Конный спорт: Деньги любят счет.. или о тех, у кого финансы «поют»... буги-вуги

Конный спорт, и в первую очередь его олимпийские виды, во всем мире – это большая индустрия, дающая средства к существованию десяткам тысяч людей в разных странах. Крупные международные турниры являются витриной достижений этой индустрии, шоу, бюджет которых исчисляется миллионами долларов и евро. Главными действующими лицами и движущей силой этого бизнеса являются спортсмены, люди, находящиеся в центре внимания публики, прессы и спонсоров.

 

 Занятия конным спортом на любом уровне требуют огромных затрат, и чем выше этот уровень, тем больше средств надо вкладывать в достижение высоких результатов. Каковы же источники финансирования спортсменов-конников? Они разнообразны и не всегда постоянны, кроме того, имеют национальную специфику, но в общем можно рассмотреть основные источники доходов.

Призовые

     Конкур считается наиболее зрелищным, популярным и любимым ТВ-каналами видом конного спорта. Хорошая реклама привлекает сюда максимальное количество спонсоров, формирующих большие призовые фонды. Международным соревнованиям по конкуру, проходящим под эгидой ФЕИ присваиваются различные категории (от 1 до 5 звезд) в зависимости от призового фонда. Размер призового фонда зависит от страны проведения соревнований, так, например, в Германии в 2001 году было выплачено более чем 55 миллионов марок в виде призовых. 
    Во время фестиваля конного спорта в Аахене разыгрывается максимальный призовой фонд в размере 1.3 миллиона евро (эта сумма делится между конкуром, выездкой и драйвингом). Розыгрыш столь значительной суммы денег привлекает на этот турнир ежегодно лучших спортсменов.
За пять дней в Аахене проходят 14-16 конкуров, за первое место в которых можно выиграть от 2 до 76 тысяч евро. В 2003 году Людгер Бербаум, ставший обладателем Гран-при Аахена, за пять дней пополнил свой бюджет на 107 тысяч евро. Однако, другие участники фестиваля уезжают домой с гораздо более скромными суммами в кармане. Хелена Вайнберг, также принимавшая участие в аахенском турнире, заработала почти в десять раз меньше, 10 тысяч евро. 
    Выездка считается менее привлекательной областью для вложения спонсорских средств, и призовые суммы выглядят гораздо более скромными. Победительница Гран-при Аахена Улла Зальцгебер выиграла 53 тысячи евро, а призовые чемпионки мира Надин Капельман  составили 6 тысяч 300 евро.
В троеборье, где даже самые большие турниры не могут похвастаться крупными призовыми, спонсоры находят другие способы премирования лучших спортсменов. Так, например, компания «Ролекс» учредила  специальный приз размером в 250 тысяч долларов, который в этом году удалось получить английской спортсменке Пиппе Фаннел. Она стала победительницей трех турниров по троеборью класса «четыре звезды» (максимальная сложность) последовательно: Кентукки в апреле, Бадминтон в мае и Бургли в сентябре. 
   Однако, призовые суммы не переходят целиком на личный банковский счет спортсменов, из них, как правило, вычитается подоходный налог. Кроме того, каждый спортсмен, который выступает на лошадях, принадлежащих другому владельцу, заключает с этим человеком или компанией контракт. В нем до мельчайших деталей оговариваются все финансовые вопросы, в том числе и распределение призовых денег, которые спортсмен выигрывает, выступая на чужой лошади. Как правило, владелец лошади не только получает часть призовой суммы, но и участвует в расходах по содержанию лошади и ее участия в турнирах, что может составлять значительную сумму. 
    Среди соревнований, проходящих на территории России, можно назвать всего три-четыре турнира, где общий призовой фонд выражается хотя бы пятизначными цифрами. За границами нашей Родины российские спортсмены пока еще не часто претендуют на платные места, поэтому единственный способ заработать призовые – это участие в коммерческих турнирах, проходящих на территории России. Однако, наличие конкуренции со стороны зарубежных спортсменов резко уменьшают наши заработки. Максимальный призовой фонд был разыгран в сезоне 2003 года в Калининграде, однако практически целиком он уехал из страны. Выигрыш российских спортсменов составил 13 тысяч долларов из 300 тысяч. На этапе Кубка мира – Кубке Мэра по конкуру России досталось чуть больше двух с половиной тысячи долларов из 180 тысяч, которые распределились следующим образом:  В.Туганов – $215, В.Белецкий – $2250, М.Сафронов – $140.
    40 тысяч долларов и автомобиль «Форд Маверик» были разыграны в сентябре 2003 года на турнире по конкуру «Хрустальное седло», призовой фонд обеспечили пять спонсоров и генеральный спонсор соревнований, компания «Русский продукт». На новой машине уехал из КСК «Битца» Владимир Туганов, который занимает лучшее место в рейтинге ФЕИ среди попавших туда российских спортсменов. В декабре 2003 года Владимир занял второе место в Гран-при Милана (Италия), тестовом турнире к Финалу Кубка мира по конкуру. Эта победа принесла ему 6400 евро.
     Миллион рублей раздавался победителям Кубка Завидово-2003, а двести тысяч рублей и автомобиль «Волга» – победителям Кубка газеты «Россия». Любители конкура наверняка помнят Кубок газеты «Россия» 2002 года, когда в конкуре на мощность первое место поделили два спортсмена: Михаил Шемшелев и Виктор Седельников. Спонсоры, предоставившие автомобиль в качестве главного приза, после недолгого совещания увеличили количество машин до двух, и каждому победителю досталось по автомобилю. 
    В троеборье, выиграв золотую медаль на этапе Кубка мира (Планерная), можно было получить 3 тыс. долларов, а общий призовой фонд этих соревнований составил 15 тысяч долларов. В этом году первый приз уехал в Украину вместе с Андреем Сениным, победителем этапа. Максимальные призовые среди российских спортсменов выиграла Анна Кравченко ($2100 за второе место в CIC*** и $700 за первое место в CIC **).
    Среди соревнований по выездке максимальные призовые предлагал Кубок Мэра (20 тысяч долларов). Турниром с самым большим призовым фондом за последние несколько лет остается Кубок Президента, который проходил в 2002 году на территории Центрального Московского ипподрома. Спонсорами этих соревнований наряду с крупным денежным призовым фондом был учрежден специальный приз «За волю к победе»: автомобиль «Мерседес», который был вручен спортсменке из клуба «Прадар» Елене Калининой.
     Как и на зарубежных турнирах, кроме денег, победители получают и ценные призы: конноспортивное снаряжение, бытовую технику и т.п. Владельцы лошадей-победителей редко претендуют на небольшие денежные суммы, выигранные спортсменами, но в случае крупных выигрышей, приз делится по договоренности (например, пятьдесят на пятьдесят).

Спонсорская поддержка

    Варианты вложения денег в конный спорт многочисленны и разнообразны. Кроме учреждения специальных призов на соревнованиях, спонсор может оказывать постоянную финансовую помощь как одному спортсмену, так и целым командам. За последние несколько лет получили распространение так называемые «спонсорские команды», которые объединяют спортсменов из разных стран. Наиболее известными являются Audi Quattro Team и SonyEricsson Team. Одним из самых привлекательных турниров для таких команд является Райдерс-Тур, лично-командные соревнования с общим призовым фондом в 660 тысяч евро. Кроме размещения логотипа спонсора на вальтрапе, попоне и рединготе всадника, часто в имя лошади добавляется приставка-название фирмы. Такой вид спонсорства практикуется во всех видах конного спорта, особенно часто – в конкуре и выездке. Соглашения между спортсменом и спонсором закрепляются письменным контрактом, где оговариваются все подробности сотрудничества, и малейшие отступления от контракта ведет к его немедленному прекращению. В декабре 2003 года голландская компания Gestion расторгла спонсорское соглашение с олимпийской чемпионкой по выездке Анке ван Грунсвен и еще несколькими спортсменами. Расторжение договора произошло без каких-либо официальных объяснений, однако, по сведениям из информированных источников, причиной этому стало судебное разбирательство между одним из членов совета директоров компании и Анке ван Грунсвен, которая тренировала его внучку и продала ей летом этого года одну из своих лошадей. Лошадь скончалась от сердечного приступа на пастбище, дедушка подал в суд, и 8-летнее спонсорство нидерландской выездки было прекращено. 
     В российском конном спорте такой вид спонсорства пока еще не очень распространен, хотя некоторые крупные компании, работающие в различных отраслях, не связанных с конным спортом, обзаводятся конноспортивными клубами, хорошими лошадьми и приглашают на работу спортсменов.

Конный бизнес

    В конном спорте как нельзя более актуальна перефразированная поговорка «На спонсоров надейся, а сам не плошай», поэтому большинство спортсменов в свободное от соревнований время ведут конный бизнес различных направлений. В разгар сезона бывает очень трудно выкроить время на дела, не относящиеся к подготовке лошадей к соревнованиям, поездкам на турниры и выступлениям там. Естественно, бизнесом занимается команда профессионалов, а сам спортсмен, как правило, исполняет менеджерские функции и контролирует процесс в общем. Нередко такой бизнес является семейным предприятиям, в котором задействованы ближние и дальние родственники спортсмена.
    Одним из примеров таких предприятий может служить конюшня Питера и Хелены Вайнберг, где содержатся около 40 голов лошадей различного возраста. Все члены семейства Вайнбергов являются опытными спортсменами: Питер выступает в международных соревнованиях по конкуру уже более 25 лет, Хелена также достигла больших успехов в конкуре, а их дети, Томас и Андреа, участвуют в юношеских турнирах. С 1986 года Питер и Хелена занимаются подбором, покупкой и подготовкой молодых талантливых лошадей. Кроме того, у них проходят стажировку несколько молодых спортсменов не только из Германии, но из других стран мира. Естественно, все эти услуги платные, и стоимость оговаривается в зависимости от целей и условий сотрудничества. 
    По аналогичной схеме строят свой бизнес многие спортсмены, и некоторые предприятия становятся настоящими «кузницами талантов». Кроме того, звезды конного спорта первой величины часто представляют различные фирмы-производители конноспортивного снаряжения. Седла Rodrigo Pessoa, одежда и седла Anky, одежда Kyra K. приносят своим «крестным» постоянный доход. У западно-европейских спортсменов достаточно и других способов приложения своих сил и знаний: семинары и показательные уроки, издание книг и видео-фильмов, съемки в рекламе и многое другое.
      К сожалению, у их российских коллег поле деятельности более ограничено и, как правило, сводится к берейторской работе чужих лошадей, поиску и подготовке талантливых молодых спортивных лошадей с их дальнейшей продажей, в том числе и за рубеж, а также уроки верховой езды для спортсменов-любителей.

     Тема «конный спорт и деньги» настолько обширна, что ее невозможно охватить в одной статье, но сравнивая суммы призовых, количество коммерческих турниров, доходы конного бизнеса в России и за рубежом, особенно в странах Западной Европы, становится понятно, что эта отрасль экономики находится у нас в начальной стадии развития, и ей еще предстоит пройти долгий путь, однако, невозможно не отметить тот факт, что прогресс становится все более заметным, как в области организации турниров, так и в общем развитии индустрии.