ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО… «ЖЕЛЕЗО»

Самоучитель: ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО… «ЖЕЛЕЗО»

Автор: Александра ЛИЧМАН
Номер журнала: ЗМ №11-12(147)2014

Трензель, или удила, или просто «железо» – один из древнейших средств коммуникации между всадником и лошадью. На протяжении многих столетий появлялись и развивались различные модификации этого предмета амуниции, удовлетворяя все возрастающие запросы людей, сначала в точности, а затем в гуманности управления сильным, но чувствительным животным.

Трензели и мундштуки эволюционировали, приспосаб­ливаясь к стилям верховой и экипажной езды, боевым, рабочим и спортивным задачам, решали вопросы взаимопонимания, точности и мягкости донесения команд, отражая как моду, так и историю совместного существования двух партнеров – человека и лошади.
С самого начала применения удил люди думали о том, как сделать их комфортнее для лошади, несмотря на то, что порой изобретались и такие «модели», которые напоминали скорее орудие пытки, чем средство управления. Однако еще древнегреческий военачальник и философ Ксенофонт, признанный первым иппологом в истории, отмечал в одном из своих трактатов, что железо не должно вызывать у лошади дискомфорта. Более того, именно факт принятия лошадью железа он считал главным ключом к успеху в искусстве верховой езды. «Желание принимать удила является настолько важным свойством, что лошадь, которая отказывается от него, становится совершенно бесполезной», – писал Ксенофонт.
На всем протяжении совместной истории взаимодействия человека и лошади человек всегда искал оптимальную форму и материал для изготовления «железа», стремясь к абсолютному взаимопониманию со своим четвероногим партнером.
 
 
Секреты материала 
Многие решения, касающиеся, в частности, выбора материала для изготовления трензеля, основываются на рефлексах лошади – в первую очередь, на жевательном. Отжевывая, любая лошадь расслабляется, «сдает» затылок, двигается спокойнее и более внимательна к командам. 
По мнению ученых, одним из самых комфортных видов трензеля считается «восьмерка» – трензель с двумя сочленениями, наиболее комфортно располагающийся во рту. Однако каждый случай подбора трензеля индивидуален – то, что подходит одной лошади, может раздражать другую или не провоцировать никакой реакции от третьей. Таким образом, форма железа должна подбираться для каждого животного с учетом не только особенностей самой лошади, но и методов и стиля работы всадника. 
Материал, из которого сделан трензель, также имеет не просто важное, а, пожалуй, ключевое значение. Какой бы ни была форма, физические и химические свойства некоторых материалов влияют на принятие удил в большей степени. Секрет – в грамотном применении различных сплавов, которые, не делая «железо» излишне мягким, обретают приятный для лошади вкус. Окисление (ржавчина) трензеля делает его слегка сладковатым, потому такие удила называют «сладким железом», которое нравится лошадям, провоцируя их жевательный рефлекс, а вместе с ним – принятие трензеля и расслаб­ление животного. 
 
Металлы для «железа»
Бронза (сплав меди с оловом, алюминием, свинцом, кремнием или бериллием) – старейший материал, когда-либо использовавшийся для изготовления удил. Он обладает очень высокой коррозионной устойчивостью и прочностью. Однако бронза относится к труднообрабатываемым материалам, что делает изготовление трензелей из бронзы слишком дорогим и трудоемким процессом.
 
Нержавеющая сталь (прим.: Простейший вариант «обычной» стали является сплавом железа и углерода, который придает металлу прочность.), (Stailess steel) – это различные сплавы стали с хромом, никелем, молибденом, вольфрамом и другими, не имеющими вкуса металлами. Этот высококачественный материал имеет блестящую, ровную, износостойкую и очень долговечную поверхность. Вес изделия из нержавеющей стали может быть различным – это зависит от модификации самого трензеля – он может быть цельным или «дутым» (полым внутри). В отношении слюноотделения нержавеющая сталь считается нейтральным материалом.
 
Холоднокатанная сталь, или «сладкое железо», обретает свой вкус в результате процессов окисления. Для его приготовления сталь прессуется, образуя однородный и плотный материал. Этот сплав подвержен ржавчине, но многие признают это достоинством, потому что считают, что лошадям нравится ее вкус. В иностранных каталогах такое железо обозначается термином Sweet iron и имеет множество разновидностей.
Железо. Железные трензели раньше использовались как для рабочих (упряжных), так и для спортивных лошадей. Сегодня трензели из чистого железа практически не используются в классических видах конного спорта, но имеют довольно широкое применение, например, в вестерне. Очевидным недостатком использования железных трензелей является их низкая износостойкость по сравнению с другими видами сплавов.
Закаленное (вороненое) железо традиционно изготавливалось путем опускания изделий в емкость с горячим маслом, что предохраняло металл от ржавчины. Современные производители зачастую применяют химическую закалку, о влиянии которой на здоровье лошади, к сожалению, известно очень мало. 
Трензели из меди любят многие лошади, ее сладкий привкус провоцирует обильное слюноотделение. Однако изделия из чистой меди встречаются довольно редко – медь не слишком прочна сама по себе. В современной индустрии товаров для верховой езды и конного спорта большей популярностью пользуются высокотехнологичные сплавы на основе меди, а также трензели с медными вставками. В комбинации меди с другими металлами во рту лошади возникают электрические микровольтовые напряжения, которые сопровождаются микровибрацией и также побуждают лошадь жевать.
Латунь – это общее название для сплавов меди и цинка в различных пропорциях. Изделия из такого материала обладают очень высокой коррозионной устойчивостью, но не являются достаточно прочными, что снижает их популярность. Как правило, латунные трензели производятся в странах Дальнего и Среднего Востока и наиболее широко используются в драйвинге.
 
Аргентан (argentan), известный также под названием «новое серебро», или german silver, состоит из меди примерно на 60%. Остальную часть этого сплава составляют цинк и никель, а также примеси олова и свинца. По вкусу аргентановые трензели аналогичны медным, но имеют более высокую прочность – по своим износостойким качествам аргентан успешно конкурирует с нержавеющей сталью.
Ауригановые (aurigan) трензели созданы по принципу аргентановых, однако имеют в своем составе больше меди – в таком сплаве ее содержание достигает 85%. Кроме того, ауригановый сплав не содержит никеля, его заменяет кремний, придающий изделиям особую прочность. Ауриган разработан, запатентован и предлагается на рынке фирмой Hermann Sprenger. По сравнению с медными, процесс окисления ауригановых поверхностей протекает интенсивнее. 
 
Трензели из куприума (cyprium) – состоят на 90% из меди и также не содержат никель. Производители такого железа анонсируют его высокую прочность и стойкость к механическим повреждениям.
 
Новинка на рынке конного «железа» – трензель из титана – отличается легкостью, высокой ударопрочностью и низкой теплопроводностью. Другим важным качеством этого нового «железа» является его гипоаллергенность. Кроме того, части такого трензеля не создают во рту лошади эффекта «намагниченности». По своим «вкусовым» свойствам такие удила нейтральны.
 
Доверяй, но проверяй
Трензель, особенно имеющий в своем составе «мягкие» (на основе меди) сплавы, требует тщательного ухода. В отличие от стальных, медные трензели из-за невысокой твердости довольно быстро изнашиваются. Такое изделие может перетереться в месте сочленения или сточиться до острых краев, если лошадь слишком активно жует его. При контакте с влажным воздухом, а также слюной на медном трензеле образуется так называемая патина (зеленоватый налет из карбоната меди); при усиленном воздействии некоторых видов кислоты может появиться ярь – ядовитый ацетат меди. 
У старых удил из высококачественной стали следует регулярно проверять соединение грызла и удильного кольца на износ и появление зазубрин. Опасными могут быть и железные трензели. Поскольку чистое железо – довольно мягкий материал, изделия из него достаточно быстро изнашиваются, «зажевываются» лошадьми, образуя не просто неровную поверхность, но опасные зазубрины и сколы. Такие трензели следует регулярно и тщательно проверять на предмет появления острых краев. Особенно опасными могут быть зоны подвижных сочленений – «конфетки», а также места, где к грызлу крепятся кольца. Железные трензели, долго остающиеся без дела, могут покрыться ржавчиной. Перед использованием ее следует удалить при помощи плотной ткани.
Трензели, имеющие в составе сплава алюминий и хром, часто сушат рот лошади. Кроме того, многие лошади показывают аллергию на никель. Проявления такой аллергии могут быть самыми разными – от покраснения и сыпи на слизистой до нарушения дыхательных процессов (насморка и кашля). Олово и серебро, входящие в некоторые сплавы, также небезопасны для здоровья и при длительном применении удил могут растворяться кислотными элементами слюны лошади.
Однако, даже с учетом всех рисков, обдуманное применение трензеля из приятных лошади сплавов может значительно скорректировать поведение лошади и улучшить качество работы с ней, но только в том случае, если работа ведется грамотно и корректно.
 
Поможет, но не всем
 
 
Лошадь должна отжевывать от правильной работы, а не от дополнительных приспособлений. «Влаж­ный» рот, или склонность лошади к отжевыванию, «игре» с железом, говорит о том, что животное расслабленно, спокойно и настроено на сотрудничество. Добиться такого состояния только подбором «вкусного» трензеля невозможно. Всадники, использующие трензели с различными сплавами, в целом отмечают, что такое железо действительно стимулирует лошадей к отжевыванию, но только тех, кто и сам делает это, но недостаточно интенсивно. И тем не менее попробовать найти оптимальный вариант для своей лошади стоит!
Подбор железа – процесс индивидуальный, многогранный, трудный, но и весьма увлекательный, подходить к нему следует с особым вниманием. При смене трензеля не ждите мгновенного результата – дайте лошади освоиться с новыми ощущениями, привыкнуть и успокоиться. Многие лошади бурно реагируют на любую смену привычной экипировки. 
Не настаивайте на мгновенном расслаблении, работайте в обычной для лошади манере. При малейших признаках дискомфорта от нового железа смените его на привычное. Не меняйте железо слишком часто – поработайте на трензеле неделю, в разной обстановке, ставя привычные задачи, – только так можно будет сделать однозначный вывод о вреде или пользе конкретного изделия. Не бойтесь пробовать и искать ту форму и состав трензеля, который поможет вам грамотно, четко и мягко доносить команды до животного – современные технологии предлагают множество вариантов для мягкой коррекции большинства проблем в работе с самыми разными по характеру и поведению лошадьми. ЗМ