Планета Всемирных конных игр

Конный спорт: Планета Всемирных конных игр

Автор: Екатерина Штатнова
Номер журнала: ЗМ №9(145)2014

Всемирные конные игры являются крупнейшим в мире турниром по конному спорту, объединяющим в одном месте и в одно время чемпионаты мира по восьми дисциплинам конного спорта. Проведение таких соревнований возможно только при наличии гарантий содействия на уровне правительства, солидного пула спонсоров и множества энтузиастов своего дела. Всемирные конные игры редко бывают успешными в плане финансовой выгоды, но каждые четыре года находится страна, готовая принять у себя огромный праздник спорта. Седьмые по счету Всемирные конные игры прошли в Нормандии (Франция). За две недели случилось столько всего, что подробное описание событий не уложилось бы и в толстый том. Мы попробовали выбрать самое интересное.

Цифры и факты

Во Всемирных конных играх приняли участие 984 спортсмена из 74 стран и 1243 лошади. Конный спорт находится в Европе на пике популярности, и благодаря удачно выбранному месту проведения Игр, до которого всем было удобно добираться, количество участников побило все установленные прежде рекорды.

Самыми многочисленными оказались делегации США и Германии – 49 и 48 спортсменов соответственно. По количеству участников лидировал конкур (181 пара), на второе место вышла вольтижировка (175 спортсменов), а на третье место – дистанционные конные пробеги (170 пар).

Самым молодым участником конкурного турнира стал 19-летний ирландский спортсмен Аллен Бертрам, который задорно выиграл первый, скоростной конкур, оставив позади многих признанных опытных мастеров. Серебряную медаль в личном зачете в дистанционных конных пробегах получила голландская спорт­сменка, 21-летняя Марике Вис­сер, которая еще не вышла из юниорского возраста. Впрочем, самыми молодыми участниками Всемирных конных игр остаются участники соревнований по вольтижировке, например, в команду Российской Федерации были включены три спорт­смена в возрасте десяти лет.

В программу Игр были включены демонстрационные соревнования по двум дисциплинам конного спорта, пока не входящим под эгиду FEI: конному поло и хорс-болу. Конное поло входило в программу пяти Олимпийских игр, последний раз это случилось в 1936 году, и с того времени поло развивается как независимая дисциплина. Турнир по конному поло проходил в Довиле. Во Франции очень популярна конная игра, представляющая собой смесь из поло и баскетбола, хорс-бол. Организаторы Игр воспользовались случаем познакомить с ней зрителей и прессу. Соревнования по хорс-болу проходили в старинном городке Сен-Ло, там же прошел День французской лошади, в рамках которого были объединены показательные выступления, аукционы и шоу-программы с участием лошадей, рожденных и выращенных во Франции

Почти без допинга

Международная федерация конного спорта не первый год ведет борьбу за чистый спорт, которая последовала за многочисленными допинг-скандалами на крупнейших стартах, в ходе самых громких из которых даже происходило перерас­пределение медалей. В борьбе с допингом был достигнут существенный прогресс, на Олимпийских играх 2012 года в Лондоне ни одна из взятых проб не дала положительный результат. Всемирным конным играм 2014 года повезло меньше, были обнаружены две положительные допинг-пробы. В анализах, взятых у лошади Калао де Мер, выступавшей в троеборном турнире под седлом французского спортсмена Максима Ливио, было обнаружено успокоительное вещество эйспромазин. Пара заняла 5 место в личном зачете и 4 в составе команды. Хотя данный случай не влечет за собой перераспределения медалей, под вопросом оказывается олимпийская квалификация, которую получила команда Франции.

Вторая положительная допинг-проба была взята у лошади Тра Флама, выступавшей под седлом спортсмена из Южной Африки Жилиса де Вильерса в пробегах. Лошадь была снята с соревнований на ветеринарном контроле после второго круга, у нее было обнаружено обезболивающее нестероидное противовоспалительное вещество фенилбутазон и его метаболит оксифенбутазон.

Оба обнаруженных вещества относятся к «контролируемым» медикаментам, так как они могут использоваться при лечении лошадей, но в этом случае лошади не могут принимать участие в соревнованиях. В отличие от медикаментов контролируемого применения, вещества, относящиеся к допингу, не могут применяться в конной ветеринарии или содержании лошадей ни при каких случаях. Оба дела будут рассмотрены трибуналом FEI.

Жертвы WEG

К сожалению, на Играх не удалось обойтись без трагических инцидентов как с лошадьми, так и со спортсменами. Член британской команды по троеборью Гарри Мид лишился своей лошади. Уайлд Лайон скончался после того, как финишировал в кроссе, через несколько минут после того, как спортсмен спешился после прохождения финишных створ. Пара не имела штрафных очков на препятствиях и получила 26.4 штрафных очка за превышение нормы времени. К моменту написания статьи официальных сообщений о причине смерти лошади обнаружить не удалось.

Еще одна лошадь погибла в ходе соревнования по пробегам. Дорадо, выступавший под седлом спортсменки из Коста-Рики Клаудии Ромеро, поскользнулся и упал в 400 м от первого контрольного пункта. По словам присутствующих при инциденте, лошадь врезалась в дерево. Спортсменка также находилась в тяжелом состоянии и была доставлена в больницу. Это произошло в 8.30 утра. Из-за дождей, прошедших накануне, грунт на трассе был очень тяжелым, да и в день пробега погодные условия стали большой проблемой для спортсменов и лошадей.

Несмотря на то, что организаторы Игр не смогли справиться с некоторыми задачами, медицинскую помощь они организовали на высшем уровне. На всех спортивных объектах дежурили бригады скорой помощи, как обычные, так и реанимационные. К счастью, к их помощи пришлось прибегать не слишком часто. Один такой случай произошел на конкурном турнире. Чилийский спортсмен Томас Коув Корреа упал после неудачного прыжка через брусья. Его лошадь не пострадала, а всаднику пришлось оказывать первую медицинскую помощь прямо на поле. Соревнования были приостановлены, и через 15 минут спортсмен был отправлен в больницу для дальнейшего обследования и лечения. Хотя травмы были достаточно тяжелыми, они не угрожали жизни спортсмена.

Споры за медали

Как и в 2010 году, победителем неофициального общемедального зачета стала Великобритания, выигравшая пятнадцать медалей, в том числе семь – золотых. Нидерланды, завоевавшие наибольшее количество медалей – восемнадцать (из них шесть золотых), заняли 2 место. Третьими остались немцы. Напомним нашим читателям, что на Играх в 2006 году в Аахене Великобритания заняла лишь 6 место в общемедальном зачете, а в 2002 спортсмены из этой страны получили всего две медали – серебряную и бронзовую, заняв 9 место. Британцы добились золота в выездке (личный зачет – Шарлотт Дужардин), паралимпийской выездке (командный и личный зачеты, Ли Пирсон, Софи Кристиансен) и вольтижировке (личный зачет – Джоан Эккельс). В дополнение к первому месту в медальном зачете Великобритания получила три из четырех возможных квалификационных места на Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро – в выездке, троеборье и паралимпийской выездке.

Всемирные конные игры стали первым этапом квалификационного олимпийского процесса. Команды, занявшие призовые места в олимпийских видах, получили путевки в Рио. В конкуре определились уже шесть команд, которые примут участие в Олимпиаде: Нидерланды, Франция, США, Германия, Швеция и Бразилия, которая получила квалификацию автоматически, как страна-хозяйка турнира. В выездке пока четыре команды: Германия, Великобритания, Нидерланды и Бразилия. Самое большое количество квалифицировавшихся команд в соответствии с правилами определилось в троеборье: Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Австралия, Ирландия и Бразилия.

В 2015 году у претендентов на командные квалификации будет еще один шанс ее получить. Теоретически российские спортсмены могут квалифицироваться на Олимпийские игры, если покажут хорошие результаты на чемпионатах Европы по выездке и троеборью, а для конкуристов будет важным участие в специальном квалификационном соревновании, открытом для стран олимпийской географической группы С, куда входит наша страна, и где конкуренция ниже, чем на чемпионате Европы.

В фокусе прессы

Задолго до начала Игр организаторы открыли веб-сайт, который быстро стал главным источником очень оперативной и подробной информации о подготовке и ходе турнира. Для владельцев смартфонов было запущено специальное приложение, где можно было посмотреть новости, стартовые протоколы и технические результаты. На Играх было аккредитовано 300 фотографов и 1200 журналистов. Среди них выделялась внушительная команда, которая была нанята организаторами Игр для их освещения. Они тщательно документировали каждое мгновение Игр в том числе и там, куда вход для прессы был запрещен, например, на конюшнях. Победители еще не завершили круг почета, а их фотографии на пьедестале уже висели на сайте.

На каждом спортивном объекте были оборудованы свои пресс-центры в дополнение к главному, который находился рядом со стадионом д’Орнано. Везде, кроме некоторых мест троеборного кросса и трассы пробега, работал бесплатный, стабильный и быстрый Wi-Fi для журналистов. Управление работой пресс-центра доверили одному из самых опытных специалистов в этом деле – Эдит де Рейс. Много лет она трудится в пресс-центре всемирного конного фестиваля в Аахене и прекрасно знакома со всеми журналистами, освещающими конный спорт. В свободное от работы в пресс-центрах время Эдит вместе с супругом занимается небольшим конным заводом в Бельгии, поэтому она превосходно знакома с конным спортом изнутри.

Журналистам много не надо – быстрый Интернет, место для работы и стакан горячего кофе, но в первую неделю турнира с местами и кофе были проблемы. В пресс-центрах было очень тесно, шкафчиков для хранения аппаратуры хватило не всем, а кофейный автомат (один на несколько сотен человек) запускался ровно в десять часов утра и ни минутой раньше. Впрочем, организационный хаос первых дней больших турниров – явление обычное, а настоящим профессионалам такие мелочи в любом случае не могли помешать сделать прекрасные фотографии и репортажи.

Есть над чем работать

Ни одни Всемирные конные игры не обходились без организационных накладок той или иной степени тяжести. Не стал исключением и турнир в Нормандии.

Конный завод Ле Пэн, где проходили манежная езда и кросс в троеборье, расположен в идиллической сельской местности, вдали от городов и автомагистралей. В окрестностях завода существует разветвленная сеть узких сельских дорог, в которую попались несколько десятков тысяч любителей троеборья. Их пропускная способность оказалась явно недостаточной. Свернув со скоростного шоссе в сторону Ле Пэна, до которого оставалось не более 25 км, автомобили попадали в «мертвую» пробку. Те, кому посчастливилось оказаться в радиусе 3-5 км от места действия, бросали машины на обочине и шли пешком. Остальным пришлось смотреть кросс на экранах своих гаджетов.

Любители конкура и выездки столкнулись с аналогичной неорганизованностью. Для того чтобы попасть на трибуны главного стадиона д’Орнано, нужно было отстоять многочасовую очередь. В субботу, день двухгитового конкура личного зачета, группа из нескольких десятков болельщиков расположилась у закрытых ворот стадиона за четыре часа до их открытия, и очень скоро очередь вытянулась на несколько кварталов. Подобные проблемы отсутствовали у любителей драйвинга, вольтижировки, пробегов и паралимпийской выездки, но и количество зрителей на этих соревнованиях было значительно меньше.

Стадион д’Орнано, выставочный комплекс «Зенит» и ипподром Ла Прери находились в городе Кане на расстоянии около 4 км друг от друга. Между этими тремя точками пытались курсировать бесплатные автобусы, но после нескольких первых утренних рейсов они безнадежно застревали в городских пробках. Аналогичная проблема была и у «шаттлов», связывавших главный стадион с парковками, выделенными для автомобилей зрителей. В конце концов, устав от ожидания на остановках, многие стали ходить пешком, что, без сомнения, было очень полезно для здоровья, а также для бизнеса небольших магазинчиков и кафе, расположенных вдоль проторенных зрителями путей.

Организация общественного питания также подверглась жесткой критике. Очереди за едой во время троеборного кросса были невероятны, крайне скудное питание предлагалось и зрителям на других спортивных объектах. На второй неделе Игр ситуацию попытались исправить, расставив в местах скопления зрителей фургончики с горячим кофе и легкими закусками, тем не менее это не спасло положения. Многие зрители предпочли приносить еду и напитки с собой. Но справедливости ради скажем: не поесть на Игры приходили зрители. Да, с хлебом проблемы были, но зрелища были великолепны и останутся в памяти на­долго, потеснив бытовые неурядицы. ЗМ