лошадей, выведенной специально для церемониальных выездов австрийской императорской династии Габсбургов. 

Точная дата основания завода неизвестна – где-то около 1490-го года, чуть позже во времена правления Императора Священной Римской империи Максимилиана II завод перешел в собственность короны. Отсчет его истории принято вести с 1579 года, когда сын Максимилиана II - Рудольф II присвоил конному заводу в Кладрубах статус придворного. Архитектура тех лет не дошла до нас – завод перенес много невзгод, пожаров, войн. Утеряны и данные о племенной работе в XVI веке –  во время очередной войны с Пруссией  в страшном пожаре сгорел архив, и самые старые родословные нынешних кладрубских лошадей начинаются с 1757 года.

Однако в исторических  коллизиях сохранилось главное – племенные линии. Во время войны из сгоревшего конного завода были эвакуировано поголовье, и в течение двух десятилетий кладрубские лошади разводились в другом заводе. Эти события никак не отразились на племенной работе – в те трудные для завода годы были заложены самые старые на сегодня линии в кладрубской породе, «живые» и по сей день.

XIX век и начало ХХ века были не самыми лучшими в истории завода. Кладрубские лошади перестали быть главной породой, завод занимался разведением английской верховой и полукровных лошадей. Особенно сложными были годы после 1918-го, годы свержения австро-венгерской монархии (период аналогичный  революции 1918 года). Кладрубские лошади, атрибут монаршей культуры, стали непопулярными и чуть было не исчезли совсем. В 1930-е годы часть кладрубского поголовья даже была сдана на мясо.

В конце XX века интерес к породе возрос, и не только со спортивной точки зрения, но и как к историческому наследию Чехии. Кладрубский завод - его архитектурный комплекс, кладрубские лошади и все что с ним связано – было объявлено памятников культуры национального значения.

Липицианский конный завод (Словения)

The Stud farm Lipica

Ровесник  Кладрубского завода, конный завод в Липицах имеет сходную и столь же счастливую судьбу. В то время как император Максимилиан II начал создание кладрубской породы, его брат эрцгерцог Карл II в 1562 году приобрел старинное (уже тогда) поместье у местного аристократа в Липицах на берегу Адриатического моря, и создал на его основе конный завод, аналогичный Кладрубскому. Официальной датой основания завода считают 1580 год. Порода, основу которой заложил Карл II, получила название липпицианской. Имея сходное с кладрубами происхождение, липпицианы впоследствии стали развиваться по другому руслу и превратились в прекрасных верховых и легких упряжных лошадей.

Удивительно, но на протяжении веков Липицианский конный завод сохранился как средневековое сельскохозяйственное поместье. Несмотря на ремонты и реконструкции, здания в поместье в целом имеют свой первозданный  внешний вид и  первозданное предназначение. В их числе – сама усадьба и церковь Святого Антона Падованского XVI в., сводчатые конюшни постройки  XV - XVII вв.

Сегодня конный завод в Липицах не только племенное предприятие. Во второй половине ХХ века завод превратился в центр туризма, здесь были открыты отель, гольф-клуб, казино, современный конноспортивный комплекс (который ежегодно принимает этап Кубка мира по выездке). Но завод в Липицах не перестал быть и племенным заводом – здесь по-прежнему, как и 400 лет назад, разводят прекрасных липпицианов.

Чивли Парк Стад (Великобритания)

Cheveley Park Stud

Cheveley Park Stud – один из старейших из ныне действующих конных заводов Великобритании, расположенный в сердце скакового коневодства Великобритании – в окрестностях Ньюмаркета. Назван по имени замка Cheveley Park, который был построен в 1341 году неким сэром Джоном де Палтени (John de Pultenay), бывшим тогда мэром Лондона.  В Cheveley Park гордятся тем, что среди его владельцев были восемь особ королевской фамилии. Замок всегда окружали обширные земельные владения, на которых разводили лошадей.

К середине XVI века (1730-1740 гг) Cheveley Park  превратился в один из центров разведения скаковых лошадей. В обширном поместье было все для успешного коневодства,  даже собственный ипподром. Трибуны этого старинного ипподрома сохранились по сей день на территории местного гольф-клуба.

Конец XIX века – время очередного расцвета Чивли Парк Стад. Тогда владельцем поместья был Гарри МакКальмонт. Он увеличил и без того огромную территорию поместья, построил особняк (в нем было 43 спальни) и принимал у себя монарших персон, таких как король Эдуард VII.  Для воплощения столь больших планов МакКальманту пришлось построить собственную железнодорожную ветку из Ньюмаркета на территорию поместья.

Гарри МакКальмонт вошел в историю завода и коневодства еще и тем фактом, что им был получен знаменитый жеребец Исинглас (1890 г.р.) –  обладатель  «тройной короны», непобедимый на скачках. После смерти прославленного жеребца в 1911 году, его скелет был передан на хранение в Национальный исторический музей в Лондоне.

Также с легкой руки Гарри МакКальмонта с 1899 года в Ньюмаркете разыгрывают именной приз завода Чивли Парк Стейк (Cheveley Park Stakes) – это скачка первой группы для двухлеток на дистанцию 1207 метров. Приз разыгрывают каждый год в конце сентября-начале октября на второй день в рамках Кембриджширского скакового митинга. Победители Чивли Парк Стейкса на следующий год часто становятся участникам приза «1000 Гиней».

Драматичная история ХХ века оставила свои следы в Чивли Парк Стад. Во время второй мировой войны в поместье располагался госпиталь, а потом лагерь для военнопленных. После второй мировой огромный особняк  Гарри МакКальманта снесли, как слишком дорогой для обслуживания, и земельные угодья завода сильно сократились.

В 1975 году Чивли Парк Стад был куплен своими нынешними владельцами, Дэвидом и Патрисией Томпсон. Под их управлением в конце XX века Чивли Парк Стад снова выходит  в лидеры английского коневодства. В 1993 году здесь был рожден жеребец Пивотал (Pivotal), правнук Норсерн Дансера, победитель более чем 90 призов и признанный сегодня одним из лучших производителей. Завод и его владельцы получали множество национальных наград для коннозаводчиков, и сегодня намерены приложить все усилия, чтобы и дальше «заниматься коннозаводством под флагом Британии».

Йегуада де ла Картуха, или конный завод в Херес-де-ла-Фронтера (Испания)

Yeguada de la Cartuja

Колыбель наиболее ценной линии андалузской породы, этот небольшой конный  завод был основан в XV веке монахами-картезианцами при монастыре  La Cartuja, что в окрестностях испанского города Херес-де-ла-Фронтера (в 80 км от Севильи).

XVI век был веком расцвета картезианского ордена, и расцветом коневодства при монастыре. В стенах монастыря сложился особый тип андалузской лошади – картезианская (от названия ордена), которую сегодня считают одной из линий в  андалузской породе, линией очень ценной и наиболее чистой. Монахи-картезианцы на протяжении веков разводили своих лошадей без прилития крови других пород, тем самым создав уникальный генофонд.

В XIX  веке монахи-картезианцы переживали трудные времена. Они трижды изгонялись из монастыря, последнее изгнание в 1835 году продлилось более 100 лет, и монахи вернулись в монастырь только в 1948 году. Кстати, картезианский орден жив и поныне, а в старинном монастыре и сегодня живут монахи. Монастырский конный завод спас от гибели священник Педро Хосе Сапата. В 1812 году, когда монастырь был закрыт в первый раз, дон Педро выкупил у монахов 60 лучших кобыл и трех жеребцов, и с тех пор конный завод перешел в частные руки.

Картезианские лошади покинули монастырь, и завод обосновался в поместье Фуэнте дель Суэро, на бывших монастырских землях. За полтора века сменилось много владельцев, но как ни странно, усилия всех хозяев были направлены на одну цель -  сохранение бесценной картезианской ветви андалузской породы. В 1990 году завод был выкуплен государством и передан управляющей компании EXPASA Agricultura y Ganaderia под опекой Министерства обороны. На компанию была возложена ответственность за сохранение и поддержание уникального генофонда. В 1998 году картезианские монахи передали EXPASA старинное тавро в форме колокола, которым клеймили картезианских лошадей с XV века.

Сегодня картезианские лошади конного завода Йегуада де ла Картуха, как и 500 лет назад, пасутся на пастбищах Фуэнте дель Суэро, неподалеку от монастыря La Cartuja в окрестностях Хереса. К старинным традициям завода добавились современные технологии содержания, первоклассное ветеринарное обслуживание. Каждую субботу в заводе проходят шоу, и все желающие могут увидеть картезианских лошадей на земле, где они родились.

Национальный конный завод в Альтере (Португалия)

Portuguese Coudelaria Nacional

В 1748 году в небольшом португальском городке Альтер ду Шан (Alter do Chao) был основан королевский конный завод по разведению лошадей лузитанской породы. Лузитанская порода более малочисленна по сравнению с родственной ей андалузской, и в Альтере ду Шан сформировалась особая линия лузитанской породы – королевский альтер, или альтер реал.

История завода драматична. Он начинал работу с пяти кобыл, привезенных из Андалузии (из окрестностей Хереса). Через полвека поголовье завода достигло 300 лошадей и главной его задачей было снабжать лошадьми королевские конюшни в Лиссабоне. Но в  1834 году, во время наполеоновских войн, завод был разорен и его пришлось закрыть. Разведение королевских альтров было прекращено и возобновилось только спустя 50 лет, в конце XIX века. Порода сильно пострадала, потому что при ее восстановлении  использовали лошадей других пород (английской чистокровной, арабской, ганноверской),  и прежний вид королевского альтера удалось получить только после того, как в завод вновь завезли андалузских кобыл и повторили работу столетней давности.

В 1910 году, после свержения монархии в Португалии, существование завода вновь оказалось под угрозой. Королевские конюшни и завод были закрыты, архивы уничтожены. Королевские альтеры оказались на грани вымирания, к 1942 году в породе осталось 2 жеребца и 11 кобыл. 

Практически спас породу и конный завод  известный конник начала ХХ века, палеонтолог, зоолог и ипполог доктор  Руй д'Андраде. На свои средства он выкупил двух оставшихся в породе жеребцов, и собрал немногих оставшихся кобыл. Его жена отдала все свое состояние на спасение  породы и восстановление завода в Альтер ду Шан. Завод  был спасен и передан в государственную собственность, в ведение Министерства сельского хозяйства Португалии. Сегодня конный завод в Альтере занимается разведением лошадей породы альтер реал, которая нашла применение в выездке и шоу.

Государственный конный завод ле Ара дю Пэн (Франция)

le Haras du Pin

17 октября 1665 года Кольбер, министр Людовика XIV, издал исторический для французского коневодства указ «о создании королевских конных заводов для нужд страны». Одним из заводов, созданных  решением  Кольбера, стал королевский конный завод Сент-Лежер под Парижем, который в 1715 году  переехал в провинцию Нормандия, получил название Дю Пэн, и в таком виде дожил до наших дней. В тот же период, с 1715 по 1730 годы был построен основной архитектурный комплекс завода, который несмотря на многие драматические события сохранился до наших дней. Конный завод Дю Пэн  сегодня самый старый из ныне действующих французских конных заводов. Он  дал миру французского рысака и французскую верховую породу (французский сель).

С момента основания завод возглавляли лучшие конники Франции, но благополучие королевского завода продлилось недолго. После Великой французской революции завод был разграблен и прекратил свое существование. Лучшие лошади пропали бесследно. В 1806 году при Наполеоне завод был выкуплен государством и даже восстановлен, но ненадолго. На протяжении следующих десятилетий в канве бурных политических событий во Франции конный завод Дю Пэн то разграбляли, то восстанавливали. И это несмотря на то, что в Дю Пэн содержался любимый жеребец Наполеона, трофейный араб Али.

Положение завода стабилизировалось к середине XIX века, во время правления Наполеона III. По непонятным причинам было принято решение содержать в заводе только жеребцов, но тем не мене завод развивался, и к 1865 году его поголовье насчитывало более 200 жеребцов, а вокруг него находилось два десятка станций, куда приводили кобыл для случки.

Конец ХIX-начало XX века – тяжелые времена для завода, когда периоды спокойной работы сменялись полной разрухой. Завод был разграблен во время франко-прусской войны в 1870-х годах. Во время первой мировой войны поголовье было вывезено в эвакуацию.

В 1940 году Нормандию оккупировали немцы, и в оккупацию попал и конный завод Дю Пэн. Во время отступления немцев завод оказался в зоне активных боевых действий, много жеребцов погибло, завод был разрушен.

К средине ХХ века тяжелые времена закончились. Завод был восстановлен: как поголовье, так и старинный архитектурный ансамбль. В послевоенные годы завод стал центром создания новой полукровной породы – французской верховой (французский сель), в 1963 году был выпущен первый том ее студбука.

В 2010 год завод отметил свое 365-летие. Конный завод Дю Пэн сегодня – это племенной, спортивный, образовательный и туристический центр. Здесь можно получить конное образование, посмотреть все выращиваемые во Франции породы лошадей (а их насчитывается 41), прокатиться по старинным аллеям, которые видели французских королей.  Конный Версаль – такое неофициальное название закрепилось за конным заводом Дю Пэн сегодня. 

 

Дополнительные материалы по теме:

Российские конные заводы: Судьба спустя века // ЗМ №4 (106) 2011