Гормональный фон, несомненно, влияет на поведение как людей, так и животных, а следовательно, в зависимости от уровня гормонов лошади по-разному выражают свою индивидуальность. Возьмем, к примеру, жеребцов. Во многих вопросах они гораздо более последовательны и предсказуемы, чем кобылы или мерины, ведь известен факт, что жеребец каждые 3-6 секунд задумывается о том, где кобыла. В этом вопросе жеребцы настолько последовательны, что их владельцам не приходится удивляться причинам того, что лошадь отвлеклась во время тренировки. Ведь факторы, отвлекающие жеребца, всегда одинаковы.
Уроки табуна
В диких условиях сама природа готовит и воспитывает определенную модель поведения жеребцов, начиная с их рождения и взросления рядом с маткой, учитывая сложный период, когда молодого жеребца вытесняют из табуна, и заканчивая сбором собственного табуна, требующего контроля и защиты. Как только жеребец собирает свой собственный табун, его главной ответственностью и основной задачей становится постоянная слежка и поиск кобылы, готовой к случке, или другого жеребца, намеренного оспорить его первенство и право водить табун.
Более того, существует разница в поведении жеребцов, проведших детство в компании своей матери и пары дружков на конюшне или же взрослевших на выпасе в табуне. Именно в табуне кобылы-матки учат своих чад соответствующим манерам и вниманию к кобылам, а игры со сверстниками готовят их к будущей борьбе за первенство в системе иерархии. Табунные жеребцы более предсказуемы, но с ними сложнее иметь дело, чем с взращенными в конюшенных условиях особями.
Главное, что нужно постоянно держать в голове хозяевам жеребцов, – если вокруг нет кобыл, которых жеребец крыл, и жеребцов, посягающих на его превосходство, то ваш питомец превращается в отличного отзывчивого партнера. Он может постоянно думать о случке, но если эти намерения не находят выхода, жеребец просто возвращается к мысли номер 1 для большинства животных – поиску пропитания, что играет вам на руку, ведь за угощение этот парень будет рад стараться для вас во всю.
Не горячись
Как бы то ни было, в работе с жеребцом неизбежны ситуации, когда волна нахлынувших гормонов заставит вашего любимца погорячиться, показывая, кто тут главный «мужчина». Самую большую ошибку совершают те, кто расценивает подобные случаи как плохое поведение, забывая о том, что это всего лишь природный инстинкт. Следствием этой ошибки становится последующая попытка «дисциплинировать» животное и наказать его за ослушание. Суть проблемы остается в том, что, согласно логике жеребца, такое наказание – это вызов, попытка оспорить его право первенства на случку с кобылой, которая непременно прячется где-то рядом, иначе из-за чего весь «сыр-бор»? Такая модель поведения не учит жеребца уделять внимание вашим командам и слушаться их, а напротив, задает в его понимании определенную роль для вас – роль провокатора, инициатора драки, бросающего вызов, на который нужно непременно ответить агрессией и отстоять свое первенство, ведь «мама с детства учила вести себя именно так». Вместо наказания в подобной ситуации постарайтесь отвлечь разгорячившегося жеребца, вернуть его в рабочее состояние и вовлечь в процесс тренинга. Для решения этой задачи продвигайте его вперед, заставьте слушаться шенкеля и идти вперед. Если простой посыл не помогает, хлопните хлыстом, но не по лошади, а по седлу, сапогу, – не ради болевого ощущения, а ради звука, или грозно окрикните жеребца, отвлекая его от нерабочих мыслей. Когда жеребец среагирует на посыл, подключайте повод – работайте одержками и полуодержками, чередуя переходы «рысь-шаг» с остановками. Делайте больше вольтов и различных перемен направления, но ни в коем случае не используйте знакомые вашей лошади схемы езд – импровизируйте. Отвлеките своего партнера, займите его мозг нестандартными командами, заставьте думать и слушать ваши команды, а не домысливать и угадывать, чего вы хотите. И оставайтесь мысленно спокойны.
Воспитание строптивого
Главное в поиске подхода к жеребцу – последовательность, рутинность вашей реакции на нежелательное поведение с раннего детства. Если вы с самого начала работы с молодым жеребцом (или даже с жеребенком) сможете «объяснить» ему, что вы не соперник, что вам можно доверять и просто необходимо обращать внимание на ваши требования – он и в дальнейшем будет спокойно вести себя в вашем присутствии, где бы то ни было: в конюшне, в манеже под седлом либо в помещении, предназначенном для случки.
Когда вы начнете работу с жеребенком в поводу и отпустите его с привязи в бочке или манеже, он непременно попробует вас ущипнуть или укусить. Эта модель поведения, кажущаяся поначалу невинной забавой, в будущем может стать настоящей катастрофой, ведь при драке «строгие» жеребцы выдирают зубами целые клочья из своих соперников. Для решения этой проблемы наши западные коллеги придумали специальный ремешок под названием «стабилизатор челюсти». Это приспособление не доставляет дискомфорта жеребенку, при этом не позволит ему кусаться или щипаться, надежно фиксируя его челюсть. В такой ситуации вы сможете сосредоточиться на спокойном моционе, сохранении ритма движения, не провоцируя малыша попытками отмахнуться от его игривых укусов.
Субординация
Если во время чистки или других процедур на развязках лошадь продолжает попытки пустить в ход свои зубы, не стоит опускаться до шлепков, тычков или резких пугающих взмахов руками – это лишь спровоцирует жеребчика.
Вам, напротив, нужно сохранить доверительные отношения и спокойствие, продолжайте ритмично чистить своего питомца, интенсивно массировать его вдоль шеи вверх к ямке между ганашами, – он неизбежно отвернет голову от вас, ощущая дискомфорт от воздействия ваших пальцев, и прекратит следовать нежелательной модели поведения.
Последовательное навязывание своей позиции должно быть на вашем вооружении даже когда вы просто ведете своего жеребчика в руках по прямой. Не идите впереди или рядом с мордой жеребца, – оставайтесь на второй линии – около его левого плеча. Так у него будет меньше шансов укусить вас, толкнуть или наступить вам на ногу. Когда он привыкнет к такой вашей позиции, ваше перемещение вперед или назад за линию его плеча будет расцениваться как знак ускориться или замедлить шаг. Эта наработка не будет лишней, когда возникнет необходимость провести лошадь в манеж, завести в коневоз или в помещение для случки. Когда вы остаетесь в позиции «у плеча», вам не составит труда спокойно направить лошадь в нужном направлении, даже если она вскидывает голову или горячится. Вам нужно научить жеребца уважать вашу позицию у его плеча, не позволять «убегать» вперед или крутиться вокруг вас.
Бойтесь кобылу... или не бойтесь!
Главная проблема при работе с жеребцом возникает всегда, когда в поле его зрения появляется кобыла. Инстинкт заставляет жеребцов бороться за кобылу, и любое сопротивление расценивается ими как вызов, конкуренция. Если ваш жеребец задействован в процессе разведения, то вам необходимо определить для него, что случка происходит в конкретном помещении, а во всех остальных ситуациях (в конюшне, в манеже, на плацу) он должен сохранять спокойствие. Это сложно и требует много терпения и самообладания, но если вам удастся воплотить в жизнь такую политику, то даже в незнакомой ситуации, например, на разминочном поле турнира, ваш жеребец, заметив кобылу, внешне напоминающую его «бывшую», не превратится в скачущего и гогочущего демона, а ограничится тихим ржанием, продолжая реагировать на ваши команды. Главное, с самого начала работы не наказывать жеребца за «неспортивное» поведение во время тренировки и не всаживать шпору в его бок, бросая ему тем самым вызов на право обладания этой кобылой, – просто двигайтесь вперед и занимайте жеребца работой, как уже говорилось выше, и результат не заставит себя долго ждать. Поверьте, ваш труд этого стоит.
Как ни странно, но последовательное навязывание определенного порядка поведения одинаково эффективно и с кобылами, и с меринами, и с жеребцами. Разница лишь в том, какой логикой вы наполняете порядок выстраивания этих моделей. И как бы нам ни хотелось, чтобы лошади (или любые другие животные) понимали нашу человеческую логику, результат покажет только то поведение, которое будет наполнено логикой животного – в нашем случае лошадиной логикой.