Номер журнала: GM №2(222)2024
Фото: Валерия БЕЛЯЕВА
Анна Веселкова – детский, подростковый и семейный психолог
Грани разумного
Начнем с того, что со стороны родителей совершенно естественно испытывать тревогу, когда ребенок занимается травмоопасным видом спорта. Однако если этот страх настолько иррациональный (вы не можете спать, есть, работать…), то в таком случае самым оптимальным вариантом будет запретить ребенку заниматься верховой ездой. Как бы обидно это не звучало – до 18 лет родители вправе делать так, как удобно им, поэтому если страх, действительно, выходит за грани разумного, то стоит пересмотреть увлечения ребенка.
Если тревога не столь критична, то с ней уже можно работать: например, «подстелить соломку» – купить ребенку максимально надежный шлем, защитный жилет, выбрать клуб с хорошей репутацией (в том числе, где есть медицинская помощь), стабильную лошадь и тренера по рекомендациям, отдать предпочтение индивидуальным занятиям, а не езде в прокате. Все, что мы можем предусмотреть и что в наших силах, будет нас успокаивать.
Найди и сосчитай
Второй момент относится больше к психологическим причинам, а не к реальной действительности: часто нужно видеть всю картину целиком, чтобы понимать, откуда берется тревога. Например, все, что происходит сейчас в политике и экономике, безусловно, оказывает влияние на всех нас, но на это мы повлиять не в силах, и данная тревожность просто находит другой выход и выплескивается на ребенка и его хобби.
Зачастую наше напряжение не имеет никакого отношения к конному спорту, и здесь важно остановиться и задать себе вопрос: «Что со мной происходит? Что меня так волнует, раз я вкладываю сюда столько переживаний?» В глубине души мы понимаем, что все равно не можем на 100 % контролировать жизнь ребенка: неприятности могут случиться в школе, на улице, где угодно! В принципе, обычная жизнь не так сильно отличается от спортивной, но разница именно в ресурсном состоянии, которое позволяет или проживать эту тревогу разумно, или скатываться в панику.
Если в какой-то момент эмоции зашкаливают, можно применить несколько известных и простых психологических приемов: подышать по технике «квадрат» (вдох на четыре счета, задержка на четыре счета, выдох на четыре счета, задержка на четыре счета), найти и посчитать вокруг 10 предметов определенного цвета, «заземлиться» – почувствовать стопы, ладони и так далее. Наконец, если ничего не помогает, целесообразно будет обратиться к психологу.
Точка опоры
Самое важное в борьбе с собственной тревожностью – не «вываливать» на ребенка свои эмоции: можно спокойно обсудить с ним свои опасения и аккуратно рассказать о своих чувствах, но нельзя делать его ответственным за наши переживания – он все равно еще маленький и не может нас «контейнировать». Бывает, что дети начинают взрослеть «не по годам», но это дает им лишь непосильную нагрузку, с которой они в итоге не могут справиться самостоятельно.
Родители, в любом случае, старше и должны быть опорой для своих детей. Но и родители тоже нуждаются в опоре! Если заглушать и отрицать собственные страхи и тревоги, они могут проявиться в виде психосоматических расстройств, которые потом придется лечить долгие годы. Именно поэтому, если вы тревожный человек, очень важно, чтобы рядом был кто-то (муж, жена, бабушка/дедушка, сосед, кошка или даже дневник), с кем можно было бы честно поговорить о своих чувствах и найти поддержку и понимание. Самое главное – ни в коем случае не общаться с ребенком в состоянии паники! Когда мы неуравновешенны, в принципе, лучше вообще ни с кем не контактировать, так как есть шанс натворить глупости и сделать что-то неприятное. Вот почему всегда важно иметь рядом человека, который сможет в трудное время подставить плечо и сказать: «Все будет хорошо!»