Хождение за три моря // ЗМ №9-10 (111) 2011

Самоучитель: Хождение за три моря // ЗМ №9-10 (111) 2011

Автор: Юлия Серкова

Транспортировка четвероногих спортсменов из одной части света в другую раньше, как правило, ограничивалась Олимпийскими играми раз в четыре года. Сегодня одни лошади постоянно переезжают с места на место, чтобы принять участие в соревнованиях по троеборью, выездке, конкуру, скачках и т.д. Других приобретают по Интернету за границей, и они отправляются в свой новый дом в Россию, Европу и даже Японию. Как сохранить здоровье лошади во время длительных переездов? Попробуем найти ответ на это вопрос.

С корабля на бал

Начнем с того, что акклиматизация, безусловно, важна для каждого животного, однако в некоторых случаях она не столь критична. Например, в форму могут неспешно приходить жеребцы-производители, поскольку им не надо «бросаться в бой» сразу по прибытию или лошади, купленные за рубежом. Но как насчет спортивных или скаковых лошадей? Они пересекают часовые пояса, вынуждены терпеть перепады высоты и давления, быстро привыкать к жаре, холоду или влажности. Как они могут быстро акклиматизироваться на новом месте и обойти конкурентов на боевом поле?

На безымянной высоте

По мнению ветеринаров, организм лошади уникален тем, что хранит в селезенке, как в губке, огромное количество эритроцитов или красных кровяных клеток, которые переносят кислород. Даже самая незначительная мышечная активность вызывает сжатие селезенки, благодаря чему эритроциты попадают в основную систему кровообращения. Более напряженная работа требует снабжения мышц большим количеством кислорода – тогда высвобождается достаточное количество кровяных клеток, которые и выполняют эту функцию. Сравним  возможности человека и лошади: если всадник спешится и начнет подниматься вверх по крутому склону, достаточно скоро он начнет задыхаться, в то время как лошадь сможет подняться на ту же высоту без особых усилий не только самостоятельно, но и неся на себе человека. К сожалению, увеличение количества красных кровяных телец не является панацеей от всех бед и не помогает лошади приспособиться к новой высоте (в населенных пунктах, расположенных высоко над уровнем моря) и смене часовых поясов. Когда тело животного перемещается на большую высоту, оно претерпевает определенные физиологические изменения, продолжительность которых соизмерима со степенью этой высоты. На большой высоте лошадь оказывается в условиях более низкого атмосферного давления, и в ее организм поступает меньше кислорода. Оба этих фактора приводят к снижению возможности организма животного потреблять кислород в той мере, чтобы удовлетворить его потребности. В этом случае лошадь будет страдать от гипоксии, коликоподобных симптомов и общего упадка сил. Для успешной акклиматизации рекомендуется работа в руках в течение первых двух-трех дней после прибытия на новое место и работа под седлом на третий или четвертый день, в зависимости от состояния лошади.

Дыши глубже

Сегодня самым популярным средством перевозки лошадей остается автотранспорт. Многие коневладельцы не рискуют отправлять животных воздушным путем, опасаясь за их здоровье, однако западные эксперты убеждены в том, что большой разницы между  самолетом (не беря в расчет цену вопроса) и коневозкой нет. По сути, лошадь все равно находится в «коробке» – неважно, сделана она из алюминия или из дерева, имеет крылья или колеса – главным является воздухообмен. Например, инженеры сельскохозяйственных предприятий рекомендуют четырехкратный-восьмикратный воздухообмен (т.е. за 1 час воздух в помещении должен сменится 4-8 раз), а проектировщики конюшен советуют увеличить эту норму до десяти. Если вы перевозите лошадь самолетом, движущимся на большой скорости, воздух будет меняться три раза в минуту. При перевозке животных в коневозке так же можно добиться довольно частого воздухообмена. Проблемы в обоих случаях начинаются тогда, когда транспортное средство останавливается, вследствие чего возникает немедленное ухудшение качества воздуха. Следовательно, при длительных переездах в задачи сопровождающего входит обеспечение максимальной чистоты воздуха в автофургоне. Во-первых, нужно использовать непыльную подстилку, хорошо адсорбирующую мочу и фекальные флюиды (например, нарезанную бумагу или гофрированный картон, а не опилки). Во-вторых, подстилку следует менять во время остановок.  В дороге лошадь должна иметь доступ к сену  - непыльному и  высокого качества для снижения уровня загрязненности воздуха; рептухи надо промывать водой перед каждой дачей. Пытаясь обеспечить своему любимцу постоянный приток свежего воздуха, не переусердствуйте: обратная сторона воздухообмена – сквозняки. Лошади хорошо переносят минусовую температуру, но могут легко простудиться из-за сквозняка – следует иметь это в виду при «проветривании» фургона. Во время транспортировки на большие расстояния необходимо делать остановки каждые 4-8 часов, чтобы размять лошадь «в руках» и напоить. По возможности рекомендуется снимать ногавки и массажировать сухожилия.

По волнам времени

При путешествиях самолетом на длительные расстояния многие люди подвержены синдрому смены часовых поясов - недомоганию, возникающему в результате нарушения суточных (циркадных) ритмов. То же справедливо и для лошадей, которые страдают не меньше своих двуногих хозяев. Все млекопитающие обладают особыми «биологическими часами», рассчитанными примерно на 24 часа, в определенной части мозга. Именно там регулируются разнообразные физиологические процессы, такие как кровяное давление, частота сердечных сокращений, бодрствование, секреция гормонов, обмен веществ и температура тела. Эти часы «заводятся» специальными фотозависимыми белками. В светлое время суток глаз воспринимает свет, и световые сигналы поступают группе нейронов мозга с работающими часовыми генами. Часовые гены синтезируют специальные белки, а часовые белки, в свою очередь, тормозят работу часовых генов. Таким образом, чем больше синтезировано часовых белков, тем меньше работает часовых генов. Затем работа часовых генов останавливается, и синтез белков прекращается, после чего эти белки разрушаются, и работа часовых генов возобновляется. Получается своеобразный «замкнутый круг», который равен длине светового дня.

Тик-так часики

Для того чтобы ускорить привыкание лошади к будущей смене часовых поясов, следует изменить ее режим еще до отправки на новое место: так, следует смещать график кормления и тренировок, постепенно приближая его к предполагаемому, чтобы сократить количество времени, необходимое для ресинхронизации функции пищеварительной системы и активизации работоспособности по прибытии. Освещение также имеет первостепенное значение: животным следует обеспечить несколько часов яркого света по утрам перед путешествием через несколько часовых поясов на восток (перед перелетом в Японию)  и помещать под яркий свет вечером перед путешествием на запад (перед перелетом в США). Все это поможет синхронизировать циркадные ритмы лошади и даст ей возможность блеснуть на арене, несмотря на долгий перелет и смену часовых поясов.

Простые истины

«Помещая лошадь под лампу», не забудьте и о базовых вещах – тренинге, кормлении и ветеринарном обслуживании. За 3-4 дня до транспортировки необходимо снизить уровень нагрузки, так как резкий переход от интенсивных тренировок к малоподвижному состоянию во время переезда может привести к появлению патологических процессов в мускулатуре лошади. Перед транспортировкой следует исключить высотные и широтные прыжки и отработку сложных элементов высшей школы верховой езды. Лошадям, не имеющим регулярного моциона, желательно обеспечить ежедневные двухразовые шаговые проводки.

Одновременно со снижением нагрузки следует сократить количество концентрированных кормов на 20-30 процентов при прежнем количестве сена; вода дается без ограничения. За два часа до погрузки лошадь можно покормить овсом или отправить «на голодный желудок». Главное, взять с собой достаточный запас сена и воды. Для спортивных лошадей желательно приготовить запас привычных кормов на период транспортировки и участия в соревнованиях. В длительном пути уменьшайте порции овса, давайте увлажненные отруби и сено во избежание колик от вынужденного стояния. Если путешествие слишком продолжительное и запасти корм на все время поездки невозможно, кормите лошадь привычным кормом  3-4 дня, а затем постепенно переводите на местный.

Спокойствие, только спокойствие

Замечательно, если лошадь относится к транспортировке спокойно, если же ваш подопечный отличается сложным поведением, придется использовать седативные средства при погрузке или для успокоения в первой половине пути. В настоящее время спектр успокаивающих препаратов достаточно широк – от отечественных до зарубежных - стоит только помнить о том, что некоторые успокоительные могут быть классифицированы как запрещенные вещества, отнесенные к разряду допингов. В этом случае на соревнованиях лошадь может быть дисквалифицирована. Для профилактики транспортного стресса и повышения работоспособности лошади рекомендуется использовать Гамавит. Можно ограничиться минимальной дозой – одна инъекция за 1-3 часа до погрузки, однако оптимальным будет курс из 3-6 инъекций с интервалом 48 часов. Позаботьтесь также о присутствии  компетентного персонала для ухода за лошадью во время пути – опытном водителе, коноводе, а иногда и ветеринарном враче при перевозке особо ценных лошадей. Надеемся, что наши рекомендации помогут сохранить здоровье ваших лошадей при транспортировке и сократить время их адаптации к новому месту, часовому поясу, климату при пересечении больших расстояний.

Счастливого пути!