Звуки музыки

Конный спорт: Звуки музыки

Автор: Екатерина Штатнова
Номер журнала: ЗМ №1(137)2014

Среди всех дисциплин конного спорта выездка является наиболее академичной и требует от зрителей серьезной подготовки для понимания того, что происходит на спортивной арене. Во время выступлений спортсмена публика должна соблюдать тишину, и только после финального поклона фанаты могут позволить себе сдержанные аплодисменты. Однако в выездке есть тип соревнований, который может собрать полные трибуны менее искушенных зрителей – это КЮР, или произвольная программа под музыку.
Вначале был… олимпийский гимн
 
Считается, что идея проводить соревнования по произвольной программе под музыку пришла в голову Йопу Бартелсу во время Олимпийских игр в Лос-Анджелесе в 1984 году. Он заметил восторженную реакцию публики на круг почета в исполнении д-ра Райнера Климке на Алерихе. Объезжая вокруг спортивной арены, Алерих менял ноги в такт олимпийскому гимну. В следующем году были проведены первые международные соревнования, в программе которых были КЮРы, а в 1986 году стартовал первый сезон Кубка мира по выездке. В его программе были две езды: Большой приз, обязательный для всех, и КЮР, к которому допускались 12 лучших участников по результатам Большого приза.  Первой победительницей Кубка мира по выездке стала Анна-Грета Йенсон Тонблад на Марцоге, которая использовала в своей программе мягкую классическую музыку. В начале 1990-х на спортивной арене появилось множество ярких спортивных пар, чьи КЮРы были настоящими произведениями искусства. Среди них – Изабель Верт и темпераментная кобыла Фабьен, которая порадовала аудиторию КЮРом на музыку «Битлз». Моника Теодореску и Ганимедас блистали под музыку из популярного американского мюзикла «Оклахома». Визитной карточкой Уллы Зальцгебер и Расти стал КЮР под музыку из кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана». Кстати, этот КЮР был единственным у этой пары. С 1991 года КЮРы были включены в программу чемпионатов Европы, а с 1996 года – в программу Олимпийских игр.
 
Музыкальное попурри
 
В правилах соревнований по выездке не регламентируется музыка, которую спортсмены могут выбирать для своего выступления, тем не менее существует негласный запрет на использование вокала. Практически в любом музыкальном стиле можно найти подходящие мелодии для включения в сопровождение КЮРа, но гораздо более выигрышно выглядят программы, в которых используется музыка одного и того же жанра или объединенные одной темой. Мариэт Витагес в одном из своих интервью сказала, что судьи и зрители хотели бы видеть КЮРы, в которых спортсмены рассказывают историю со вступлением, развитием сюжета и финалом. От качества КЮРа сейчас зависит победа или проигрыш на крупнейших турнирах, и не удивительно, что топ-спортсмены прилагают массу усилий для того, чтобы сделать свою программу незабываемым произведением искусства. Для тех, кто планирует борьбу в первой двадцатке мировых первенств, музыку к КЮРам пишут композиторы и аранжировщики, которые специализируются в этой отрасли спортивного обеспечения. Профессиональное составление программы КЮРа и его музыкального сопровождения может стоить до 20 тыс. евро. Естественно, такие вложения трудно делать ежегодно, поэтому, как правило, спортсмены используют один и тот же КЮР несколько лет, обычно четыре года.
Среди признанных мастеров КЮРов следует выделить Кейса Слингса (Нидерланды), который за 18 лет написал множество программ-победителей Олимпийских игр, чемпионатов Европы и мира. В 1996 году его КЮР «Симфония Бонфайер» в исполнении Анки ван Грюнсвен и Бонфайера получил олимпийское серебро. Something old, Something New в исполнении этой же спортивной пары удостоился золотой медали на Олимпиаде в Сиднее, а КЮР L’Esprit Chanson стал одним из самых успешных программ за всю историю спортивных КЮРов. Кейс Слингс начал свою карьеру с написания музыки к песням, к кинофильмам и телесериалам. Однажды, увидев по телевидению выступление Анке ван Грюнсвен, он отправил ей факс: «Прекрасная лошадь, прекрасная всадница, но музыка все портит!» С этого момента началось его сотрудничество с Анке, а вслед за ней клиентами композитора стали Лаура Бехтольсхаймер (Великобритания), Саннеке Роттен­берген (Германия), Виктория Макс-Тойрер (Австрия), Натали зу Зайн-Виттгенштайн (Дания) и многие другие спортсмены.
Для того чтобы программа КЮРа идеально подошла спортсмену и лошади, необходимо в первую очередь правильно выбрать музыку. Мужчина на крупной лошади будет анекдотично смотреться, исполняя КЮР под поппури из детских песенок, а хрупкой девушке на невысокой лошади вряд ли подойдут произведения Вагнера. Впрочем, при подборе музыки надо помнить о том, что она будет с вами несколько лет, и поэтому, заказывая аранжировку, необходимо упомянуть и о своих личных предпочтениях.
 
На вершине хит-парадов
 
Когда верстался этот номер, английская спортсменка Шарлотт Дужардин, выступая на Валегро в лондонской «Олимпии», установила мировой рекорд в КЮРе. Она финишировала с результатом 93,975%. Эта программа всегда вызывает особые эмоции у британских зрителей, так как основой музыкальной темы является патриотическая песня Land of Hope and Glory («Земля надежды и славы»), которую дополняют звуки курантов Биг-Бена.
Одной из самых «продуктивных» спортсменок по разработке новых программ является голландка Аделинда Корнелиссен: в 2010 году она переключилась с немецкой классики на русскую. Немного тяжеловатое музыкальное сопровождение под Вагнера сменилось на более воздушные музыкальные темы из «Щелкунчика» Чайковского. В 2013 году Аделинда снова поменяла КЮР. Теперь она выступает под музыку Tribute to my Red Knight, автором которой стал голландский композитор Виктор Кирхоф, ранее работавший в паре с Кейсом Слингсом.
Хелен Лангеханенберг и Даймон Хилл выступают под музыку, специально написанную для этой пары композитором Майклом Эрдманом, а Эдварду Галу музыку к КЮРу для его Андеркавера писал голландец Йост Петерс. Кстати, название у программы Гала – Secretum Revelatum, что переводится с латыни как «Личное откровение».
Помимо классики и всевозможных ее аранжировок, популярностью среди спортсменов пользуется и рок-музыка. Тинне Вильгельмссон-Силфвен и Дон Аурелио выступают под музыку из рок-оперы «Томми» британской группы The Who. Еще один любитель рока – Патрик Киттель. Для Скандика он выбрал музыкальные темы Depeche Mode, а в 2011 году Патрик поменял КЮР на музыку британского исполнителя Билли Айдола. 
Анна Каспрзак (Дания) и Донпериньон выступают под произведение Фила Коллинза, Кристина Шпрее на Десперадосе выбрала для себя обработку песен 80-90-х годов Tainted Love (исполнитель – Глория Джонс), Fade to Grey (группа Visage), Shout (группа Tears for Fears). Натали цу Зайн-Виттгенштайн и Дигби в 2012 году поменяли КЮР с мелодиями из мюзикла «Вестсайдская история» на новую композицию Кейса Слингса, основанную на французских песнях 1950-х годов – Apres Toi, L'Amour est Blue и Les Moulins de mon coeur. 
Очень часто организаторы турниров даже указывают в стартовых протоколах авторов и аранжировщиков музыки КЮРов, так как этот вопрос всегда очень интересует зрителей, но не все обладают достаточной музыкальной эрудицией, чтобы с первых (а зачастую и последующих) нот угадать музыку, использованную в том или ином КЮРе.
 
Руководство к действию
 
В Западной Европе продаются музыкальные сборники с готовыми отрывками из произведений, адаптированных к КЮРам и разобранных по темам: музыка для шага, рыси и галопа. Такие «полуфабрикаты» годятся для составления КЮРов, не претендующих на медали мировых первенств, и, безусловно, творческие личности могут и из них сделать очень органичную и яркую программу.
Составляя КЮР, нельзя забывать о главном: музыка в КЮРах – это не просто фон, а еще один фактор, серьезно влияющий на финальную оценку. Например, в КЮРе Большого приза оценка за выбор музыки и ее интерпретацию идет с коэффициентом «четыре». К сожалению, на российских соревнованиях редко можно увидеть оригинальную программу КЮРа, а музыкальное сопровождение чаще всего представляет собой три мелодии для рыси, шага и галопа, наскоро подогнанных друг к другу. Кроме того, диапазон используемых произведений не слишком широк. Несколько лет назад безусловным хитом КЮРов, который все судьи и зрители выучили наизусть, была музыкальная тема из кинофильма «Пираты Карибского моря». Бывают также и случаи, когда спортсмены едут один и тот же КЮР годами, при этом выступая на разных лошадях.
В соответствии с современными тенденциями музыка для КЮРа должна обладать четким ритмом, подходящим к аллюрам лошади, с обязательным фоновым сопровождением, подчеркивающим нюансы переходов от элемента к элементу. Такого эффекта можно добиться только путем специальной обработки музыки, в которую может входить и искусственное замедление и ускорение темпа под ритм движения лошади. Разрабатывая КЮР, обязательно нужно просматривать видео с его исполнением парой, так как только со стороны можно увидеть шероховатости или спорные моменты, которые затем можно будет доработать.
Поскольку от качества музыкального сопровождения напрямую зависит результат спортсмена на соревнованиях, при подготовке к КЮРу рекомендуется записать музыку на несколько носителей в разных форматах, чтобы особенности аудиотехники организаторов не стали неприятным сюрпризом прямо перед выездом на боевое поле.
КЮРы – это не только прекрасный способ популяризации выездки, но и средство самовыражения для спортсменов, которое позволяет им на несколько минут стать настоящими артистами и донести свои эмоции до зрителей и судей.