Самоучитель: Зимняя туфелька для четвероногой Золушки

Автор: Анна ИЛЬЯСОВА
Номер журнала: ЗМ №1(103)2011

Цокая каблучками или топая ботинками по морозным улицам, ведя своего железного коня по наледи зимних дорог, нас поджидает одна и та же опасность, столь типичная для наших широт – скольжение, падение, занос. Многие считают, что четыре ноги и развитый баланс  лошади ограждают этих животных от подобной опасности, но это не так. 

Все мы применяем некие меры во избежание пагубных последствий – носим обувь с протекторами, «переобуваем» машины в зимнюю резину, так и для лошадей предусмотрена специальная зимняя ковка. Об этом нам любезно согласился рассказать Юрий Пилюга, коваль с 20-летним стажем.
 
Кому необходима зимняя ковка?  
 
Зимняя, как и любая ковка, это необходимое дело. Копыта и ноги лошади требуют необычайно пристального внимания и ухода, так как именно этим органам мы обязаны резвостью, прыгучестью и другим спортивным качествам этих благородных животных. Если здоровье лошади в норме, то ковка требуется лишь в случае активного тренинга и выступлений на соревнованиях. Спортивные лошади несут большую нагрузку, в силу чего копыта могут заламываться, трескаться, существует опасность скольжения при выполнении прыжков, а смена грунта становится причиной дискомфорта для чувствительных копыт. Ковка помогает избежать этих трудностей.
 
В чем специфика зимней ковки?
 
Зимние подковы отличаются от летних только тем, что в них существуют специальные отверстия, в которые могут вворачиваться шипы. Обычно используются по 4 шипа на победитовой основе для каждого копыта – 2 в пяточной части и 2 на зацепе. Такая конструкция обеспечивает устойчивость лошади на скользком грунте. Для лошадей, тренинг которых проходит вне стен манежа существует такое нововведение, как противоснежные фильцы, препятствующие налипанию снежного кома на копыто снизу, благодаря чему лошадь теряет устойчивость. Также при тренинге по снегу возможно использовать только 2 шипа в пяточной части, чтобы лошадь не спотыкалась на неровном грунте.
 
Только ли спортивным лошадям требуется специальная ковка?
 
Если лошадь не несет серьезных спортивных нагрузок (например, прогулочные лошади) и нет специальных ветеринарных показаний, то лучше ее не ковать. Но есть еще одна категория, которая куется в обязательном порядке – это лошади, участвующие в рысистых испытаниях на ипподромах. Зимой для рысаков устраиваются зимние бега, когда призовая дорожка полностью заливается льдом. Для участия в таких испытаниях в каждую подкову вкручиваются до 8 острых шипов. 
 
Существуют ли противопоказания, исключающие возможность зимней ковки?
 
Если здоровье лошади, в том числе ее ног и копыт в норме, то профессионально выполненная ковка не принесет ей вреда, так как гвозди вбиваются в неживую ороговевшую часть копыта. Это не причиняет боли и вреда, но по возможности, лучше отказаться от ковки, если не предвидится спортивных нагрузок. Ведь организм любого существа сбалансирован и самобытен, и вмешательство в его работу нежелательно.
 
Обязательно ли ковать лошадь на все 4 ноги?
 
Физиологически при движении «руль» лошади – это задние ноги,ими она выполняет повороты и толкается при прыжке. Основную же нагрузку несут передние ноги, более подверженные заболеваниям сухожилий, заломам и трещинам. Если зимой работа проходит в манеже, то разрешается не ковать задние ноги, если же манежа нет, подкованные зада обеспечат лучшую устойчивость и маневренность. Шипы также не обязательно вкручивать на все 4 ноги, но для безопасности на улице лучше все же перестраховаться и вкрутить в подковы на всех ногах хотя бы по 2 пяточных шипа. Очень важно при этом выкручивать шипы после работы. Некоторые владельцы считают нормой оставлять лошадь в деннике на шипах, что зачастую приводит к бурситам локтевого сустава или травмам венчика. Другой вариант – когда владельцы не хотят возиться с шипами, и их лошади куются только на противоснежные фильцы, но это также травмоопасно, так как не спасает от скольжения.
 
Существует ли разница в ковке лошадей для разных видов конного спорта?
 
Как правило, для всех видов конного спорта используются одинаковые модели подков, так как их вес сбалансирован и не мешает работе лошади. Известно, что для выездки очень важно качество движений, их естественность. Но и многие конкуристы считают, что лошадь должна двигаться свободно, просторно, иначе прыжки будут выполняться неудачно. Исключение представляют рысистые испытания и скачки, участники которых работают на очень резвых аллюрах и могут развивать скорость до 70 км/ч. Для достижения наилучшего результата подковы испытываемых лошадей максимально облегчают. Иногда для изготовления таких облегченных подков используют даже алюминий.
 
Как часто нужно перековывать лошадь зимой?
 
В целом расчищать копыта и менять подковы следует в срок от 1,5 до 2 месяцев. Многие считают, что зимой процесс обмена веществ замедляется, и копыта отрастают медленнее, но в любом случае оптимальный интервал замены подков – 6-8 недель.
 
Внимательно нужно просчитывать дату перековки в зависимости от графика соревнований. Нигде не прописано норм, за сколько дней до стартов следует расчищать лошадь, но стоит помнить, что животному нужно адаптироваться и «огрунтоваться» после расчистки. Оптимальный срок для этого – 7-10 дней. Если ковалем будет допущена какая-то ошибка, то спортсмен успеет заметить изменения движений и заблаговременно устранить возникшую проблему. Это особенно важно перед квалификационными стартами, пропустив которые по причине ошибки коваля, спортсмен выпадет из всего соревновательного сезона, чему вряд ли обрадуются спонсоры. Если перековки ожидает конкурная лошадь, то лучше назначить дату на следующий день после прыжковой работы. Иначе в случае хромоты невозможно будет понять, является ли причиной ошибка коваля или же спортивная травма. Такие спорные ситуации лучше по возможности исключать.
Требует ли копыто кованой лошади специального ухода?
 
Помимо повседневного раскрючковывания, уход за копытом кованой лошади требует особого внимания: нужно смотреть, чтобы подкова была на месте и не шаталась. Если подкова прилегает не плотно, под нее может попасть грязь и камешки, что приведет к наминкам. Торчащие гвозди могут быть причиной травм ног лошади и рук коновода. Более того, молодую лошадь надо специально готовить к ковке. Копыта следует чаще раскрючковывать и чистить, постукивая при этом по подошве и копытному рогу, чтобы лошадь привыкла к новой ситуации, непривычным ощущениям и не боялась. Если напугать лошадь грубой работой, то она может никогда больше не позволить брать ее ноги и, тем более, не даст подковать себя. Лучше, если при ковке присутствует коновод – хорошо знакомый лошади человек.  В любом случае в вопросах ухода, количества и вида подков, шипов, или же наличия фильц, решение всегда остается за владельцем лошади.
 
Прогресс
 
За последние 20 лет отечественная конная индустрия совершила огромный рывок вперед в области ковки. В начале 1990-х в России подковы еще продолжали изготавливать кустарно, для ковки использовались гвозди, больше похожие на строительные, нежели на специальные ковочные, а источников какой-либо информации о том, как правильно работать с копытами, просто не было. Теперь любому специалисту-ковалю доступны научные разработки последних лет, существует достойное образование, постоянно поводятся мастер-классы, в том числе и от зарубежных производителей и ведущих специалистов.
 
Редакция «ЗМ» выражает благодарность ковалю Юрию Пилюге за профессиональные советы. Мы надеемся, что мнение специалистов будет учитываться нашими читателями при работе с лошадьми.