Самоучитель: Учение без мучения, или смена без слез… // ЗМ № 6/2006

Съезженная смена из 10-12 пар всадников, способная синхронно и на разных аллюрах выполнять сложные перестроения и заезды, раньше называлась «котильон» и пользовалась большим успехом у зрителей на конно-спортивных соревнованиях. Подготовка такой смены требует гигантских усилий, огромного желания тренера и всадников работать...

 

В теории…

     Начнём с объяснения, почему команда для смены произносится определённым образом и строится по определённым правилам. Фонетически (то есть на слух) в произношении хорошего тренера она должна делиться на три части: «Смена…пауза…подобрали повод…пауза…рысью марш!». Именно так, с восклицательным знаком на конце, громко и чётко. 
     Первое слово – смена. Оно произносится, чтобы люди и лошади (да, да, именно лошади!) обратили внимание на тренера и подготовились к работе.  
    Вторая часть – подобрали повод – вовсе не фигуральная и требует от всадника конкретного действия, а именно подбора повода. Собранный повод для лошади – команда к тому, что сейчас начнётся работа. При правильном исполнении команды всадником лошадь немного упрётся в руку через повод, приподнимет затылок и перенесёт центр тяжести чуть назад. При неправильном – пойдёт в середину манежа, остановится или начнёт осаживать. Не тяните поводом, расслабьте кисти, не теряя при этом контакта со ртом лошади, и работайте ногой! Выучите как азбуку - любое движение поводом должно сопровождаться работой шенкеля, умноженной на два от работы руки! 
      Третья часть – рысью марш! Тут все более менее ясно – работа двумя шенкелями, и лошадь начинает движение.
 
На практике…

    Если тренер поставил вас ездить в смену, это автоматически предполагает знание вами перемен направления и заездов, а также правил их исполнения. Если это не так – не стесняйтесь сказать инструктору это заранее, на первом шагу. Неопытному всаднику можно посоветовать в смене встать поближе к первой паре всадник-лошадь и след в след двигаться за ними, внимательно слушая команды тренера и запоминая их исполнение.
   Перемены направления, вольты и заезды могут выполняться «по головному» (все едут по следу первого всадника и в точности повторяют его фигуры) и «самостоятельно» (каждый выполняет заезд сам). Слова в команде для перемены расположены в определённом порядке: «Смена, по головному, перемена направления, налево назад, марш!». Любая команда выполняется вами ТОЛЬКО после команды «марш»! Тренер может сделать паузу перед этим словом – он-то видит, что не все всадники готовы выполнить элемент, кому-то еще надо разобрать дистанцию побольше, кому то – собрать короче повод.  Ну и стоит сказать, что перемена направления – это обязательно перемена, то есть в конце ее исполнения все участники должны поехать в другую сторону.
    Важно помнить – все вольты и заезды исполняются на учебной рыси – при начале команды «Смена…» уже «подсядьте» в седло, чтобы не плюхаться потом в повороте. Это даст лошади дополнительную команду «Внимание, сейчас будет работа».

Дистанция

    Какие есть подводные камни в исполнении упражнений сменой? Первое – это нехватка дистанции. Хороший тренер всегда предупредит всех о требующемся расстоянии командой: «Смена, разобрали дистанцию два корпуса лошади!», но если этого не произошло, позаботьтесь о своём комфорте сами – стандартное и удобное для всех расстояние – это два корпуса, когда вы видите копыта впереди идущей лошади. При такой дистанции, даже если впереди идущее животное затормозит, срежет угол или утащит седока вдаль, у вас будет достаточно дистанции, чтобы справиться со своим конём и не «скопировать» ошибку. Также не надо забывать о том, что лошади часто дерутся – идущий перед вами, казалось бы, вполне мирный мерин может весьма нервно отреагировать на «наезд» сзади и отбить по вам. 

 

Стандартное и удобное для всех расстояние – это два корпуса, когда вы видите копыта впереди идущей лошади. При такой дистанции, даже если впереди идущее животное затормозит, срежет угол или утащит седока вдаль, у вас будет достаточно дистанции, чтобы справиться со своим конём и не «скопировать» ошибку.

 

Скорость движения

    Вторая частая проблема – слишком медленное или слишком активное движение. Если вы едете «неспешно», то, скорее всего, в поворотах ваша лошадь будет пытаться срезать углы и валиться внутрь манежа. Выход есть – плотнее удерживайте внешний повод и активно работайте шенкелем. При работе со слишком импульсивной лошадью постарайтесь встать головным всадником (тогда проблемы импульса будут у всех, но не у вас) или замыкающим, разберите дистанцию больше, например в три корпуса,  и чётче, с большим радиусом проходите повороты при переменах направления и глубже – углы манежа. Это позволит вам безболезненно удерживать нужное расстояние и не терзать лошадь постоянным давлением трензеля на рот.

Перемены и вольты

    Большую сложность, особенно для начинающего всадника, представляют собой перемены и вольты, выполняемые самостоятельно. Лошади, регулярно работающие в прокате, могут как ангелы бежать друг за другом, но при попытке вывернуть их из общего ряда они начинают упрямиться, «ставить» плечо и продолжать везти всадника  за хвостом впереди идущего коня. Соберитесь с мыслями, четко представьте себе тот элемент, который нужно выполнить и внимательно слушайте тренера – по команде «Марш!» одновременно с другими всадниками начните исполнять заезд. Не забывайте работать шенкелем, проталкивая лошадь «в повод», и следить за синхронностью выполнения заезда с соседними парами. В повороте работайте двумя руками – не бросайте внешний повод, основой для поворота служит именно он – внешней рукой вы как бы выставляете лошади «стенку», и, «отталкиваясь» от неё, лошадь совершает правильный заезд. Если вы двигались последним в смене, то при перемене направления самостоятельно вы окажитесь головным – теперь при команде «по головному» все будут ехать за вами. Не теряйте импульс, глубже заходите в углы, при переменах направления и вольтах выполняйте заезды диаметром не менее 12 метров – остальным участникам смены тоже должно быть комфортно. 

Остановка и движение вперед

    Помимо перемен и вольтов, тренер может дать команду к остановке всей группы. Обычно по звучанию она строится так: «Смена, внимание, стой, раз-два-три!». На «три» все должны остановиться. Остановка фиксируется в промежутке 3-5 секунд, и затем звучит команда: «Смена, прямо!» - это значит, что всадникам нужно одновременно двинуться вперёд, тем аллюром, каким двигались до остановки – шагом, рысью или галопом. Если команда звучит по-другому: «Смена, галопом марш!» (аллюр  изменился от того, каким все ехали до остановки), вы должны двинуться тем ритмом, который задан в новой команде. Не бросайте повод и не оглаживайте лошадь, если прозвучало слово «шаг» – собранный шаг «в поводу» – это элемент работы, и через некоторое время темп движения опять изменится или будет дана новая команда к перемене. 
     Стоит усилить внимание всадников на правильных размерах поворотов. Стандартный размер вольта равен 6-12 метрам – это расстояние не приведёт к травме животного и позволит сохранить импульс движения. При езде сменой все заезды должны начинаться от 10-ти метров и дальше только увеличиваться в зависимости от аллюра (чем быстрее, тем больше) и количества всадников.

     В одной статье очень трудно охватить все упражнения, выполняемые группой всадников. Все вышеперечисленное – стандартные команды, а ведь существует еще огромное количество фигур – езда парами и тройками, синхронные вольты от центральной линии манежа направо-налево и множество других элегантных элементов. Съезженная смена из 10-12 пар всадников, способная синхронно и на разных аллюрах выполнять сложные перестроения и заезды, раньше называлась «котильон» и пользовалась большим успехом у зрителей на различных конноспортивных мероприятиях. Подготовка такой смены требует гигантских усилий, огромного желания тренера и всадников работать, и сейчас разве что пони-клубы на показательных выступлениях могут продемонстрировать всю силу, красоту и грацию синхронной езды – котильона. ЗМ