ЖЕНСКИЕ ТАЙНЫ ИСЛАМСКИХ ВСАДНИЦ

Конный спорт: ЖЕНСКИЕ ТАЙНЫ ИСЛАМСКИХ ВСАДНИЦ

Автор: Елена СКАЛОЗУБОВА
Номер журнала: GM №4(161)/2016

«Мы не одобряем участия женщин в олимпийских и международных соревнованиях», – это заявление главы НОК Саудовской Аравии принца Навафа ибн Фейсала накануне Лондонских игр 2012 года наделало много шума. С тех пор кое-что изменилось, но основной смысл демарша принца и по сей день остается лейтмотивом отношения представителей исламской культуры к теме «женщина и спорт». Что же смогли противопоставить этому спортсменки-всадницы стран Востока?
НЕЛАДНО ЧТО-ТО В ЭТИХ КОРОЛЕВСТВАХ…
 
Тогда, в 2012-м, за саудовских женщин вступилась Сью Тиббалс, исполнительный директор Фонда женского спорта и фитнеса, назвав позицию восточного государства неприемлемой и «несовместимой с Олимпийским движением». Череда скандалов и давление со стороны МОК в итоге дали о себе знать – в сборную Саудовской Аравии были включены две спортсменки. Однако ситуация с «женским» спортом в королевстве до сих пор остается плачевной – желание миллионов аравийских девочек заниматься в спортивных школах осуждается обществом. У юных дарований очень мало шансов раскрыть свой талант и показать его миру. Именно по причине дискриминации женского населения другая страна – Афганистан была исключена из Олимпийских игр 2000 года в Сиднее. Дело в том, что Афганистаном с 1996 по 2001 годы правил духовно-политический режим движения «Талибан». Отношение талибов к прекрасному полу было одним из самых радикальных за всю современную историю. Женщинам запрещалось появляться в общественных местах без сопровождения мужчин, работать, пользоваться системой здравоохранения, получать образование (лишь в конце 1999 года были открыты школы для девочек с 12 лет). За несоблюдение законов следовало жестокое наказание – вплоть до публичной казни. Крайность? Да, но афганский режим в то время был дипломатическую признан тремя государствами: ОАЭ, Пакистаном и Саудовской Аравией, и  имел в исламском мире миллионы сочувствующих. Стоит ли тогда удивляться тому факту, что до 2012 года такие страны, как Саудовская Аравия, Катар и Бруней, никогда не отправляли женщин на Олимпийские игры. При этом регламент официальных турниров в индивидуальных видах не запрещает ношение хиджаба. Но давайте представим, каково это – летом, в жарком климате выдерживать многочасовые тренировки? Многое осложняют и прочие строгие исламские предписания, например, такие как запрет на нахождение женщины в публичных местах в обществе посторонних мужчин. Мусульманский мир упорно сопротивляется глобализации и сдает свои идеологические бастионы медленно и неохотно. Так, например, на стадионах Саудовской Аравии лишь к 2014 году начали строить специальные женские трибуны. Раньше для дам этого государства был доступен только телевизор. Стоит ли говорить о том, что путь исламской женщины в спорте, и особенно в конном, как минимум непрост.
 
БОГАТЫЕ ТОЖЕ СКАЧУТ
 
У лошади в восточной культуре – особое место: «Я возвеличил тебя над всеми другими животными, созданными Мной», – такие слова мы можем найти в Коране. И действительно, во многих странах с исламской культурой большое внимание уделяется разведению этих животных, скачкам, а также таким видам конного спорта, как пробеги и конкур. Во всем мире верховая езда традиционно является увлечением элитных слоев общества. Исламский мир здесь – не исключение. Так, к примеру, дочь вице-президента Объединенных Арабских Эмиратов, премьер-министра и правителя Дубая шейха Мохаммеда ибн Рашида Аль Мактума – шейха Латифа Аль Мактум профессионально занимается конкуром и дистанционными пробегами. По словам Латифы, истинное удовольствие ей приносят не медали и кубки, а сам процесс. Однако такая позиция не мешает королевской дочери добиваться спортивных высот – шейха может похвастаться довольно внушительным количеством побед на соревнованиях! Сестра Латифы, шейха Мадиа Бинт Хашер Аль Мактум, также неравнодушна к лошадям, но в качестве хобби выбрала пробеги. Конечно, увлечение конным спортом доступно отнюдь не только членам правящих династий и королевских семей. Но, все же, далеко не каждый здесь имеет возможность привести ребенка на занятия верховой ездой. Такие дети имеют состоятельных родителей, окружены толпой нянь и гувернанток и с детства помимо родного языка изучают английский. Их семьи, как правило, ориентированы на западный образ жизни и не требуют от детей беспрекословного подчинения всем строгостям обычаев. В этом кругу пользуется популярностью практика отправки детей на учебу в Европу или Америку.  Благодаря подобным послаблениям многие девочки получают возможность заниматься верховой ездой. Но, как и во всем остальном мире, путь в большой спорт на Востоке пролегает через конные клубы. В чем же специфика конноспортивной жизни стран Полумесяца? 
 
ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
 
«В начале 2000-х я несколько лет проработал тренером в одном частном сирийском конноспортивном клубе, – рассказывает мастер спорта по конкуру Александр Колодко, – тренерский состав там подбирался строго по гендерному принципу: со всадницами занимались женщины, со всадниками – мужчины. Возможен и вариант, когда тренер-мужчина ведет занятие с дамой, но тогда тренировка проходит обязательно под наблюдением отца или брата всадницы. То, что в подобном случае тренер не имеет права прикасаться к спортсменке с целью помочь сесть верхом, спешиться или поправить посадку – даже не обсуждается».
 
А вот что рассказывает судья международной категории по конкуру и курс-дизайнер Надеж­да Липовская, постоянно проживающая в Дубае: «Представительницы известных в Эмиратах фамилий, занимаясь конным спортом, стараются избегать публичности и, как правило, имеют собственные закрытые женские клубы. Они нередко выступают на соревнованиях в Европе. А в Саудовской Аравии многие клубы проводят соревнования только для женщин, куда мужчины в качестве зрителей не допускаются. Недавно мне довелось судить 3-й чемпионат для арабских женщин по конкуру, проходивший в Шардже. В соревнованиях принимали участие спортсменки из ОАЭ, Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта и Египта. 53 участницы прыгали 4 маршрута по 125 см. На входе в манеж был очень строгий фейс-контроль, из зрителей пускали лишь женщин и детей. Из мужчин попасть на соревнования могли только личные тренеры, но им разрешалось находиться только в отдельном, специально отведенном месте. Состав судейской коллегии, курс-дизайнер и все стюарды на турнире были исключительно женского пола. По такой же схеме недавно проводились и соревнования класса 2*L  в Абу-Даби, под патронажем супруги эмира – Фатимы бин Мубарак, куда был включен маршрут Longines. В качестве исламской адаптации традиционного конкурного костюма на женских соревнованиях можно отметить белую юбочку, надеваемую поверх бриджей, и черный платок под каской. Но этого дресс-кода придерживаются далеко не все. Многое зависит от желания семьи и степени религиозности».
 
Любопытный случай рассказала нам КМС по выездке Инна Белокобыльская, работавшая тренером в Дамаске с 2004 по 2005 годы: «Моими учениками были ребята школьного возраста из состоятельных семей. Мы с остальными русскими тренерами после занятия раздали детям задания – подмести проход конюшни, помыть амуницию и почистить лошадей. Все как в наших СДЮШОРах. В этот момент зашел хозяин клуба и увидел все это. Сказать, что он опешил, – ничего не сказать! Позже он подошел ко мне и в растерянности произнес: «Инна, у вас тут что, коммунизм теперь?» У них это не принято, уборкой занимается специальный персонал, ведь грязная работа – «не барское дело». Но ведь это и не по-европейски! О каком контакте с лошадью в процессе такого обучения можно говорить? Кстати, девчонки у меня занимались только совсем маленькие, лет до 12. Мальчишки были и постарше – 16-18 лет. Когда девочка подрастает, у нее уже в приоритете должны быть семья и домашнее хозяйство, а не спорт. Взрослые женщины, бывало, тоже приходили заниматься, а вот девчонок-подростков не было совсем».
 
Очевидно, что шанс дойти до вершин конного спорта у восточной женщины, прямо скажем, невелик. Но, как известно, любое правило должно подтверждаться исключениями. О них мы и расскажем ниже.
 
ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ –ПРИНЦЕССА ХАЙЯ 
 
Эта женщина достигла высшей ступеньки в табели о рангах мира конного спорта – она избиралась президентом Мировой федерации конного спорта FEI два срока подряд: с 2006 по 2014 годы. Хайя бинт Аль Хусейн – единокровная сестра действующего короля Иордании Абдаллы II и супруга эмира Дубая, Мохаммеда бин Рашид Аль Мактума. Род принцессы принадлежит к Хашимитской династии и по прямой линии восходит к пророку Мухаммеду в 43-м поколении. На спортивную судьбу Хайи огромное влияние оказал ее отец. Для шокированной ранней потерей матери девочки он всегда был добрым наставником и ангелом-хранителем. Лошади стали страстью Хайи еще в детские годы, и венценосный отец ни в чем ей не отказывал. Результаты не заставили себя ждать. В возрасте 12-ти лет принцесса стала первой девушкой, вышедшей на боевое поле юниорского чемпионата Иордании по конкуру. В ответ на шепот злых языков король посоветовал дочери «слушать собственное сердце и следовать за мечтой», Королевский Кубок она приняла из его рук. Спустя год Хайя уже стала первым иорданским всадником, представляющим страну на международной конкурной арене. Ее Высочество стала первой арабской женщиной, получившей квалификацию на чемпионат мира по конному спорту и принявшей в нем участие. В 1992 году она выиграла бронзовую медаль Панарабских игр в личном зачете. После этого она уже уверенно представляла Иорданию на Всемирных конных играх в Хересе (Испания). Ну и, конечно же, в 2000 году принцесса воплотила в жизнь свою самую заветную мечту, приняв участие в Олимпийских играх в Сиднее. Спортивные успехи принцессы – результат грамотной стратегии и серьезных тренировок под руководством европейских специалистов. В ряду имен лучших учителей Хайи часто называют легендарного немца – Пауля Шокемюлле. 
 
ПЕРВАЯ ЛЕДИ ИРАНСКОЙ ВЫЕЗДКИ
 
Причину успешной спортивной карьеры следующей нашей героини тоже нужно искать в Европе. Дело в том, что мать Литты Сохейлы Сохи – датчанка, и ее семья покинула Иран, когда девочке было 8 лет. Но любовь к верховой езде она привезла со своей родины: «Я села на лошадь в Иране, когда мне было около 5 лет от роду», – признается Литта. Первые серьезные уроки она брала уже в датском конном клубе, совмещая учебу в школе и тренировки. Судьба Сохейлы Сохи сложилась типично по-европейски. Она жила в Дании и Франции, вышла замуж в Италии и сегодня обосновалась с семьей в Лондоне. Карьеру профессионального всадника Литта начала довольно поздно – лишь к 38 годам, успев родить в браке четверых детей. На международную выездковую арену она вышла в 2014 году, приняв участие в международных соревнованиях CDIO 3* в Хикстеде. Там в паре со своим рыжим Давино она набрала 61,579% в программе Малого и 60,711% Среднего призов. С тех пор карьера спортсменки пошла в гору –  на ее счету старты в международных турнирах уровней 2*, 3* и даже 4* в Сомюре, Розендале, Хартпари… С января 2015 года Литта Сохейла Сохи тренируется  c британским тренером международного класса Дэном Шерриффом. Основной лошадью Литты сейчас является 17-летний темно-гнедой вестфалец Лоренс. В Большом призе пара уже преодолела барьер 69%, в КЮРе их максимальный результат на данный момент составляет 73,050%! Эта типично западная история, однако, имеет восточный привкус. Персидские корни спортсменки, в конце концов, дали о себе знать. «Я очень горжусь своей национальностью и страной, – патриотично заявляет всадница, – и довольна тем, что выступаю под иранским флагом». Для этого Сохи пришлось специально лететь на родину, чтобы подтвердить свой спортивный уровень – там она провела тренировку на местной лошади под наблюдением членов спорткомитета. Ближайшей своей целью Литта Сохейла Сохи сегодня ставит квалификацию на Олимпийские игры. 
 
ФЕМИНИСТСКИЙ ПРОРЫВ САУДОВСКОЙ АРАВИИ
 
В женский спорт мусульманских держав ветер свободы дует с Запада. Без него тысячелетняя знойная дремота стран Полумесяца, наверное, оставалась бы вечной. В последние годы Восток понемногу просыпается… И можно только представить, каким грандиозным прорывом был международный триумф конкуристки Далмы Рушди Малхас в 2010 году на юношеских Олимпийских играх! 18-летняя Далма тогда не только стала первой аравийкой, принявшей участие в соревнованиях подобного масштаба, но и завоевала бронзовую медаль в паре со своим вороно-пегим Флэш Топ Хэтом! Всадница стала первой в истории спортсменкой, официально представлявшей Саудовскую Аравию. Решающую роль в спортивной карьере Далмы сыграла ее мать – Арва Мутабагани, которая родилась в семье уроженца Саудовской Аравии и итальянки (снова эта Европа! ). Воспитанная в строгих мусульманских традициях Мутабагани не была согласна с тем, что единственная задача женщины – сидеть дома и заботиться о детях. Феминистский прорыв в Саудовской Аравии был ее тайной мечтой. В далеком уже 1990 году она основала Trio Ranch Country Club, который стал одной из первых конных школ королевства, где дети могли обучаться верховой езде. Пойдя наперекор местным традициям, Мутабагани стала устраивать небольшие внутриклубные соревнования среди девочек, где участвовала и ее дочка.
 
Стоит отметить, что и сама Арва занималась конкуром. И ей для дальнейшего продвижения в спортивной карьере необходимо было участие в международных соревнованиях, что в 90-х для саудовской женщины было проблематично. По возможности она выезжала тренироваться за границу – в Италию или Великобританию, но на большее претендовать не могла. Тем временем юная Далма подрастала и начинала показывать первые успехи в конкуре. Понимая, что на родине полностью раскрыть талант дочери вряд ли удастся, Арва приняла непростое решение – переехать к матери в Рим. В Европе 12-летняя Далма Рушди Малхас начала профессиональную карьеру конкуристки под руководством Дуччио Бартлуччи, бывшего тренера олимпийской сборной Италии. И только Аллаху известно, какими путями спустя восемь лет Арве Мутабагани удалось прогнуть саудовское общество, чтобы ее дочь получила возможность выступить под аравийским флагом! Перед отправкой на юношеские игры в Сингапур Далме были даны подробные инструкции относительно принципов поведения за рубежом. 
 
В частности, ей предписывалось, что все тренировки и выступления должны были проходить под присмотром откомандированного для этой цели дедушки Далмы. Вне спортивной арены она была обязана носить хиджаб и вести себя как можно скромнее. Успех Далмы Рушди Малхас был встречен на родине весьма положительно – король лично поздравил спортсменку с бронзовой медалью, интервью и фото девушки попали практически во все местные газеты. Заслуги матери Далмы также были оценены – Арву Мутабагани назначили председателем Федерации конного спорта Саудовской Аравии. 
 
ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ ВОСТОКА
 
Все приведенные выше истории так или иначе являются единичными яркими вспышками на той части мирового спортивного небосклона, который увенчан исламским Полумесяцем. Во всяком случае, для основной женской массы стран Востока они – что-то из серии сказок «тысячи и одной ночи». Однако есть и чрезвычайно доступный вид конных состязаний, в котором женщины исламских государств добились максимальных высот. Речь идет о дистанционных пробегах. И это не случайно. Ведь именно арабская лошадь, благодаря своей феноменальной выносливости, требуемой в этой конной дисциплине, сделала ее на Востоке по-настоящему массовой. Если проанализировать мировой рейтинг FEI, то здесь мы найдем максимальное количество женских имен мусульманского происхождения. Причем не только из богатых нефтяных монархий, но и из таких государств, как Ирак, Алжир, Тунис, Маррокко... Также неслучайно десятую (!) строчку мирового рейтинга FEI  в пробегах занимает спортсменка из ОАЭ – 22-летняя Фатма Аль Марри. И это действительно – серьезный успех! Пробеги недороги, а дополнительной привлекательности в них для женщин добавляет то обстоятельство, что на таких соревнованиях присутствует минимальное количество зрителей, способных смутить мусульманскую стыдливость участниц лишь на старте и финише. В Арабских Эмиратах проводятся пробеги на дистанции 90 и 100 км, где все участники и организаторы принадлежат исключительно к лицам прекрасного пола. На особо престижных состязаниях такого рода победительницам вручаются ценные призы. Например, на соревнованиях, проходящих в ОАЭ под патронажем шейхи Фатимы бин Мубарак, 5 лучших всадниц награждаются... автомобилями! 
 
Что и говорить, процесс эмансипации женского конного спорта в странах ислама в последнее время сошел с мертвой точки и двинулся по двум основным направлениям: «сверху», через продолжающий оставаться элитным – конкур, и «снизу», через массовые и доступные пробеги. Время на неторопливых песочных часах Востока медленно, но неумолимо ползет вперед.