Мастерская большого конкура

Конный спорт: Мастерская большого конкура

Автор: Александра ЛИЧМАН
Номер журнала: GM №8-9(202)2020

Сегодня разговор о большом конкуре прежде всего сводится к солидным призовым. Спонсоры соперничают за титульное право сопровождать крупные турниры, несмотря на огромные затраты. Но так было не всегда. Искать финансовую поддержку у больших брендов организаторы крупных конных соревнований начали в 1990-х годах. Идея о том, чтобы конкур стал не просто спортом, но и высокобюджетным зрелищем, принадлежит в том числе и бельгийскому магнату Кристофу Амьеву, посвятившему этому конноспортивному шоу-бизнесу всю свою жизнь.

Все начиналось с частных уроков, которые маленький Кристоф брал у тренера в соседней деревне. Он приходил в манеж конного клуба «Окассин» вместе со своим собственным пони – родители мальчика держали на заднем дворе своего дома небольшую конюшню. К 17 годам будущий владелец конкурной шоу-империи распрощался с амбициями спортсмена, но не конника – его интерес сосредоточился вокруг разведения и продажи лошадей. 
 
Для этого в 1997 году он приобрел тот самый маленький конный клуб. Новая площадка получила название «Экюрье Д’Оккасине», и каждый год ее владелец вкладывал средства в то, чтобы немного расширить собственное пространство. Акр за акром Кристоф приобретал землю, на которой позже будет построена его империя. Однако главная идея будущего бизнеса родилась не в плоскости конюшенных коридоров, а на пике конкурных баталий.
 
Сам Амьев бросил школу в 15 лет и так и не получил высшего образования. Он считает, что ему повезло найти особую ячейку в конном обществе: «Я не был достаточно хорош ни как всадник, ни как грум. Мне нужно было искать какое-то другое место».
 
Первые турниры
 
«Другое место» нашлось после знакомства Амьева с легендарным всадником Родриго Пессоа и его семьей. Первым шагом к новой мечте стал ребрендинг традиционного турнира по конкуру Bruxselles Masters, предложенный новой командой в 2004 году. 
 
Уже тогда соревнования в столице Бельгии привлекали сотни лучших конкуристов планеты. Идея Амьева состояла в том, чтобы привлечь к спорту высших достижений бренды, известные всему миру. Автоконцерн Audi не только поддержал новое начинание – на протяжении нескольких сезонов шоу носило название этого титульного спонсора. 
 
«Мы хотели сделать все так, как в других видах спорта, и в 2004 году нам удалось сделать Audi титульным партнером соревнований. Мы старались изменить все: свет, грунт, правила, – чтобы наше шоу было привлекательным для всех. Семьи с детьми, спонсоры, представители медиа – Audi инвестировала в мероприятие, и мне пришлось дать несколько смелых обещаний относительно окупаемости шоу. Поэтому мы уделили особое внимание тому, чтобы соревнования интересно и красиво освещались по телевидению. Итогом нашего сотрудничества стали пять турнирных сезонов под брендом Audi», – вспоминает Амьев.
 
Идеи витают в воздухе , и годом позже другой конноспортивный магнат – голландец Ян Топс – запустил свою серию турниров по конкуру – Global Champion Tour, которая вскоре побьет Masters Амьева по многим показателям. Правда, он выбрал для своих шоу открытые площадки, сделав ставку на уникальность места проведения турнира. Амьев же предпочел стабильность – его шоу принципиально проходили только под крышей.
 
Город огней
 
Команда амбициозного организатора хотела двигаться дальше. Целью Кристофа неожиданно стал Париж. Главным конным событием в городе огней на протяжении десятков лет оставалась выставка Salon du Cheval. Площадка для встреч и сделок, дополненная щедрой ярмаркой конных товаров и впечатляющим шоу стала отличной приманкой для конников. Здесь не хватало только одного – ярких спортивных баталий. 
 
Решив исправить это упущение, Амьев обратился к бренду с богатым конным прошлым. Модный дом Gucci, который сто лет назад начинался как шорная мастерская, заинтересовался предложенной Кристофом концепцией. Возврат к истокам, дань прошлому и смелый взгляд в будущее, обеспеченная публика и привлекательная история – такие постулаты позволили найти общий язык с руководством бренда.
 
В 2009 году в рамках выставки Salon du Cheval состоялся первый конкурный турнир Gucci Paris Masters. «Первое событие прошло настолько успешно, что в Gucci сразу решились на пятилетний контракт. Так начался наш челлендж, который изменил лицо французского конного спорта. За время сотрудничества в страну пришли такие престижные события, как Saut Hermes, этап Longines Global Champions Tour и финал Кубка мира по конкуру», – не без доли гордости говорит Кристоф.
 
Популярность Gucci Paris Masters действительно была огромной. Число гостей события выросло до 50 тыс., а количество телезрителей соревнований превысило 5 миллионов!
 
Новый спонсор, новые задачи
 
Спустя четыре года успешного сотрудничества с Gucci, Амьев сделал очередной шаг вверх. Амбициозному коннику хотелось расширить границы своего шоу, причем сразу – до трех континентов. Париж остался европейской «штаб-квартирой» серии, а для поддержки американского и азиатского этапов Кристоф предложил сотрудничество часовому дому Longines.
 
Новый концепт стирал границы между континентами и объединял три турнира в разных частях земного шара в единый организм. Соревнования Hong-Kong Masters в 2013 году прошли с ошеломительным успехом. Это было первое конное шоу в Азии уровня «5 звезд» со времен Олимпиады в Пекине (Гонконге). Важно, что Амьев остался верен концепции конкура в закрытом помещении. Это гарантировало проведение шоу при любых погодных условиях.
 
«Я вдохновлялся опытом, подсмотренным в других видах спорта. Мне хотелось придать конкуру яркость и зрелищность других дисциплин, и, кажется, это удалось. Моя мечта состояла в том, чтобы вывести конный спорт в топ международных соревнований», – вспоминает Амьев. В 2014 году серия «колонизировала» и Америку – шоу прошло в Лос-Анджелесе. Тогда же возник супербонус Masters Grand Slam. На миллион евро мог претендовать всадник, выигравший все три Гран-при серии, даже если они проводились не в одном сезоне.
 
В декабре этого же года серию коммерческих турниров признала и Международная федерация конного спорта. С 2015 года этапы турнира получили статус экстраординарного спортивного события под эгидой FEI.
 
2016 год стал особенно успешным для компании ЕЕМ (Equestrian Events Management), которую к тому времени основал Амьев. Формат Grand Slam Indoor сформировался окончательно – по примеру теннисного «Большого Шлема», всадники прыгали этапы на трех континентах на закрытом грунте. Супербонус для лидера сезона впечатлял – 2,5 млн евро предлагалось спортсмену, выигравшему все этапы серии в одном сезоне. Турнир окутывала атмосфера роскоши и элитарности. Даже афиши серии рисовали известные художники – к оформлению третьего сезона серии привлекли популярного американского дизайнера тайского происхождения Сиричаи.
 
«Каждый новый сезон нашей серии объединяет три континента, три культуры, три знаковых города – Париж, Лос-Анджелес и Гонконг. Это настоящее чудо, демонстрирующее стабильность в нашем переменчивом мире», – так говорил о серии ее основатель в 2016 году. 
 
От битвы полов к битве континентов
 
В поисках новых форматов Кристоф не останавливался. Попытки провести «Битву полов» среди топовых всадников особым успехом не увенчались, а вот идея противостояния между Европой и Америкой понравилась публике. Так в 2017 году родился формат Riders Masters Cup. Трансконтинентальный турнир состоялся при поддержке Европейской федерации конного спорта и был с восторгом встречен как зрителями, так и участниками.
 
С каждым годом формула шоу немного менялась, однако интрига «Битвы континентов» всегда зашкаливала. В команды попадали как опытные мастодонты большого конкура, так и амбициозные восходящие звезды. Скоростные и классические маршруты, неожиданные стратегические решения шефов команд, взволнованная публика – идеальные составляющие классного шоу Амьев сумел смешать в той пропорции, которая давала необходимый результат.
 
Делать спорт доступным широкой аудитории – стало ключевой миссией проекта. «Riders Masters Cup понятен многим, даже если зрители ничего не понимают в конном спорте. Эта серия позволяет вовлекать аудиторию по обе стороны океана – ведь люди могут болеть просто за свой флаг, – комментирует Амьев. – Мы начинали серию в Париже, но в Нью-Йорке, где потом стали разыгрывать американский этап, эмоции просто зашкаливали. Все сражение континентов на ладони, наблюдать за публикой – одно удовольствие. Мы добавили драмы – решили провести основной маршрут вечером в воскресенье. Мечтаю, что когда-нибудь в большом городе – Лондоне или Берлине – мы устроим настоящую ночь конкура!» 
 
Впрочем, не забыл организатор и про развивающуюся Азию. В 2016 году турнир высшего уровня был признан лучшим профессиональным спортивным событием по версии Премии спортивных достижений Азии.
 
Спустя два года в Гонконге провели не только этап Masters Grand Slam. Трехдневный турнир с классическим расписанием превратился в целую неделю, посвященную конному спорту. Выставку, шоу, образовательные программы объединила общая концепция «Запад встречается с Востоком». 
 
Медиа-проекты
 
Спрос на просмотр шоу рос. Не испытывая недостатка в зрителях на трибунах, основатель ЕЕМ обратил внимание на публику, не способную приехать на соревнования лично. Следующим стратегическим шагом в расширении империи Амьева стала собственная медиа-платформа. Теперь соревнования в формате LIVE и турнирные архивы могли смотреть любители спорта во всех уголках планеты. 
 
Еще одно вложение в копилку охвата аудитории – франкоязычный сайт studforlife.com. Платформу основал в 2005 году журналист-конник Жюльен Коне. В 2018 году его детище приобрела группа компаний ЕЕМ. Пока сайт ведется на французском языке, но в планах новых владельцев – обращение к интернациональной аудитории. Сайт будет аккумулировать последние новости, фото и видео событий ЕЕМ, оперативно размещать технические результаты соревнований и сопутствующую документацию. 
 
В пандемию амбициозный Кристоф не сбавил обороты – летом 2020 года Амьев анонсировал свой новый проект – платформу HorsePass, объединяющую продавцов и покупателей спортивных лошадей со всего мира. «В мире будущего конная индустрия постоянно меняется. Осознание этого требует от нас смелых подходов к модернизации, прозрачности процесса продажи и покупки спортивных лошадей. Я думаю, что сейчас отличный момент для старта этого проекта», – отметил в пресс-релизе новой платформы ее основатель. 
 
Надо сказать, что 2020 год все же сильно подкосил деятельность EEM – проведение турниров под крышей в эпоху борьбы с коронавирусом сначала оказалось под угрозой, а после и вовсе невозможным. За прошедший год в серии Masters не произошло ни одного события. Надо сказать, что судьба мероприятий и на начало 2021 года находится в подвешенном состоянии. Но империя ЕЕМ оказалась способной держать удар и адаптироваться к новым реалиям – на июль 2021 года уже было анонсировано очередное революционное для компании событие – Masters of Chantilly. Турнир вновь сменил титульного спонсора, теперь им стал главный конноспортивный антагонист бренда Longines – Rolex. Но главная новация состоит в том, что Амьев решился вывести свой турнир «на улицу». Соревнования пройдут на зеленой арене в декорациях знаменитого замка Шантийи – конной столицы Франции.
   
Держаться корней
 
Впрочем, несмотря на все свои грандиозные свершения и революционные проекты, Амьев остается вполне земным человеком. Он любит возвращаться домой, в «Экюрье Д’Оккасине», где его ждет любящая семья и целый мини-зоопарк – пони, козы и собаки.
 
Кстати, конюшни за двадцать с лишним лет пережили серьезную модернизацию. Сегодня в пригороде Брюсселя вырос внушительный конный комплекс, разделенный на две части. В старой находятся лошади семьи Амьев и племенные кобылы, а новая представляет настоящий триумф современных технологий содержания лошадей. Здание на 45 денников, крытые и открытые площадки, травяная арена, шагалки и тренажеры – здесь частыми гостями становятся заокеанские топовые спортсмены, приезжающие в Европу на сезон.
 
«У меня два любимых момента – когда я уезжаю и когда возвращаюсь. Здесь мой рай, моя ожившая мечта», – рассказывает Амьев. В свободное от путешествий время Кристоф добросовестно исполняет все обязанности отца юной спортсменки. Дочь Амьева – активно стартующая конкуристка, и отец помогает ей во всем, совмещая должности коновода, тренера, менеджера и водителя коневоза. 
 
Взгляд на конный спорт изнутри помогает успешному организатору крупнейших турниров делать свои события еще интереснее. «Весь мир для нас сегодня – единая площадка. За последние несколько лет количество пятизвездочных турниров в конкуре увеличилось с нескольких десятков до сотни. Мы все встречаемся в этой комнате, – рассуждает Кристоф. – Соревнования в проведении шоу идет и среди организаторов, и это отлично. Все принимают эту игру – весь огромный мир!»