Проигранные игры

Конный спорт: Проигранные игры

Автор: Юлия СЕРКОВА
Номер журнала: GM №7(183)2018
Фото: FEI/Christophe Tanire

 

«Хаос», «трагикомедия», «худшие старты в истории», – так охарактеризовали западные СМИ Всемирные конные игры в Трионе. О чем говорить, если сам директор ВКИ Марк Белиссимо признался, что соревнования прошли «на троечку», на проведение Игр 2022 года до сих пор никто не претендует, а FEI всерьез рассматривает возможность упразднить это мероприятие… навсегда.

Все под контролем
 
Истоки разочарования, пожалуй, стоит искать в недалеком 2016 году, когда ВКИ экстренно перенесли из канадского Бромонта в американский Трион, таким образом, сильно сократив организаторам время на подготовку. Однако поначалу Марк Беллиссимо, глава оргкомитета, был настроен по-боевому. В августе он заявил, что в инфраструктуру Международного конноспортивного центра в Трионе было инвестировано около 200 млн долларов, и комплекс общей площадью 1600 акров (647,5 га) вполне готов принять Всемирные конные игры 2018 года в сентяб­ре. Организаторы подсчитали, что мероприятие должны посетить порядка 500 тыс. человек, что обеспечит региону доход в 400 млн долларов. «Мы все успеем, – говорил Беллиссимо. – Мы контролируем процесс и гарантируем результат. Возможно, нам не удастся навести лоск, но база будет полностью удовлетворять требованиям проведения ВКИ». 
 
А потом пошли дожди… Размокшая глинистая почва резко затормозила строительство, а бурные ливни смыли все планы прорабов вчистую. К моменту начала Игр планировалось построить три отеля на 1500 номеров, однако по факту достроены они не были, так же, как и комнаты для коноводов. Даже туалеты приходилось искать по всей территории – оборудовали их только в нескольких зданиях! 
 
Все это привело к тому, что прилетевшим в Трион коноводам предложили, по сути, спать либо в отеле в 35 минутах езды от базы, либо в больших палатках, наподобие армейских, что, разумеется, вызвало бурю негодования. «Это не армия, – заявил один из коноводов. – Это событие мирового уровня, и размещение коноводов – важная составляющая успеха команды. Кроме того, большинство коноводов – это девушки в возрасте от 20 до 28 лет, и вряд ли им захочется делить палатку с незнакомцем». Зато промахом Белиссимо с успехом воспользовались владельцы обычных отелей неподалеку от центра, которые подняли плату за номера до астрономических высот. 
 
Ирония судьбы
 
Если заглянуть еще глубже в историю подготовки ВКИ-2018, мы найдем увлекательный факт. Заявки на проведение Игр FEI стала принимать еще до того, как они состоялись в Нормандии в 2014 году. Одним из первых претендентов на роль хозяина следующих Игр стал Веллингтон (США, штат Флорида). Здешний Palm Beach international equestrian center – это едва ли не крупнейший конноспортивный центр в мире с прекрасной готовой инфраструктурой. Именно здесь, например, проводится Зимний конный фестиваль, который традиционно становится местом настоящего конноспортивного паломничества для ведущих европейских всадников, когда в Старом свете в самом разгаре зимнее межсезонье. На этой же арене проходит и Adequan Glоbal Festival Dressage – самый продолжительный турнир по выездке. Президент этого комплекса – тот самый Марк Белиссимо – и превратил Palm Beach international equestrian center в тот грандиозный объект, которым он является сегодня. 
 
Заявку пришлось вскоре отозвать из-за спонсорского конфликта. Дело в том, что постоянным партнером центра в Веллингтоне традиционно был Rolex. Пять лет назад на весь конноспортивный мир прогремела новость о том, что FEI заключила новый долгосрочный контракт с одним из главных конкурентов Rolex – другим швейцарским часовым домом Longines. Оказавшись в эпицентре конфликта между непримиримыми соперниками, Марк Белиссимо был вынужден отозвать заявку. 
 
Прошло всего два года, и у него вновь появилась возможность организовать Игры. Правда, уже в другом месте, с другими деньгами и в экстремально сжатые сроки. Очевидно, если бы тогда разночтения между Rolex и FEI удалось бы уладить, и Игры прошли бы в Веллингтоне, сегодня мы бы, вероятно, восхищались самой лучшей организацией за всю историю Всемирных конных игр.
 
В эпицентре урагана
 
В нынешних реалиях медиадоступности и открытости никто не собирался замалчивать очевидные факты. «В преддверии Игр до нас доходили слухи, что объект еще не готов, – писал 22 сентября на своей странице в Facebook семикратный участник ВКИ и олимпийский чемпион, канадский конкурист Эрик Ламаз. – Но никто не ожидал увидеть грязную стройку. Это просто позор!» Пятидесятилетний всадник назвал игры в Трионе «худшими из когда-либо проведенных» и добавил, что организационный комитет просто свалил все на плохую погоду, чтобы это могло сойти ему с рук. 
 
Когда в Трион прилетели первые всадники, центр по-прежнему напоминал гигантскую стройплощадку. «Это было похоже на Бейрут», – отметил 13 сентября один из лидеров британской выездки Карл Хестер. 
 
«Для лошадей все было сделано хорошо, а для людей отвратительно, – признается наша спортсменка Инесса Меркулова. – База была явно недостроена, дороги затапливало, чтобы добраться до нужного места, кое-где приходилось идти по колено в грязи. Была проблема с питанием, с гостиницами, с парковками. Насчет размещения лошадей ничего плохого сказать не могу – денники были просторными, с хорошим слоем опилок и регулируемыми вентиляторами, но работать также хотелось бы в комфортных условиях. Тренироваться приходилось на плацу под палящим солнцем в 35-градусную жару и при большой влажности, а в карантине, где стояли лошади, и подавно столбик термометра доходил до 40 градусов, но ни вентиляции, ни вытяжек просто не было». 
 
В первые дни соревнований повсюду стояла строительная техника, дистанционные конные пробеги отменили из-за жаркой и влажной погоды (официально), коноводы ругались с организаторами, на горизонте маячил надвигающийся ураган Флоренс, а организаторы начали искать пути отхода. «Я считаю, что ВКИ – очень сложное мероприятие, – заявил президент организационного комитета Майкл Стоун. – Я не уверен, что в его нынешнем формате любой сможет провести такие старты. Огромное количество людей, которых вы должны принять, сложности с транс­портом и жильем – все ложится на плечи организатора. Это не только финансовое бремя, но и огромная материально-техническая нагрузка на людей, которые никогда раньше этого не делали». 
 
Смерть Барака Обамы
 
Первая неожиданность подстерегла спортсменов-пробежников, когда неожиданно судьи приняли решение заменить дистанцию в 160 км на 120 км прямо во время пробега! К этому времени многие всадники уже преодолели 40 км, когда оказалось, что первая «петля» просто аннулируется. Путаница возникла из-за того, что некоторых спортсменов «к сожалению, неправильно направили» вскоре после старта примерно в 6:30 утра по местному времени. Около 20 всадников просто встретились на мосту, двигаясь в разных направлениях! 
 
Затем было принято решение стартовать повторно спустя 45 минут после того, как последний всадник прошел первый круг, при этом все лошади должны были пройти новый ветчек, по итогам которого 25 из первоначальных 126 участников оказались «вне игры». «Более чем у 53 лошадей возникли проблемы с обменом веществ», – сказал Томас Тиммонс, президент ветеринарной комиссии на ВКИ. – Это были лучшие пробежные лошади в мире, и мы не могли стабилизировать их пульс! Мы постоянно мониторили прогноз погоды, который выглядел не очень хорошо… Условия были достаточно экстремальными, было нелегко отменить старты, но нам приходилось учитывать все риски, и риск не стоил того». 
 
Одна лошадь из команды Новой Зеландии и вовсе была подвергнута эвтаназии после неудачного старта. По иронии судьбы, кличка коня была Барак Обама. К слову, спустя четыре дня также пришлось усыпить Бокс Кути, 12-летнюю кобылу, выступавшую в троеборье под седом шведской спортсменки Анны Фрескхорд. 
 
Эпопея с пробегами окончилась полной отменой стартов в связи с сильным ливнем, жарой и влажностью. Сказать, что всадники разочарованы, значит, не сказать ничего, а FEI еще предстоит долгое расследование инцидента и объяснения с Шейхом Дубая Мохаммедом аль-Мактумом, который спонсирует пробеги (в том числе и в Трионе) на средства своей корпорации «Мейдан». Надо заметить, что у сборной ОАЭ, в которую входят, в частности, члены королевских семей, были все шансы на золотые медали. 
 
«Погода – это предлог, – считает ветеринарный врач Федерации конного спорта России и сборной команды Евгений Горовой. – На Олимпийских играх в Гонконге тоже была жара под 40 и большая влажность, но соревнования никто не отменял. Так, наш троеборец Валерий Мартышев на Кинжале чисто отпрыгал кросс, а потом и конкур – что говорить о пробежных лошадях, которые «заточены» под серьезные нагрузки». Что же касается чиновников Федерации, один из них и вовсе заметил, что пробеги «похожи на скачки, и раз FEI не занимается скачками, то эту дисциплину можно упразднить».
 
Миссия невыполнима
 
Посмотреть кросс решились 15 тыс. зрителей, что далеко от ожидаемых 500 тыс. и совсем мало для такой зрелищной дисциплины, как троеборье, да еще и на ВКИ. Дежурным виноватым снова объявили погоду, заодно обругав СМИ, которые сообщали о том, что трасса не готова, да и жилья не предвидится. Логично, что в данной ситуации многие решили не рисковать и не тратить внушительную сумму на перелет, а посмотреть Игры, сидя дома на диване. Шеф Янсен, тренер бельгийской сборной по выездке, отметил, что после скандала с пробегами европейские газеты «ополчились против ВКИ», но с другой стороны, признал, что за столь ограниченный срок «миссия была невыполнима», и он предпочел бы стартовать на старых добрых раздельных чемпионатах мира. 
 
«Я никогда так не ждал вылета домой, – признается Евгений Горовой. – За моими плечами две Олимпиады, три чемпионата мира и двенадцать  первенств Европы, но худшего турнира мне видеть не приходилось. Да, денники, кормление, тренировочные площадки, – все это было организовано хорошо, но положение команд оставляло желать лучшего… Ужасное питание: пяти-шести ресторанов просто не хватало на такое количество людей, ждать приходилось по часу или записываться заранее. Неудобное размещение: наша команда жила в 4-х разных отелях за десятки километров друг от друга. Плохое транспортное сообщение: шаттлы ходили нерегулярно».
 
Назло и вопреки
 
Зато кому было не привыкать к тяжелым условиям, так это российской сборной по вольтижировке. «Всемирные конные игры – это большое мероприятие для нашей дисциплины, – говорит старший тренер сборной Елена Желанова. – Безусловно, мы стремились показать максимальный результат, хотя в Америке столкнулись с рядом трудностей. По финансовым причинам нам не удалось привезти свою лошадь Десперадо, которая специально покупалась под эти старты, пришлось сократить количество членов делегации, к тому же на спортсменах сказывалась временная и температурная акклиматизация. Вольтижировка – дисциплина не избалованная: нам уже приходилось жить в палатках, для нас это было бы некритично. Но в целом необходимо брать с собой больше специалистов и, конечно же, свою лошадь. Так, если бы у нас была медицинская поддержка, мы смогли бы хоть как-то минимизировать проблему с погодой (в жару в облегающих костюмах выступать очень тяжело), например, употребляя электролиты…» 
 
Однако, несмотря на все сложности, спортсменки показали настоящую волю к победе, и выступление российской команды произвело огромное впечатление и на судей, и на зрителей. 
 
«В целом ощущения от стартов хорошие, все равно это большой праздник, – говорит Елена. – Мы смогли сделать очередной шаг в развитии вольтижировки, пообщались с сильными спортсменами, зарядились позитивом от  публики. На позапрошлых Играх пробиться в индивидуальный зачет было непросто, а сейчас спортсмены стабильно выступают в обоих зачетах и показывают хороший результат». 
 
У природы нет плохой погоды…
 
Следующим разочарованием Игр стала отмена Кюра Большого приза в связи с прогнозом погоды: обещали сильные дожди, и прогнозы сбылись. Организаторы с гордостью заявили, что продали 7000 билетов на выездку, но на трибунах набралось едва ли 70 человек. «Нам сложно было бы привлечь зрителей в такую погоду, – заявил Майкл Стоун. – Атмосфера была бы ужасной, но еще сложнее было бы отправить их по домам, так как всю парковку залило!» В результате самая зрелищная программа выездки оказалась не у дел. 
 
Изначально Кюр планировалось провести в воскресенье, 16 сентября, но из-за дождей езду поначалу попытались перенести на понедельник. Здесь, правда, уже встал вопрос о том, что в таком случае команды просто не успевали бы на самолеты обратно в Европу. 
 
«Было бы неправильно допус­тить лошадей до многочасового перелета сразу же после стартов, где конкуренция очень высока, и от лошади требуется выложиться на все 100 %, – сообщил Майкл Стоун. К счастью, это поняли и сами спортсмены, заявив, что здоровье животных того не стоит. «Официально Кюр отменили в связи с погодными условиями, – говорит генеральный секретарь Федерации конного спорта России Анатолий Меркулов. – Но мы все понимаем, что отмена была связана с плохой организацией. Например, в Германии мы не раз стартовали в такую погоду. На самом деле, в Трионе плацы и конюшни подготовили еще в прошлом году, поэтому грунт и дренаж на боевых полях был нормальным. Подойти к ним было бы проблематично. Спорт­смены, в целом, отнеслись к такому решению с пониманием. Особенно американцы благодарили организаторов за заботу. Но, вообще говоря, это первый случай в истории, когда на крупных турнирах езда отменяется прямо в процессе соревнований. Безусловно, Кюр имел шанс повлиять на результат, в протоколах все могло поменяться, но мы уже этого никогда не узнаем». 
 
Когда представители СМИ подняли вопрос о том, целесообразно ли было вообще проводить соревнования в южном городе, где средняя летняя температура превышает 30 градусов, организаторы ответили, что климатические данные, полученные от Национальной метеорологической службы за три года до начала Игр, предрекали хороший прогноз (в который явно не входил ураган «Флоренс», обрушившийся на город). 
 
Дух победы
 
Запомнились Игры в Трионе и сенсациями спортивного характера. Так, 29-летняя немецкая спортсменка Симоне Блум стала второй женщиной за всю 65-летнюю историю проведения чемпионатов мира по конкуру, занявшей первое место. С одной стороны, всадница в паре со своей кобылой DSP Алисе блестяще выступила, не совершив ни одного повала в пяти маршрутах. Но с другой, по разным причинам турнир пропустила целая плеяда мировых знаменитостей, таких как Скотт Браш, Дэниэль Дойссер, Кристиан Альман, Кент Фаррингтон, Симон Делестрэ и многие другие – фактически половина ТОП-50 конкуристов всемирного конкурного рейтинга. 
 
Однако Всемирные конные игры – это намного больше, чем просто победы и поражения. Так, Ингрид Климке, звезда мирового троеборья, выступала в кроссе с плюшевой игрушкой на спине. Все дело в том, что пони Уиллберри – это талисман благотворительной организации Hannah’s Willberry Wonder Pony, основанной Ханной Фрэнсис, британской 18-летней всадницей, которая умерла от остеосаркомы в 2016 году. «Это важная поддержка фонда, который борется с раком у детей, – заявила Ингрид. – Я надеюсь, что многие люди, увидев пони, вспомнят об этой благой цели».
 
Кто на новенького?
 
Несмотря на неоднозначные итоги Игр в Трионе и неопределенность их проведения в следующий раз, президент FEI Ингмар Де Вос заявил, что «у нас есть все основания гордиться нашим спортом». Тем не менее, остается неясным, чего ожидать от Игр в 2022 году. FEI возобновила процесс подачи заявок на проведение турнира в конце прошлого года после того, как словацкий город Шаморин снял свою кандидатуру. Де Вос сообщил, что некоторые страны выразили заинтересованность в организации Всемирных конных игр, но не назвал, какие конкретно. Полный отчет с разбором ошибок Игр в Трионе и перспективами следующих ожидается по итогам заседания FEI в ноябре. 
 
«Пока кроме слухов ничего нет, – говорит Анатолий Меркулов. – Конечно, организовать турнир такого уровня очень сложно – Всемирные конные игры – это как Олимпиада, только в конном спорте. Проблематично найти подходящее место, но при желании все достижимо. Кто знает, может быть, следующие игры пройдут в России: у нас много хороших площадок, есть неплохая инфраструктура». 
 
Всемирные конные игры в Трионе изначально могли бы собрать полмиллиона зрителей со всего мира, однако конечной стала цифра в 200 тыс. человек по заявлению пресс-секретаря Игр Карли Вейлминстер. Для сравнения, турнир, прошедший в 2010 году в Лексингтоне, действительно, посетило около 500 тыс. зрителей, которые оставили стране примерно 128 млн долларов, а совокупный доход ВКИ на тот момент достиг 201,5 млн долларов. Так что, говорить о финансовой бессмысленности Игр пока, возможно, рановато. 
 
«Игры – мероприятие непростое, но обладающее максимально интересным форматом, если говорить о конном спорте, – признается Елена Желанова. – Можно посмотреть целый ряд дисциплин в одном месте одновременно. Мне будет очень жаль, если эти Игры станут последними. Надеюсь, страсти улягутся, и кто-нибудь возьмет на себя организацию новых соревнований в 2022 году». 
 
«База в Трионе, на мой взгляд, будет шикарной года через полтора, но на данный момент она явно была не готова, – говорит Евгений Горовой. – Зато отдельных слов благодарности заслуживает компания по транспортировке лошадей Feed and bloodstock, благодаря которой у нас не возникло проблем ни на одном этапе, несмотря на сложную систему отправки животных. Также хочу сказать отдельно «спасибо» за великолепную и слаженную работу менеджерам по выездке и по конкуру Павлу Смагину и Татьяне Богомоловой».
 
Как сложится дальнейшая судьба крупнейшего международного конноспортивного события, не известно. Поживем – увидим, а пока от души поблагодарим всех наших спортсменов и тренеров, которые, несмотря на многочис­ленные трудности, отработали на Всемирных конных играх в Трионе с сумасшедшей самоотдачей и достойно защитили честь нашей страны.