Путь с лошадью – путь к себе

Самоучитель: Путь с лошадью – путь к себе

Автор: Анна БЕКЛЕМИШЕВА
Номер журнала: GM №3(205)2021
Фото: depositphotos.com

Про иппотерапию знают очень многие: благодаря лошадям тяжело больные люди обретают свободу движений, боль отступает, жизнь становится легче и интереснее. Но приходилось ли вам слышать, что в рамках определенных проектов лошади иногда помогают ребятам из детских домов и интернатов социализироваться, из неблагополучных семей – принимать себя и лучше понимать окружающих? Причем все они физически и ментально здоровы. Но все равно лошади могут изменить жизнь этих людей. Иногда кардинальным образом!

Лошади умеют лечить, но не только. В определенных условиях они дают надежду, помогают найти путь к себе и ключ к пониманию окружающего мира. Все то, что особенно необходимо детям, которые не катаются с родителями на пони в парке, не ходят с ними на конные выставки, не получают в подарок на день рождения новый шлем.., они порой вообще не имеют родителей. Для таких ребят лошадь становится важным связующим звеном с внешним миром. 
 
Лошадь человеку – крылья
 
Об этой грани конного мира мало кто знает: о существовании конных клубов, центров, отдельных энтузиастов, которые занимаются конным спортом с детьми и подростками из детских домов, интернатов, просто из неблагополучных семей. Это не про иппотерапию (со здоровьем у детей все хорошо), но и не про верховую езду как дорогое хобби – эти всадники не могут оплачивать свои занятия.
 
«Что подразумевает под собой слово “неблагополучный”? Можно ли, к примеру, назвать семью девочки благополучной, если папа – абсолютно нормальный человек, а мать от них ушла, когда ребенку было девять лет? И девочка, с виду совершенно обычная, имела такую проблему, как необщение с женщинами – вообще не считала их за людей. У меня таких детей много. Кто-то называет меня крестным папой, потому что у меня на занятиях из 25 детей только несколько полных семей», – рассказывает Алексей Орешков, руководитель и тренер семейного конного клуба «История», расположенного в Рузском районе Московской области. Он был открыт при Детском реабилитационном центре (ДРЦ) «Вдохновение», помогающим детям с разными судьбами с 1999 года. Алексей встал у руля конного клуба пять лет назад. Сейчас в распоряжении юных всадников пять лошадей. На них занимаются верховой ездой и джигитовкой и дети ДРЦ «Вдохновение», и местные ребятишки с окрестных дач. «У меня дифференцированный подход – платят только те, чьи родители могут это себе позволить. Но даже и для них есть льготы: четыре упражнения на галопе, и они имеют право перейти в бесплатную группу. Такая вот мотивация и для детей, и для их родителей – чтобы почаще возили на тренировки», – говорит Алексей.
 
Лошадь лечит душу
 
Занятия верховой ездой с детьми, лишенными обычного детства, меняют их внутреннее состояние и мироощущение. «Общение. Первое, что меняется – это то, как дети начинают между собой общаться, – делится своими наблюдениями Владислав Кудзаев, тренер по джигитовке конноспортивного центра «Святогор». – Они вместе чистят лошадей, общаются, где-то спорят между собой: “Ты уже давал сахар ей! Так много нельзя!” У нас здесь не интернат. Их никто не учит, не заставляет что-то по звонку делать. Конечно, я кон­тролирую технику безопасности, рассказываю правила конюшни, но в целом они принадлежат сами себе. Сперва ребята ссорятся, но потом мирятся, потому что лошадь одна на несколько человек. Им приходится находить компромисс, общаться друг с другом. Потом они и друг с другом, и в общении со старшими становятся более коммуникабельными и открытыми. Задают вопросы, сами вступают в диалог. Дети меняются на глазах».
 
И дело не только в лошадях, но и в работе в команде и в том отношении к детям, которое здесь культивируется. «Если б я сказал маленькому ребенку просто: “Нет, тебе нельзя пасти лошадь”, – естественно, это был бы негативный отпечаток, и душа бы не просилась больше ни к лошадям, ни на конюшню, потому что желание заниматься обрезали, – говорит Владислав. – А я говорю так, как есть, правду, просто с мягкими формулировками: «Лошадь большая, ты можешь не справиться один, не удержать ее в поле. Она убежит – и как же мы тогда будем ее ловить?” Подстраховываю. Приглядываю, но отхожу в сторонку, чтобы потом он мог с радостью делиться тем, что тоже пас лошадь. Так они учатся в том числе и ответственности». 
 
Конный центр «Святогор» был основан благодаря идее и по благословению владыки Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископа Феогноста, при частном общеобразовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Православном центре образования им. Преподобного Сергия». Владыка Феогност сказал тогда, что не все станут спортсменами, но научиться ездить верхом должны все мальчики, ведь они – защитники и воины в первую очередь. 
 
Сначала здесь практиковалось просто обучение верховой езде, потом специализация кренилась то в сторону выездки, то конкура. Основательно конный центр заработал в 2009 году. Владислав Кудзаев пришел в 2011-м, возглавив отделение джигитовки, и по сей день продолжает заниматься с ребятами, среди которых есть и мастера спорта, и разрядники, и даже два члена сборной России по джигитовке, оба сироты. «Мальчишки всегда тянутся к джигитовке, ведь это и верховая езда, и работа с оружием, – рассказывает Владислав. – В целом дети занимаются верховой ездой три раза в неделю, спортсмены – чаще. Расстояние до конюшни большое, но Лавра помогает – ребят возят на специальном автобусе».
 
Вдохновляя к жизни
 
Семейный конный клуб «История» при ДРЦ «Вдохновение» пошел немного по другому пути, чем занятия конным спортом. Отчасти сказалось увлечение руководителя, Алексея Орешкова, исторической реконструкцией. Ребята каждое лето участвуют в двухнедельной программе «Дикий запад» – сам автор называет это мероприятие педагогической игрой. Дети сами строят для себя город в стиле Дикого запада – «покупают» землю, осваивают ее, живут «взрослой» жизнью, с проблемами и развлечениями – теми, что были в Америке пару столетий назад. На полигоне есть банк, своя валюта, золотые прииски, кинотеатр – они могут почувствовать себя взрослыми, и это отличная социализация. Они учатся готовить, следить за собой, брать на себя ответственность.
 
Конный клуб и все его мероприятия существует и на финансирование ДРЦ «Вдохновение», и на личные средства Алексея Орешкова. В прошлом году клуб выиграл грант Фонда президентских грантов, однако на полноценное масштабирование этих средств не хватает. Например, ездить на соревнования по джигитовке у ребят возможности нет. 
 
Конные клубы и занятия верховой ездой для подопечных детских домов, интернатов и просто ребят, попавших в трудное положение, осуществляются на средства этих детских организаций, православных храмов и частных лиц. Часто помогают благотворительные сборы и помощь обычных людей, которым не все равно. Государство на постоянной основе подобные начинания не финансирует – по крайней мере, я в ходе своего расследования таких случаев не встретила. Интересен тот факт, что у истоков многих подобных организаций стоит Церковь – лошади органично вписываются в православные традиции и понимание о воспитании гармоничной личности человека. Так, например, детская конная школа при детском доме «Павлин» в селе Мышкино Московской области появилась благодаря протоиерею Дмитрию Смирнову – он интересовался верховой ездой и даже сам изредка ездил верхом. 
 
Сейчас конюшню, где конным спортом занимаются опекунские ребята детского дома «Павлин», финансирует Благовещенский храм, где служил отец Дмитрий. В хорошую погоду ребята тренируются каждый день, в плохую – занимаются уроками анатомии, чисткой, седловкой в конюшне. «Детям занятия с лошадьми дают и общее оздоровление, и психологическую поддержку, – рассказывает руководитель детской конной школы Екатерина Архипова. – Помогают социализироваться, иногда даже сделать выбор профессии. Сейчас один мальчик учится в техникуме на ветеринара – он решил пойти по этой стезе как раз после наших занятий».
 
Верхом от проблем
 
Ксения Миханькова после окончания института переехала в Наро-Фоминск и стала заниматься благотворительной деятельностью – работала с зависимыми от алкоголя и наркотиков людьми. Оказалось, что у многих из них есть дети, и, думаю, нет смысла описывать, в каком положении они живут. «Мы начали спрашивать, можно ли взять в гости ребенка, в кино, погулять. Они уже доверяли нам, поэтому разрешали, – делится Ксения. – Однажды мы с подругой, с которой всем этим занимались, поняли, что вокруг нас уже куча детей, и нужен какой-то определенный формат. И стали проводить для этих ребят мероприятия, мастер-классы и прочее. Я думала, что детям нужна психологическая помощь, практическая поддержка – банально, например, научиться готовить. И я постоянно откладывала мысль о верховой езде, хотя сама с 13 лет занималась ей и работала в этой сфере. Но однажды я все же поняла, что для меня лошади – это вдохновение, и поэтому, когда я с ребятами занимаюсь верховой ездой, еду на конюшню, я могу быть в тысячу раз эффективнее, потому что сама это очень люблю. Дети и подростки это хорошо чувствуют. Как правило, это те дети, которыми родители пренебрегают, прессуют, стыдят. И верховая езда – это способ поднять самооценку. Когда каждый маленький шажок – это повод для похвалы, прогресс, достойный гордости и восхищения. Они часто повторяют то, что им говорят дома: “Я некрасивая, я криворукий”. А тут я могу им сказать: “Да нет, ты не такая, посмотри, как у тебя все получается”. И это не просто слова. Когда подросток видит результат своих тренировок и усилий – например, спустя какое-то время занятий мы вместе едем в лес, и он сам управляет этой лошадью, это оказывает на него влияние, которое сложно переоценить».
 
Сейчас Ксения – руководитель проекта «Ранчо». Это «дом, в котором каждому рады», занятия спортом и верховой ездой. Через спорт и общение с животными Ксения и ее коллеги помогают решить различные проблемы, организовывают досуг: музеи, театры, спортивные секции, праздники и поездки. На странице в инстаграме проекта краткая, но такая емкая подпись в шапке профиля: «Помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию». В ленте – многочисленные фотографии с занятий верховой ездой и разных мероприятий. В разделе «О нас» – жизнеутверж­дающее: «Соз­даем здоровую обстановку для развития личности ребенка». 
 
Конному проекту два года, и сейчас под его опекой 25 детей из неблагополучных семей, а также 12 ребят из интерната (их привозят на тренировки раз в неделю). «Сейчас мы арендуем дом, где занимаемся с детьми мастер-классами, и буквально в 50 метрах в этом же поселке находится конюшня. У нас там стоит лошадь, с владельцем конного клуба сложились хорошие отношения», – говорит Ксения. – «Животные расслабляют этих ребят. Это та сфера, где они могут не защищаться, расслабиться, и при этом не бояться проявить нежность, любовь, раскрыть свои чувства, потому что животные не отругают, не обидят, не скажут: «Ты криворукий!». А еще здесь появляется уверенность в себе – важное качество в плане общения. Я вижу, что иногда старшие берут под опеку младших, учат их чему-то, взрослеют через все это. К нашим мастер-классам отношение у детей более потребительское: «Ну, давайте, занимайтесь со мной!» А с лошадьми так не получается. Тут и уход, и внимание, и дисциплина должны быть со стороны ребят – банально даже, чтобы собраться, вовремя выйти из дома, на автобусе приехать на конюшню». 
 
Лошадиная терапия
 
В России адаптивная верховая езда, о которой сейчас идет речь, – довольно редкое явление, в отличие от широко распространенной иппотерапии. За рубежом ситуация обстоит несколько иначе. Во многих странах также широко распространена иппотерапия (hippotherapy) (именно ей и физической терапии посвящено больше всего исследований), но при этом есть и такое понятие как equine therapy или EAP (Equine Assisted Psychotherapy) – психотерапия с использованием лошадей. Это специализированная форма психотерапии, использующая лошадь в качестве терапевтического инструмента. Метод разработан для повышения самооценки и личной уверенности, общения, социализации, развития доверия, коммуникабельности. Людям помогают не только непосредственно занятия верховой ездой, но и просто общение с лошадьми, груминг и работа с земли. В США с конца 1990-х даже существуют две крупные ассоциации, занимающиеся этим направлением. 
 
Зарубежная «лошадиная терапия» – это не только занятия для сирот или детей из интернатов, но более общее понятие. За ней обращаются люди, столкнувшиеся с депрессией, стрессами, посттравматическими расстройствами, а также серьезными жизненными потрясениями, такими как тяжелый развод, смерть близких и прочее.
 
В целом картина немного напоминает ситуацию с психологами и психотерапевтами в России и на Западе. Если у нас поход к психологу или, еще хуже, к психотерапевту, до недавнего времени вызывал недоумение окружающих: «Ты что, псих или больной? Зачем ты туда идешь?», то в зарубежной практике сходить к психологу – примерно такая же рутина, как посещение зубного или парикмахера. Люди контролируют не только кариес и отросшие волосы, но и свое ментальное состояние, и обращаются к соответствующим специалистам, если не могут разобраться в себе сами. 
 
Мне кажется, что культура «лошадиной терапии» и ее масштабы – это как раз то, что совсем неплохо было бы позаимствовать у иностранных коллег. Ведь потенциал лошадей огромен, и они могут оказывать поддержку гораздо большему количеству людей, чем это происходит сейчас.