Конный спорт: Взгляд назад это шаг вперед

Стоит ли вернуться к школьному «железу»?

     Однажды после тренировки я заехал в придорожный магазинчик, чтобы купить чего-нибудь к столу. В кармане моей куртки лежал империал – «восьмерка» из полированного белого металла. Чтобы достать деньги, мне пришлось вытащить его и положить на прилавок. Внезапно, стоявший рядом небритый мужчина спокойно протянул обе руки в мою сторону и замер. Через пару секунд я понял, что бедолага явно имел проблемы с законом, по ошибке принял трензель за наручники и решил, что за ним пришли. На следующий день, проходя по конюшне и глядя на лошадей через решетки денников, я увидел то же самое выражение глаз...

Два пути

   В данной публикации мне бы хотелось более конкретно затронуть проблему выбора «железа». Это очень непростой и чрезвычайно емкий вопрос, который можно рассматривать с самых различных точек зрения. Высказываемые мнения весьма и весьма различны: начиная от восприятия трензеля и мундштука как абсолютной данности и заканчивая совершенным неприятием любого «железа». Концептуально, «железо» может выполнять две основные функции: быть каналом связи с всадником и служить средством болевого принуждения. Естественно, что каждый нормальный всадник стремится к тому, чтобы как можно больше использовать «железо» по первому назначению и как можно меньше по второму. Болевой контроль является вынужденной мерой и оправдан исключительно в обстоятельствах, когда жизни всадника и лошади угрожает опасность. Использование же болевых воздействий при обучении молодой лошади крайне нежелательно и допускается в виде исключения как средство формирования психологического барьера, необходимого для последующего перехода к более тонким и плавным способам воздействия.

Классификация

    Самый сложный вопрос при изучении чего либо – это классификация, а вернее морфология, то есть учение о признаках, применяемых для классификации. Именно от того, насколько объективными являются эти критерии, зависит результат делаемого на основе классификации обобщения. Мы привыкли классифицировать железо главным образом по его конструкции: толщине грызла, наличию шарнирных связей, длине рычагов и так далее. Это наша с вами, человеческая классификация. Однако с «железом» работает не только человек, но и лошадь, а, следовательно, она тоже способна классифицировать железо! Так как же лошадь это делает? Понятно, что она не ходит в человеческую школу и не учит там механику, а, значит, ее система классификации железа проста и состоит всего из одного критерия: удобно – неудобно! Лошадь совершенно не озабочена техническими подробностями, ей важно, чтобы «железо» давало ей максимум информации о намерениях всадника и причиняло бы при этом минимум боли и неудобства при движении.
      Очевидно, что мысль человека, выбирающего в магазине мундштук или трензель, может работать в одном из двух направлений: либо человек озабочен комфортностью ощущений лошади, либо стремится преодолеть ее неповиновение за счет более сильного болевого воздействия. Все зависит от того, с какой лошадью и в каких целях работает данный всадник, а также от его взглядов и предпочтений. Поэтому «лошадиная» классификация «железа» – это классификация по основной цели его использования: болевой или информативной. Как же можно рассортировать основные разновидности применяемого сегодня «железа» в этой системе координат? Прежде всего, следует определить критерии, делающие «железо» строгим. Основные признаки строгости таковы: 
1. Особая форма грызла, способствующая большему удельному давлению на рот. Строгость может усиливаться за счет граненого или «витого» грызла, а также за счет большого выгиба в средней части (при цельном грызле). 
2. Сочлененное грызло, состоящее из двух или трех частей. Давление на язык и десны усиливается за счет излома грызла. Так как расстояние между деснами и ширина языка в три раза меньше, чем расстояние  между кольцами, воздействие на десны также увеличивается по отношению к усилию, приложенному к поводу. Применение «восьмерки» делает трензель еще строже, так как плечо рычага, давящее на язык и десны уменьшается пропорционально увеличению длины среднего звена «восьмерки».
3. Наличие рычагов в сочетании с ограничителем поворота (ремешком или цепочкой). В данном случае давление многократно усиливается за счет того, что расстояние между грызлом и цепочкой в три-четыре раза меньше, чем расстояние между грызлом и точкой крепления повода. Непосредственно под цепочкой находятся чрезвычайно чувствительные окончания лицевого нерва.
4. Наличие элементов, оказывающих болевое воздействие на храп лошади. В эту группу попадают хакаморы и, так называемое, комбинированное железо, сочетающее воздействие на рот при помощи грызла и на храп при помощи тонкого синтетического шнурка, присоединенного к дополнительному поводу.
      Итак, что же получается? Если следовать данной логике, в разряд «болевого» железа попадает чуть ли не весь ассортимент сегодняшних конных магазинов. Прежде всего, это классические трензеля и мундштуки, многие пелямы и комбинированное «железо». 
    К «информативному», не болевому «железу» можно отнести цельные трензели с относительно толстым и прямым грызлом, изготовляемым, как правило, из эластичных полимеров, «трензель Балькенхоля», имеющий более удобные для лошади изогнутые половинки грызла и некоторые пелямы с цельным грызлом, при условии их использования без цепочки. Именно такой мягкий пелям использовал серебряный призер последнего Кубка Мэра по конкуру Мишель Хекарт, продемонстрировавший просто фантастический уровень управляемости и подчиняемости своей лошади в основном маршруте и перепрыжке. Также в эту категорию попадают отдельные типы старинных «школьных» мундштуков, но это очень интересная тема для отдельного неспешного рассказа.
    Выбор между «болевым» и «информативным» железом – это выбор стиля и формы отношений с Вашим партнером, момент, когда во многом предопределяется конечный результат всей будущей работы. 

Мундштучное оголовье в выездке: необходимость или дань традиции?

       Мундштучное оголовье, безусловно, является строгим средством управления, так как имеет, как минимум, два признака строгости – излом грызла трензеля и мундштук с цепочкой. Базовым преимуществом мундштучного оголовья является возможность чередования воздействий на различные нервные окончания, что понижает порог чувствительности животного и позволяет сохранять отчетливость и точность его реакций в течение более длительного времени. С одной стороны, чередование воздействий дает опытному всаднику возможность чрезвычайно тонкого управления лошадью незаметными для наблюдателей «отзывами» пальцев, однако, попав в чуть менее опытные руки, мундштучное оголовье из тонкого инструмента превращается в орудие пытки для лошади, так как чередование воздействий затрудняет адаптацию организма к боли.
     Не менее интересный вопрос заключается в том, почему правила соревнований по выездке требуют обязательного использование мундштучного оголовья с цепочкой? Скорее всего, причина в том, что на момент образования спортивной выездки она была исключительно военно-прикладным видом спорта, а кавалерийские уставы армий того времени однозначно предписывали именно такой способ взнуздывания лошади. На мой взгляд, следует разрешить использование более мягкого, чем мундштук, «железа» на соревнованиях всех уровней сложности, и, более того, отдельно стимулировать всадников, использующих его, например, за счет введения повышающих коэффициентов в оценке наиболее сложных элементов. Обязательность применения мундштучного оголовья в выездке – очевидный пережиток военного прошлого конного спорта, препятствующий раскрытию таланта лошадей и всадников. 
   
  Сorte y derecho

     Для того, чтобы глубже понять механику работы «железа» его надо рассматривать не отдельно, а как часть системы «руки всадника – повод – железо – рот лошади». Только в таком контексте выявляется еще одна важная характеристика современного стиля езды – жесткость связи между рукой всадника и ртом лошади. Этот момент практически никогда не рассматривается в публикациях на «железную» тему, и напрасно. Ведь именно от жесткости связи руки и рта лошади во многом зависит фактическая строгость «железа» и его удобство для лошади.  Я заметил эту зависимость совершенно случайно: один окончательно обнаглевший, но очень способный лузитано не хотел, как положено, работать на вожжах, выкручиваясь из них ужом и метко отхлестывая задом в мою сторону. Прицепив к вожжам маленькие грузы (гайки) с целью утихомирить буяна чувствительными шлепками по круглым бокам, я неожиданно был просто поражен грацией, точностью и желанием, с какими стал работать жеребец. Никаких шлепков не потребовалось. Позднее я понял, что причина хорошего поведения моего подопечного заключалась в том, что грузы вызвали сильное (около полуметра) провисание длинных вожжей, «разомкнувшее» мои руки и нежнейший рот талантливого иберийца. Как только он почувствовал, что может двигать головой в необходимых для балансирования пределах без каких-либо неприятных ощущений во рту, его природная отдатливость и послушание взяли верх над наглостью, и конь начал работать, как положено.
      Испанское словосочетание, вынесенное в заголовок статьи, переводится как «коротко и прямо» и является формулой правильного выполнения решающего удара в корриде. Замерев в характерной театральной позе, матадор выманивает быка на атаку. Опустив голову, животное бросается на мулету, короткое и прямое движение шпаги... Многие современные всадники, сами того не желая, используют повод так же, как матадор шпагу – коротко и прямо. Взять повод «коротко и прямо» значит выполнить все рекомендации большинства сегодняшних тренеров. Рассмотрим их по порядку.
     Прежде всего, это полностью натянутый короткий повод. При полном натяжении повода (независимо от усилия натяжения) масса рук всадника жестко присоединятся ко рту лошади. Чем короче повод, чем нечувствительнее, массивнее руки всадника, тем больше причиняемое лошади неудобство.
      При использовании мундштучного оголовья появляется возможность практически полной фиксации головы лошади, достигаемой за счет перекрестного «французского» способа разбора поводьев. При этом возникает широко применяемый в технике эффект скрещенного параллелограмма. При любой попытке поднять голову лошадь мгновенно «натыкается» на мундштук, а при любой попытке опустить – на трензель. Результат – сильнейший стресс и подавление психики лошади. 
      Еще одним способом закрепощения головы лошади является категорическое требование – «от локтя до трензеля – прямая линия». Очевидно, что это единственное положение руки и повода, при котором амортизация толчков, вызванных рефлекторными движениям головы лошади отсутствует целиком и полностью. Всадник подсознательно чувствует все неудобство такого положения для лошади и стремится поднять или опустить руки, на что мгновенно следует грубый окрик тренера: «поставь руки на место!» 
    Вывод, который можно сделать, очевиден: в отличие от старой классической школы, где конечной целью выездки считалось «отпускание рук», то есть работа на длинном, тончайшем, периодически провисающем поводе, современная школа зачем-то заботится о жесткости связи руки и «железа». Это мешает свободе движений лошади, причиняет ей неудобство при движении и затрудняет сохранение равновесия под всадником. 
   
Почему же лошади делают больно?

    Так чем же можно объяснить распространенность болевого принуждения лошади в современной практике? С моей точки зрения причина – в незнании и непонимании лошади, законов ее движения и поведения, в неуважении к опыту и знаниям предков. Болевое принуждение является не самоцелью, а ответной реакцией человека на законный протест, выражаемый лошадью из-за ограничения свободы ее головы натянутым, «жестким» поводом, пристегнутым к «болевому» трензелю или мундштуку. Постоянная боль, испытываемая лошадью при выполнении абсолютно естественных для нее балансирующих движений головой и, связанный с этим, страх потери равновесия, прививают лошади устойчивое отвращение к любой работе под всадником. Поэтому каждый всадник должен четко знать: преодоление сопротивления лошади посредством боли и борьба с ней – это тушение пожара при помощи ведра с бензином. Это путь, ведущий в никуда.