Рожденный бегать – сможет ли летать?

Конный спорт: Рожденный бегать – сможет ли летать?

Автор: Анна Ильясова
Номер журнала: ЗМ №8(110)2011

 

Преодоление препятствий на лошади рысистой породы

 

Хотя рысистые породы изначально и выводились как упряжные, все больше их представителей показывают результаты в любительском спорте. Выбор рысака в качестве лошади хобби-класса чаще всего объясняется его относительной неприхотливостью, конституционной прочность, уравновешенным темпераментом и приемлемой ценой. Однако внешний блеск турнирных успехов рысаков скрывает под собой кропотливую работу, некоторые секреты которой мы попробуем раскрыть.

Чудо-лошадь

Рысаки зарекомендовали себя как отличные лошади для проката и часто переходят в частные руки как лошади «хобби-класса» в силу своей  контактности, отдатливости в работе, открытости, устойчивости психики. Они прекрасно относятся  к детям и охотно идут на контакт. Кстати, при работе с детьми немаловажен тот факт, что эти лошади практически не бьют задом (за исключением озлобленных в результате жестокого обращения особей). Этот фактор связан с тем, что с самого начала подготовки к бегам рысаков отучают бить задом, ведь такой удар – реальная угроза для жизни наездника. У рысаков отличный импульс, заложенный во время ипподромного тренинга, они одарены способностью очень сильно толкаться задом перед барьером, что увеличивает высоту прыжка. Особенно это ярко выражено у представителей русской и американской рысистых пород – даже подходя к барьеру максимально резво, они способны «выпрыгивать» практически из-под препятствия, в то время как лошади верховых пород на большой скорости снимаются с более дальнего расстояния.

Есть одно «но»...

Наличие столь выдающихся природных способностей вовсе не означает, что любителю со спортивными амбициями нужно лишь купить завершившего ипподромную карьеру рысака и дорога в призовую тройку турнира по конкуру ему открыта. Здесь стоит учесть, что мощность прыжка – далеко не самая главная составляющая победы, ведь нужно еще и правильно пройти маршрут. Здесь-то и начинаются сложности, ведь рысаки очень прямолинейны, они просто не приучены к манежной манере езды и условиям столь ограниченного пространства. Рысакам гораздо сложнее проходить повороты, поскольку в силу своей конституции и предназначения, культивируемого в породе веками, они плохо гнутся. Только что завершившие беговую карьеру лошади не знают сбора, сокращенных аллюров, не умеют менять ноги. Если верховая лошадь при прохождении поворота округляет шею и подводит зад, то рысак сбивается в рысь. Однако, как и в любом правиле, и здесь встречаются исключения и некоторые рысистые лошади отлично округляют шею, подводят зад и, более того, выполняют сложнейшие элементы по программе Большого приза. Так, российская спортсменка Александра Корелова завоевала звание абсолютной чемпионки России по выездке 2004 года верхом на орловском рысаке Балагуре, неоднократном участнике и призере национальных и международных соревнований. Но все же вернемся к конкуру: несмотря на столь многообещающий пример, нужно очень четко понимать, что новичку просто невозможно научиться правильно преодолевать препятствия на рысаке, ведь прыгать правильно для начало нужно научить самого рысака.

Галоп

Галоп является естественным аллюром для любой лошади, и классический трехтактный галоп представляет собой движение вперед в поводу равномерными мягкими темпами, с каденцией и активной работой скакательных суставов. Однако рысак – это искусственно выведенная порода, специально выведенная для движения рысью. Само анатомическое строение скелета определяет стиль движений представителей рысистых пород. Так на рыси плечо функционально служит для поддержания тяжести корпуса, сдвигаемого задними ногами, следовательно, роль плеча на этом аллюре исключительно пассивна, оттого у рысаков оно такое крутое. Хороший шаг (с большим захватом пространства) и широкий галоп требуют косого строения плеча, которое будет двигаться при галопе, принимая на себя всю массу лошади. Более того, во время тренинга на ипподроме рысаков отучают двигаться галопом, даже если они пытаются это делать. Ведь во время бегов сбои (кратковременное движение галопом) обязывают наездника переводить лошадь обратно в рысь, что ведет к потере импульса и резвости, тем самым лишая шанса на призовое место; а за проскачки (подъем в галоп на более чем 2 столба) следует дисквалификация в заезде. Но это вовсе не значит, что рысаки вовсе не могут галопировать, - еще как могут! Когда на ипподромах еще проводились индивидуальные забеги на «освидетельствование резвости», то рядом с запряженным в качалку рысаком скакал галопом «поддужный» рысак, который создавал эффект борьбы. Уже тогда считалось, что рысаки – лучшие поддужные в силу того, что они легче переносили жесткий грунт призовой дорожки и лучше управлялись.

В отличие от классического трехтактного галопа, рысаки чаще всего двигаются четырехтактным. Во второй фазе галопа лошадь ставит на землю не 2 ноги одновременно, а одну, а затем с небольшим отставанием вторую, что делает аллюр более растянутым и жестким для всадника. В принципе, если вас не смущает дискомфорт при езде, пройти конкурный маршрут на таком галопе возможно, но вы потеряете время, так как будете вынуждены делать более длинные заезды. Конечно, можно сделать ставку на мощность прыжка, однако сегодня даже на любительском уровне первые 5 мест зачастую отделяют друг от друга лишь сотые доли секунды при условии отсутствия штрафов за повалы. В этой связи грамотный тренинг по коррекции рысачьего галопа – единственный шанс и залог будущих побед.

Коррекция галопа

Начиная работу под седлом обязательно убедитесь, что ваш рысак знаком со средствами управления (шенкель, корпус/шлюсс, повод), ведь в противном случае начало коррекции галопа придется отложить до осваивания лошадью этих элементарных навыков.

Приступая к коррекции галопа стоит помнить, что ни в коем случае нельзя выполнять подъемы с разгона, а только с шага или короткой рыси. Если лошадь все равно ускоряется, перейдите к работе на вольту.

Как и любую другую породу, рысака нужно готовить к подъемам в галоп заранее, чтобы лошадь точно понимала, что сейчас от нее потребуют движения, а не пугалась внезапных посылов на расслабленном шагу с отданным поводом. Необходимо предупредить лошадь поводом о том, что сейчас последует команда: парой полуодержек приподнять ей голову, немного округлить шею (по возможности), прижать тот шенкель, в какую сторону вы начинаете галоп, чтобы конь знал, с какой ноги нужно выполнить подъем.

Если лошадь начинает замыкаться, не берет на спину, или (что еще хуже) козлит или вышибает спиной, начинайте работу с полевой посадки, и лишь на пару темпов подсаживайтесь в седло, когда лошадь будет уже хорошо размята и расслаблена. Продолжайте монотонную работу на расслабление как на медленном, так и на среднем галопе. Постепенно увеличивайте интервал галопа в седле, но одновременно наблюдайте за реакцией лошади и при малейшем намеке на прежнюю зажатость возвращайтесь к галопу на полевой посадке.

Когда лошадь расслабится и «примет вас на спину», начинайте ее постепенно сокращать, делая акцент на работу шенкелем, а не поводом. Прижимайте шенкель в такт требуемому темпу, активно работая поясницей и шлюссом, занимайтесь подъемами и переходами. В холодное время года очень ускоряет процесс коррекции галопа работа по снегу, заставляющая лошадь делать более глубокие темпы галопа, «выпрыгивая» из сугробов.

Только помните, что все хорошо в меру и работа по сугробам, которые лошади доходят до груди – совершенно не подойдет.

Первые прыжки

Будет лучше для начала познакомить лошадь с одиночным барьером при работе на корде. Рысаки, бежавшие на ипподроме могли никогда и не видеть конкурных препятствий и даже серия крестовин может напугать неподготовленное животное. Поставьте одиночный барьер 20 см с жердью-«подсказкой» (залоджением), можно сделать откосы по бокам при необходимости. Для начала дайте лошади пробежать несколько кругов мимо барьера на корде, чтобы она привыкла к виду стоек, затем заводите ее перпендикулярно препятствию, по необходимости поддержите движение бичом (только не напугайте!). Когда лошадь поймет что к чему и станет спокойно заходить на барьер, похвалите ее, дайте сахар и продолжите обычную работу – не стоит «надоедать» прыжками.

Для коррекции галопа поможет упражнение на «клавишах». Поставьте серию крестовин расположенных на расстоянии 1 темпа галопа с обязательным применением «подсказки» (заложения) перед первым барьером. Подсказок может быть и несколько, главное, чтобы расстояние между ними было равномерным и задавало требуемый темп галопа. По мере того, как будет корректироваться галоп вашего рысака, становясь более темпичным и собранным, будет необходимо сокращать и расстояние между крестовинами, а крестовины со временем нужно будет превратить в «клавиши».

Рысаки в большом спорте

По своей конституции и природным данным рысаки вовсе не предрасположены к конкурным успехам, однако с этим может легко поспорить результат, показанный орловским рысаком Сатурном, принесшим мастеру спорта Игорю Самодуровскому звание абсолютного чемпиона России в Зимнем чемпионате по преодолению препятствий в 2000 г. В отличие от чистопородных рысаков, помеси рысистых пород, наследующие от ипподромных бойцов толчковый зад, многократно усиливающий мощность прыжка, вполне могут поспорить за пьедестал со спортивными породами. Один из многочисленных тому примеров – англо-рысистый Штоф, выступавший под седлом Артура Багдасарьяна в турнирах уровня Гран-при. Другой пример - англо-рысистый Масштаб - неплохо выступавший под седлом упомянутого выше Игоря Самодуровского.

Мы лишь немного приоткрыли завесу над секретами профессионалов, занимающихся подготовкой лошадей рысистых пород для выступлений в конном спорте. Сколь проста ни показалась вам эта задача, стоит всегда помнить о том, что каждый конник должен адекватно оценивать свои силы и для решения подобных сложных вопросов пользоваться услугами грамотного берейтора и тренера. Успехов вам и вашим питомцам!