Радуга конкура

Самоучитель: Радуга конкура

Автор: Екатерина ШТАТНОВА/www.equestrian.ru
Номер журнала: ЗМ №8(99)2010

Cовременный конкур – это спектакль, а спортивная арена – сцена для него. И, как в настоящем театре, здесь имеет значение все: формы, цвета, освещение. Один из лучших курс-дизайнеров мира, Олаф Петерсен (Германия), рассказал нам о том, как изменение цвета препятствий влияет на результаты спортсменов, какие сложности могут поджидать курс-дизайнеров на тернистом пути составления маршрутов для топ-турниров и о том, что общего между курс-дизайнером и архитектором.
ЗМ: Существует мнение, что лошади не различают цвета, за исключением различных вариаций серого. Как Вы думаете, так ли это? Делают ли лошади одинаковое количество ошибок на препятствиях, например зеленого и желтого цветов?
 
O.P.: Конники не имеют единого мнения по этому вопросу. В последние годы проводились многочисленные научные исследования на эту тему, но пока с научной точки зрения не получено никаких доказательств того, различают ли лошади цвета, и если да, то какие. Недавно мне попалась на глаза статья в одном научном американском журнале, где была приведена такая схема (см. схему 1). Как видно из нее, предполагается, что лошади видят ограниченное количество цветов.
 
 
Из моего опыта работы курс-дизайнером, я вижу, что лошади гораздо более внимательно относятся к контрастным препятствиям. Например, если для препятствия высотой 140 см я использую красно-зелено-белые жерди, то 10 хороших лошадей прыгают его без проблем. После замены жердей на белые или окрашенные в бледные цвета, 20% тех же лошадей имели повалы. Жерди белого, светло-голубого или красного цвета являются причиной большего количества ошибок, чем яркие контрастные жерди.
 
Контрастные жерди. Дизайн препятствия Олафа ПЕТЕРСЕНА
 
ЗМ: Существуют ли цвета, которые не рекомендуется использовать в курс-дизайне и если да, то почему?
 
O.P.: Не совсем так. Безусловных запретов не существует. Все зависит от того, для какого соревнования планируется маршрут. Если мы говорим о соревнованиях для спортсменов на молодых лошадях, я рекомендую использовать препятствия более контрастных цветов, так как лошади должны получить позитивный опыт от участия в своих первых стартах. 
 
Для соревнований высшего уровня, где лошади легко прыгают препятствия 150 см, я больше работаю с бледными и однотонными цветами. При построении таких паркуров у курс-дизайнера другая цель – из 40 лошадей всего несколько должны попасть в перепрыжку, и я должен ставить более сложные технические вопросы перед всадниками.
 
Жерди без контраста. Дизайн препятствия Олафа ПЕТЕРСЕНА
 
Лично мне не очень нравятся полностью черные препятствия. Они не услаждают глаза зрителей, но везде есть исключения. Для одного из клиентов в России я сделал полностью черное препятствие и покрыл его росписью под Хохлому. В этом случае черный цвет стал прекрасным фоном.
 
Препятствие «Хохлома». Дизайн препятствия Олафа ПЕТЕРСЕНА
 
ЗМ: Как спортсмен может подготовить свою лошадь к преодолению препятствий необычной формы или цвета? Например, на последних Олимпийских играх на поле стояли очень яркие, экзотические препятствия (например, в форме дракона), но лошади совершенно не боялись их…
 
O.P.: Да, вы говорите об этом препятствии, которое мы сделали в Германии для Олимпиады.
 
Ни одна лошадь не видела этого препятствия до Олимпиады. И все-таки, все они преодолевали его без особых проблем. Но не будем забывать о том, что в Олимпийских играх участвуют лучшие лошади мира, имеющие огромный опыт преодоления самых разных препятствий. Ни одна молодая лошадь не стала бы прыгать это препятствие ни при каких обстоятельствах! О том, как приучать лошадей к таким препятствиям, я отвечу одной фразой: учитесь, пробуя. Как говорит мой старый друг Джордж Моррис, один из лучших конкурных тренеров мира: используйте разнообразие. Лошадь не должна видеть каждый день одни и те же препятствия.
 
Препятствие, изготовленное в Германии для Олимпиады-2008. Дизайн препятствия Олафа ПЕТЕРСЕНА
 
ЗМ: Существует  ли  «мода» на цвета и форму препятствий или это больше зависит от вкусов Оргкомитета? Есть ли любимые цвета в разных странах и на разных континентах?
 
O.P.: Большинство организаторов, с которыми я работаю, сначала предлагают мне использовать их собственный, уже готовый комплект препятствий. Везде можно встретить хорошие и не очень хорошие материалы, хороший или плохой вкус не имеет постоянной прописки, и его можно встретить по всему земному шару. Тем не менее, я – либеральный человек и принимаю предпочтения заказчиков при первом контакте с ними. 
 
Если между организаторами и профессиональным курс-дизайнером налаживаются хорошие отношения, очень часто курс-дизайнер делает предложения по улучшению набора препятствий на будущее. Не каждый хороший курс-дизайнер также является хорошим дизайнером препятствий, но если ему повезло снискать успех в обоих областях, то его можно сравнить с хорошим архитектором. Он должен понять, в каком направлении желает двигаться заказчик, и помочь ему пройти этот путь, основываясь на профессиональных знаниях и опыте.
 
Когда я работаю с заказчиками из арабских стран, то знаю, что они предпочитают золото и серебро, а американские клиенты благоволят к ярким цветам.
 
Золотые краски для арабских стран. Дизайн препятствия Олафа ПЕТЕРСЕНА
 
ЗМ: Что может сделать курс-дизайнер, если спонсорское препятствие абсолютно отличается по стилю от остальных, или выглядит особенно уродливо?
 
O.P.: В этом случае мой несчастный коллега курс-дизайнер попадает в незавидное положение… Обычно спонсор обращается к профессиональному курс-дизайнеру за помощью и предложениями по форме и цветам препятствия. Но Вы правы, бывают случаи, когда такого не происходит и спонсорское препятствие диссонирует с остальным маршрутом. Например, во время Всемирных конных игр в Гааге (1994 г) среди спонсоров был производитель дамского белья, и его препятствие было декорировано изображениями бюстгалтеров и трусиков. Оргкомитет настоял на том, чтобы курс-дизайнер использовал его при построении маршрута, и он это сделал. После первого же соревнования препятствие было убрано с поля по настоянию технического делегата.
 
В подобных случаях вступает в действие Между­на­род­ная федерация конного спорта, но если дело не происходит на официальном чемпионате или на стартах нет технического делегата FEI, курс-дизайнер должен быть хорошим дипломатом. Но, к сожалению, деньги правят миром, и если титульный спонсор настаивает на использовании своего уродливого препятствия, курс-дизайнер вынужден подчиниться.
 
ЗМ: Вы предпочитаете использовать препятствия ярких или естественных цветов?
 
O.P.: Я думаю, что мои цветовые предпочтения за много лет работы изменились. Простите мне такое не очень скромное сравнение: юный Пикассо использовал совсем иную цветовую палитру по сравнению с ним же в зрелые годы. Когда я сам принимал участие в соревнованиях по конкуру, были больше распространены препятствия натуральных цветов, это казалось мне слишком скучным, и я использовал все больше и больше ярких красок.
 
Этот обычай переняли многие мои коллеги. Если вы посмотрите на современные паркуры, то почти не увидите естественных цветов. Однако, теперь я придерживаюсь более сбалансированного взгляда, используя больше «спокойных» цветов, не забывая о нескольких ярких цветовых пятнах. Как пример, покажу фото тройной системы на Олимпийских Играх в Лос-Анжелесе в 1984 году. 
 
Жерди без контраста. Дизайн препятствия Берта де НЕМЕТИ
 
Курс-дизайнер Берт де Немети использовал только естественные цвета. Определенно, такое препятствие очень трудно прыгать. Если бы я строил эту систему в наши дни, я бы постарался добавить немного ярких цветов.
 
 ЗМ: При составлении маршрута вы думаете о том, как он будет смотреться с трибун для зрителей и прессы или принимаете в расчет только точку зрения всадников и лошадей?
 
O.P.: Я учитываю все. Приоритетом является безопасность лошадей и спортсменов. При этом нельзя забывать о том, что я должен построить маршрут для топ-спортсменов. Это означает, что если заявлена высота маршрута 150 см, то препятствия должны быть высотой 150 см, а не 140 см. 
 
Второй аспект, который я принимаю во внимание, – это общий вид маршрута, распределение по нему препятствий различного цвета и формы. Я хочу донести красоту нашего спорта и красоту препятствий до каждого зрителя, сидящего перед телевизором в своей гостиной. Я хочу сделать такой маршрут, чтобы глядя на него на экране, у всех захватывало дух. Если телезрители увидят волнующий, гармоничный и прекрасный спорт, некоторые из них в следующий раз придут на трибуны стадиона, чтобы увидеть это зрелище воочию.
 
В наше время техника съемки конкура достигла неописуемых высот. На Олимпийских играх соревнования снимают с помощью телекамер, закрепленных на тросах над ареной и показывающих всадника и лошадь под всеми возможными ракурсами. Камеры располагаются на земле и в воздухе. Дизайн препятствий становится очень интересной, нетривиальной и творческой задачей. В прошлое ушли времена, когда препятствия были видны только сбоку. На мировых турнирах они выглядят как настоящие скульптуры. Для Олимпийских игр в Афинах я сделал несколько препятствий, которые выглядели по-разному слева и справа спереди и сзади.
 
Афины, 2004 г. Передняя часть брусьев. Дизайн препятствия Олафа ПЕТЕРСЕНА
 
Задняя часть брусьев, все части разные. Дизайн препятствия Олафа ПЕТЕРСЕНА
 
Я могу ответить на Ваш вопрос одним предложением: я думаю о спорте, лошади и всадниках, и я также думаю о том, как это все увидит публика. Но я обычный человек, которому свойственно ошибаться, и не всегда получается в полной мере учесть все факторы, перечисленные выше.
 
ЗМ: Существуют ли какие-то «хитрости», когда использование определенного цвета или формы препятствия делают его непреодолимым для лошади? 
 
O.P.: Если курс-дизайнер задумывается о том, как сделать препятствие непреодолимым, он должен немедленно заняться каким-то другим делом. Я убежден в том, что курс-дизайнер должен помогать спорту, а не разрушать его.
 
Но я не хочу отмахиваться от вашего вопроса. Одним из примеров таких «фокусов» я считаю размещение препятствия там, где свет и тени быстро меняются. Например, такие место может быть под деревом, где тень от качающихся веток может создавать очень неприятный эффект. 
 
 
У людей есть преимущество перед лошадьми, так как их глаза быстрее приспосабливаются к разному уровню освещенности. Лошади реагирует на это значительно медленнее, поэтому при резкой смене света и тени имеют гораздо больше проблем, чем люди. 
 
ЗМ: Принимаете ли вы в расчет положение солнца на небе во время планирования маршрута?
 
O.P.: В начале моей профессиональной карьеры я был приглашен на международные соревнования в Донауэшингене, в то время вторые в Германии по величине после Ахена. В тот год турнир длился четыре дня, три из которых шел дождь. Он превратился в настоящий ливень, когда я выставлял маршрут для следующего дня в субботу вечером. 
 
Когда я приехал на площадку рано утром в воскресенье, то испытал настоящий шок. Великолепный день, безоблачное небо, и солнце, светящее прямо в серебристую тройную систему. Стоя перед ней, создавалось впечатление ослепительной молнии, ударившей в глаза. Маршрут должен был начаться через полчаса, но спортсмены и лошади при таком положении солнца просто не могли разглядеть это препятствие. 
 
Это была одна из самых ужасных ситуаций, в какую только может попасть молодой курс-дизайнер. Мне пришлось срочно менять расположение тройной системы за 30 минут до начала соревнования, и произошло это из-за того, что я забыл проверить положение солнца.
Я никогда не забуду этот урок, и обращаюсь ко всем коллегам – никогда не забывайте о солнце, даже когда идет дождь!
 
ЗМ: Предпочтительные цвета для препятствий на песке и траве – одинаковые или разные?
 
O.P.: Я всегда говорю – песок поглощает цвета! Одни и те же препятствия на песке и на траве смотрятся абсоютно по-разному. Чем темнее песок, тем менее эффективны цвета препятствий. Теоретически на песке нужно использовать более яркие и контрастные цвета, но это не всегда можно себе позволить. Как я уже объяснял выше, лошади лучше прыгают такие препятствия.
 
Мой рецепт – использовать больше декоративных элементов на песчаных аренах вместо того, чтобы изменять цвет препятствий. На траве декоративные элементы (такие как цветы) нужны не всегда, так как цвет и форма препятствий декоративны сами по себе. Но на песке декоративные элементы просто необходимы. Старая поговорка гласит «тра­ва – королева грунта». Она верна с точки зрения оптического эффекта, но с другой стороны, песчаную арену гораздо проще поддерживать в хорошем состоянии.
 
Олимпийские Игры в Афинах. На траве декоративные элементы не нужны. Дизайн препятствия Олафа ПЕТЕРСЕНА