Судный день

Конный спорт: Судный день

Автор: Екатерина Штатнова
Номер журнала: ЗМ №4(140)2014

Конный спорт высших достижений за несколько десятилетий трансформировался из любительского увлечения аристократии в спортивно-предпринимательскую деятельность, которая за счет высокой зрелищности является источником коммерческой выгоды для всех вовлеченных в нее лиц. Стоимость лошадей топ-класса исчисляется миллионами евро, ежегодно в конкуре разыгрываются астрономические суммы призовых, и неудивительно, что время от времени случаются истории, которые заканчиваются в суде. Громкие судебные процессы выводят конный спорт из спортивных разделов на первые полосы газет и журналов, что способствует популяризации, но не радует участников юридических разбирательств.

 
О спорт, ты – суд?
 
В 1980 году по инициативе президента Международного олимпийского комитета Хуана Антонио Самаранча был создан Международный спортивный арбитражный суд, целью которого было разрешение споров, имеющих отношение к спорту, и в первую очередь – к Олимпийским играм. Первый иск, имеющий отношение к конному спорту, был рассмотрен спортивным арбитражным судом (Court of Arbitration for Sport, CAS) в феврале 1992 года. Это было дело немецкого конкуриста Эльмара Гунделя, оспорившего дисквалификацию, наложенную на него Международной федерацией конного спорта в связи с обнаружением допинга у его лошади. CAS оставил дисквалификацию в силе, но Гундель обратился в швейцарский суд общей юрисдикции. Швейцарский суд подтвердил решение CAS, но при этом рекомендовал ему отделиться от Международного олимпийского комитета для обеспечения объективности и непредвзятости. Реформа Международного арбитражного спортивного суда была завершена после подписания Парижского соглашения, ратифицированного МОК, Ассоциацией зимних видов спорта, Ассоциацией летних видов и Ассоциацией национальных олимпийских комитетов. Таким образом, конный спорт поспособствовал созданию новой международной организации.
 
 
Эльмар ГУНДЕЛЬ – немецкий спортсмен, рассмотрение дела которого в спортивном арбитражном суде послужило причиной для обособления этой организации от МОК.
 
Большинство дел, ежегодно рассматриваемых в CAS, составляют вопросы, связанные с дисквалификациями вследствие обнаружения допинга у спортсменов. Перед Олимпийскими играми к ним добавляются жалобы на несправедливое распределение квот на участие в Играх среди стран и спортсменов.
 
афинское горе беттины хой
 
К сожалению, на современных Олимпийских играх судьба медалей все чаще решается не на спортивных площадках, а в зале суда. Одним из ярких примеров этого может служить история, случившаяся на Олимпийских играх в Афинах в 2004 году.
 
В коллекции наград немецкой троеборки Беттины Хой есть две медали, которые связаны с горькими воспоминаниями об Олимпиаде в Афинах. Это копии золотых медалей в командном и личном зачетах, которые вручила спортсменке ФКС Германии в качестве компенсации за  оригиналы, проигранные в суде. Во время финального конкура в Афинах Беттина дважды пересекла линию старта, но судейская коллегия не заметила этой ошибки. Спортсменка поднялась на верхнюю ступень олимпийского пьедестала, получила заслуженные медали и отправилась праздновать домой. Тем не менее судейская бригада изменила свое решение и начислила Беттине 12 штрафных очков, что лишало и ее, и команду Германии золотых медалей. ФКС Германии немедленно подала протест, и апелляционный комитет отменил решение судей. 
 
Но на этом история не закончилась. Великобритания, Франция и США подали совместную апелляцию в Международный спортивный арбитражный суд, который удовлетворил жалобу, и это привело к перераспределению олимпийских медалей. Франция получила золото, Великобритания – серебро, а США – бронзу. Золотая медаль Беттины Хой перешла к англичанке Лесли Ло, а американка Кимберли Северсон получила серебряную медаль. И для Германии, и для Беттины Хой это решение CAS было серьезным ударом, спортсменка даже подумывала о прекращении спортивной карьеры. Горький осадок надолго остался у всех участников того процесса, и он стал толчком к совершенствованию программ обучения и повышения квалификации судей в конном спорте.
 
 
Беттина ХОЙ и РИНГВУД КОККАТУ
 
С Олимпиадой в Афинах связана и еще одна история, которая помогла нашей спортсменке Александре Кореловой пробиться на главный турнир планеты. В 2004 году Олимпийский комитет России оспорил в CAS решение FEI, которая допустила на олимпийский турнир по выездке по две представительницы от Австралии и Франции, несмотря на то, что по первоначальному положению от страны допускался только один спортсмен. Россию в Афинах изначально должна была представлять Елена Сиднева, но, учитывая высокий международный рейтинг Александры, у нее также появился шанс. Иск ОКР был решен в пользу нашей страны, Александра Корелова и Балагур отправились на свою первую Олимпиаду.
 
Суд да дело
 
Профессиональные спортсмены не оставляют без работы юристов – ежегодно в судах различных государств решается множество дел, имеющих отношение к конному спорту.
 
В 1994 году ирландская спортсменка Джессика Кертен вышла замуж и перебралась на родину мужа – в Германию, оставив за собой ирландское гражданство. В 1996 году она представляла свою страну на Олимпиаде в Атланте, закончив соревнования на 26 месте в личном зачете. В Афинах в 2004 году она заняла уже 18 место в личном зачете, а сезон 2010 года Джессика закончила на 11 строчке во всемирном рейтинге FEI, выиграв в том числе этап Кубка мира в Мехелене (Бельгия). В восхождении Джессики на вершины спорта не последнюю роль сыграла леди Джорджина Форбс, которая предоставила спортсменке лошадей топ-класса для выступления.
 
В конце 2010 года грянул гром среди не такого уж ясного неба – официальный представитель леди Форбс заявил о том, что контракт с Джессикой Кертен продлен не будет и, в связи с тем, что спортсменка отказалась возвращать лошадей, леди Форбс накладывает вето на их участие в соревнованиях. В ответ Джес­сика Кертен сделала заявление о том, что лошади останутся у нее до тех пор, пока не будут улажены финансовые вопросы как между ней и леди Форбс, так и в отношении третьих лиц. Детали претензий не разглашались, но в контексте данного вопроса упоминались немецкие налоговые органы, которые должны были принять во внимание тот факт, что, являясь ирландкой по национальности, леди Форбс проживала в Швейцарии. Немецкий суд второй инстанции поставил точку в разбирательствах, предписав Джессике Кер­тен вернуть лошадей, а леди Форбс – перевести на банковский депозит спортсменки 300 тыс. евро. Летом 2011 года лошади леди Форбс переехали в конюшни французского спортсмена Роже Ив Боста, а в 2013 году он выиграл золотую медаль в личном зачете на чемпионате Европы, выступая на Кастл Форбс Миртиль Паулос.
 
 
Кастл Форбс Миртиль Паулос, принадлежащий Джорджине ФОРБС, достался Роже Ив БОСТУ  после решения суда. Прежней всадницей, выступавшей на этой лошади, была Джессика Кертен
 
Спор из-за войса
 
В декабре 2011 года суд голландского города Арнхейма вынес вердикт в пользу семьи Бартельсов в их тяжбе с Изабель ван Гисберген-Спонсели, владелицей вороного жеребца Войса голландской полукровной породы. Летом 2010 года Изабель ван Гисберген решила забрать свою лошадь из конюшен академии Бартельс и передать ее в тренинг Эдварду Галу. В течение четырех лет берейтором Войса была Имке Шелекенс-Бартельс, она выступала на нем на чемпионате мира среди молодых лошадей в 2007 году, а в 2010 году заняла 5 место в малых ездах чемпионата Нидерландов по выездке. В заявлении, сделанном адвокатом семьи Бартельс, говорилось о том, что между ними и владелицей лошади существовал контракт, в соответствии с которым Войс должен оставаться у Бартельсов в случае высоких спортивных достижений жеребца. Учитывая спортивную ценность лошади, семья Бартельсов предоставляла его владелице скидки за постой и тренинг. Кроме того, семье Бартельсов полагались комиссионные в размере 10% от стоимости жеребца в случае его продажи. Переезд Войса на конюшню к Эдварду Галу Бартельсы трактовали как досрочное расторжение контракта и потребовали с Изабель ван Гисберген выплатить недостающую сумму за постой и тренинг без учета вышеупомянутой скидки. Суд удовлетворил  иск, и смена спортсмена обошлась владелице Войса в достаточно круглую сумму. В 2013 году Войс был продан австрийскому миллионеру Гастону Глоку, который, в свою очередь, совершил эту сделку для того, чтобы оставить жеребца для своего спортсмена Эдварда Гала.
 
 
Эдвард ГАЛ на ВОЙСЕ
 
таинственное исчезновение
 
Судебные тяжбы происходят не только между спортсменами и владельцами лошадей, но и у совладельцев лошадей между собой. В январе 2013 года в международной спортивной прессе появились сообщения о том, что исчезла без следа 12-летняя ольденбургская кобыла Дай Каллас, которая в 2012 году выступала под седлом Андреаса Хельгстранда. Два совладельца кобылы решили расторгнуть свои обязательства друг перед другом после 13-летнего сотрудничества, и «развод» сопровождался тяжелыми судебными разбирательствами. В это время кобыла была увезена с конюшни Хельгдстранда в неизвестном направлении. Одна из совладельцев добилась по суду разрешения наложить арест на 21 лошадь, но, когда полиция прибыла на конюшню исполнить это решение, семерых лошадей на месте уже не оказалось, в этом числе была и кобыла Дай Каллас. Кстати, она была одной из самых ценных из всего поголовья. Никаких дальнейших упоминаний о том, была ли найдена лошадь, не обнаружено по настоящее время.
 
На страже лошадей и их владельцев
 
В Великобритании, стране, где сильны традиции решения самых разнообразных вопросов в судебном порядке, конники охотно прибегают к юридической защите. Не менее активно действуют и различные благотворительные организации, защищающие лошадей от жестокого или ненадлежащего обращения.
 
В ноябре 2013 года 69-летний Эван Ллойд, который позиционировал себя как коннозаводчик, был заключен в тюрьму на десять недель по решению суда. Иск был подан Королевским обществом защиты животных (RSPCA) после того, как активисты этой организации обнаружили на ферме, принадлежащей Ллойду, несколько сотен уэльских пони в состоянии полной заброшенности. Девять животных пришлось усыпить немедленно, чтобы не причинять им дальнейших страданий, а остальным – срочно подыскивать других хозяев. Кроме тюремного заключения, Эван Ллойд получил десятилетний запрет на содержание лошадей.
 
После того, как в Великобританию пришел финансовый кризис, число подобных случаев резко возросло, как и число лошадей, которые по решению суда стали отбираться у их владельцев, которые не смогли обеспечить им достойное содержание, и передаваться на баланс благотворительных обществ.
 
Нередко рассмотрение в английских судах различных ситуаций, связанных с несчастными случаями во время верховой езды. Если оказывается, что вину за них несут третьи лица, например, неосторожные автомобилисты или безответственные тренеры, то у пострадавших есть большой шанс получить компенсацию затрат на лечение себя и/или своей лошади.
 
Сделки по купле-продаже лошадей являются еще одной зоной риска. Даже в том случае, если стоимость лошади не превышает нескольких сот фунтов стерлингов, покупатель вправе подать в суд на дилера, который продал ему лошадь со скрытыми пороками, как здоровья, так и характера. Впрочем, те продавцы лошадей, которые дорожат своей репутацией, предпочитают не доводить дело до суда и решать проблемы путем возврата денег или обмена лошади на другую.
 
Народная мудрость говорит: «В суд ногой – в карман рукой», намекая на серьезные издержки, которые ожидают обе стороны при обращении в судебные инстанции. Однако, если на кону стоят суммы со многими нулями и прийти к соглашению путем договоренности не получается, суд остается единственным местом, где можно добиться справедливости. За рубежом существуют юридические компании, которые специализируются на ведении конноспортивных тяжб, и зачастую обращение в суд выглядит не так страшно, как это представлялось раньше.