Новые вызовы, новые возможности

Конный спорт: Новые вызовы, новые возможности

Автор: Егор МЕЛЕНТЬЕВ
Номер журнала: GM №3(212)2022
Фото: предоставлено поло-клубом «Планерная»

Конное поло – не олимпийский вид. Между тем, Международная федерация конного поло (FIP) официально признана Международным Олимпийским Комитетом. Этой формальной привязки оказалось достаточно, чтобы, сославшись на рекомендации МОК, отстранить спортсменов и команды из России от участия в турнирах, организованных под эгидой FIP. Означает ли это, что российские игроки в поло пострадали, наряду со спортсменами классических конных дисциплин? Нет. Но и без проблем, конечно, не обошлось…

 Для начала разберемся, как устроено конное поло на мировом уровне. В состав FIP входят 86 членов – национальных ассоциаций. В отличие от FEI, которая зарегламентировала каждый шаг и организаторов любого официального международного турнира, и его участников, непосредственно под эгидой Международной федерации конного поло проходят только чемпионаты Европы и мира и Кубок мира. В таких турнирах представители нашей страны никогда не участвовали, так что почувствовать тяготы подобных «лишений» у нас попросту некому. Остальные же соревнования находятся под патронатом национальных федераций тех стран, где они проходят. И надо сказать, что уровень отдельных турниров бывает гораздо выше, чем указанные международные чемпионаты. Для их определения существует объективный показатель – гандикап.

Это понятие близко к рейтингу в классических видах, но в поло имеет гораздо большее значение. Гандикап игрока может быть в диапазоне от -2 до 10. Рассчитывается он в каждой отдельной стране национальным комитетом по гандикапу, эта функция также не входит в задачи FIP. Командный гандикап (сумма баллов всех ее игроков) и считается главным показателем уровня команд. «Высшая лига» в мировом поло – турниры для команд уровня High Goal. 
 
Аргентинский акцент
 
Еще одна особенность конного поло – исторически сложившееся абсолютное доминирование одной страны над всеми остальными. Уровень поло в Аргентине настолько превосходит весь остальной мир, что здесь вообще не получится найти адекватный пример сравнения с другими дисциплинами.
 
Дмитрий Дейнеко, один из основателей поло-клуба «Планерная», игрок и энтузиаст конного поло в России, в феврале и марте 2022  года больше месяца провел в Аргентине, где активно тренировался и играл. «Аргентина – это особенный поло-кластер, – поделился Дмитрий. – Количество игроков в поло высокого класса здесь выше, чем в любой другой стране. Здесь это один из национальных видов спорта, наряду с футболом, регби и хоккеем на траве. В любом клубе мира всегда будут аргентинские игроки и тренеры. Скажу так: если в клубе нет аргентинца, это какой-то странный клуб».  
 
(фото: Эва ЯКОВЛЕВА/ Moscow Polo Club)
 
Эта латиноамериканская страна и в географическом, и в политическом смысле очень далека от Европы. Она, разумеется, не входит в состав Североатлантического альянса, не присоединяется к санкциям против России. Здесь, вообще, крайне спокойно относятся к событиям, которые происходят в противоположной части Земного шара – у страны хватает собственных экономических и политических проблем. Для нас Аргентина фактически остается дружественной страной. По крайней мере, в сфере конного поло – точно. Пока еще не было прецедентов поступ-ления со стороны аргентинских игроков, тренеров или судей открытых высказываний против наших соотечественников, как и предпосылок для отказа в сотрудничестве. 
 
«Наш спорт очень коммерциализирован, – говорит Алена Агапова, игрок поло-клуба «Планерная». –  Категории "друзья" или "не друзья" не очень работают. Профессиональные игроки здесь зарабатывают деньги и очень рационально относятся к общению и связям. Могу точно сказать, что все, кто бывал прежде у нас, готовы продолжать сотрудничество. Но с другой стороны, если, скажем, патрон (спонсор) аргентинской команды станет транслировать неприязнь к русским, то ее игроки будут придерживаться этой позиции»
 
Ближневосточная альтернатива
 
Объединенные Арабские Эмираты – еще один пример страны, не поддержавшей тренд «культуры отмены» всего, что связанно с Россией. И, кстати, с конным поло здесь тоже все в порядке.  
 
«В Эмиратах, как известно, развит буквально культ лошади. И выражается он не только в дорогих скачках на ипподроме «Мейдан» и конных пробегах. Здесь процветает поло – работают три больших клуба, в которых великолепные условия: аргентинские тренеры и поло-пони, прекрасные поля. Можно сказать, что это ближневосточный центр поло и для нас – хорошая альтернатива европейским странам. Особенно в период с октября по апрель», – считает Дмитрий Дейнеко.
 
Команда поло-клуба «Планерная» на турнире в Al Habtoor (ОАЭ) (фото: предоставлено поло-клубом «Планерная»)
 
Нынешний зимний сезон в Объединенных Арабских Эмиратах в качестве начинающего игрока, или, как принято говорить в поло, бегиннера, провела россиянка Мария Барова. Ее впечатления исключительно позитивные: «В клубе, где я тренировалась, представлены игроки разных стран. Никакой дискриминации не ощущалось ни со стороны арабов, ни со стороны иностранцев, которые там находились. Я брала уроки, в частности, у британцев и не встречала ни малейшей неприязни к русским»
 
Кстати, по итогам сезона 2021–2022 в Al Habtoor Polo Resort and Club (клубе, где тренировалась спортсменка) прошло торжественное награждение в различных номинациях наиболее отличившихся игроков. Как наиболее талантливый бегиннер Мария получила награду в номинации «Лучший прогресс игрока в сезоне». Церемония прошла 16 апреля, и гражданство номинантки никого не смутило. 
 
Команда поло-клуба «Планерная» на турнире в Al Habtoor (ОАЭ) (фото: предоставлено поло-клубом «Планерная»)
 
Хватило бы лошадей
 
Никакой «железный занавес» в этом спорте не отгородит нашу страну от остального мира. И все же некоторые трудности появятся. Связаны они, в первую очередь, с ввозом в Россию поло-пони. Причем речь идет об аргентинских лошадях. И дело тут не в покупке (как мы уже сказали, никаких санкций Аргентина не накладывала), а в транспортировке. Прямого авиасообщения между нашими странами в принципе не существует. Лошадей прежде привозили через Европу – в основном через Германию. Сейчас привычные логистические цепочки невозможны. Вероятно, в будущем они будут перестроены (например, через Турцию или Китай).
 
Но есть и другой путь – импортозамещение. Например, в Московском поло-клубе успешно выращивают собственных поло-пони с аргентинским происхожением. В поло-клубе «Планерная» сделали ставку на отечественный «аналог» – англо-кабардинскую помесь. «Я активно использую эту породу, – делится один из основателей и игрок клуба Дмитрий Дейнеко. – Я ей очень доволен: она быстрая, маневренная, умная. Вопрос только в правильном тренинге»
 
(фото: предоставлено поло-клубом «Планерная»)
 
Вопрос с поголовьем наших поло-клубов стоит довольно остро. В нынешнем сезоне есть все основания ожидать появления новых игроков. Опыт пандемии показал, что многие состоятельные россияне, лишившись возможности свободно путешествовать по миру, стремятся искать достойные способы проведения досуга на родине. И конное поло – отличный вариант. Это, конечно, хорошая новость. Плохая заключается в том, что наши клубы пока еще ограничены в своих возможностях принять всех желающих из-за недостаточного количества подготовленных лошадей. Для одной полноценной встречи двух команд по четыре игрока в каждой необходимо в общей сложности 32 поло-пони! Впрочем, руководители наших клубов настроены, скорее, оптимистично и рады всем желающим приобщиться к этому прекрасному спорту. Они готовятся к продуктивному и насыщенному сезону.
 
«Хочу пожелать всем игрокам хорошей и солнечной погоды, много красивых игр, ярких побед. И, конечно, мирного неба над головой», –  говорит Дмитрий Дейнеко.