Зайцева Марина. Выездка – дело семейное

Известные люди: Зайцева Марина. Выездка – дело семейное

Автор: Егор МЕЛЕНТЬЕВ
Номер журнала: GM №5(228)2025
Фото: Наталья АЛЕКСЕЕВА

Согласитесь, в последнее время хорошие истории явно в дефиците. Беседа с Мариной Зайцевой подарила нам именно такую: историю о семье, которая дает опору; любви, которая дает крылья; об удаче, которая дает надежду. Если вам нужна драма или конфликт, поищите другую статью. Здесь – только позитив. Чистый, вдохновляющий и даже терапевтический. 
До 2024 года Марина Зайцева имела другую фамилию – Горбачева. Да, вы правильно поняли – она из той самой петербургской выездковой семьи. Ее мама Ирина – очень известный тренер, а младшая сестра Юлия Горбачева – одна из самых титулованных спортсменок молодежной выездки. Марина, конечно, тоже участвовала в соревнованиях, но была больше сосредоточена на тренерской деятельности: работала с детьми, любителями, а также помогала с лошадьми. 
 
Кроме счастливого замужества, ставшего причиной смены фамилии, прошлый год принес Марине важное событие для ее спортивной карьеры – ее четвероногим партнером стал Осман Дарий Хит, рыжий ганноверский красавец. И уже сезон–2025 принес этой ново­испеченной паре богатый золотой урожай: победы в восьми турнирах, включая этап Кубка России и первенство Ленинградской области по выездке. В зачете для семилетних лошадей пара уверенно занимает лидерские позиции. Активно штурмует Средний приз №1 и подбирается к Большому призу.  Сейчас Марине – 30 лет, Осману – семь. Кажется, мы наблюдаем за тем, как формируется один из самых многообещающих дуэтов российской выездки. С чего же все началось?
 
Марина ЗАЙЦЕВА (ГОРБАЧЕВА) с мамой Ириной и сестрой Юлией (фото: из личного архива)
 
Как произошло Ваше знакомство с Османом Дарием Хитом?
 
 Он появился на базе в КСК «Приор» в возрасте двух-трех лет. Он выглядел очень смешным и забавным жеребенком, больше похожим на ослика, чем на лошадь с ганноверскими кровями (его отец – знаменитый Дантандер Хит, внук Де Ниро и Сандро Хита) – прим. ред.).
Я наблюдала, как он развивается. Он вырос в красивого, богатого, рыжего, мощного коня. Когда ему было пять, его владелице срочно пришлось продавать лошадей. Поскольку я видела, как Осман из «ослика» превратился в красивого грациозного коня, мне очень захотелось посмотреть, как он будет развиваться дальше. Мы договорились, и я забрала его себе.
 
Как Вам удалось разглядеть в нем потенциал? Он был красивым, статным, но этого мало… 
 
Конечно! Более того, его готовили для любителя, поэтому все его движения были немного в упрощенном виде. Но все правильно работало. Иногда смотришь на лошадь и видишь – это лошадь «с кровями». Я тогда попросила мою маму, Ирину, провести тест-драйв: насколько возможно достать из него, раскрыть эти движения. Она попробовала его и пришла к выводу, что это просто вулкан, который спит. Его только нужно разбудить, найти нужные кнопки. 
 
Это предположение подтвердилось уже через пару месяцев работы, когда он очень эффектно высадил меня на езде. Этот видеоролик какое-то время гулял по выездковым судьям. Все были очень впечатлены. Хотя он сделал это абсолютно без злости – у коня было хорошее настроение, он просто играл.
 
Как конь раскрывался в 2025 году? 
 
Он очень круто ведет себя на выездных соревнованиях. Ему действительно нравится этот процесс. Мы все время немного чуть-чуть опережаем его развитие, пробуем бегать по программам, которые немного сложнее. Но, несмотря на это, он выкладывается на сто процентов. Судьям он нравится – баллы нам ставят хорошие.
 
Благодаря этой лошади Вы возобновили свою полноценную спортивную карьеру, правильно?
 
Да, однозначно.
 
(фото: из личного архива)
 
Как Вам в таком состоянии?
 
 Это совсем другой образ жизни. Учитывая, сколько я не стартовала, для меня это очень нервно – более волнительно, чем для лошади. Хорошо, что он у меня очень адекватный, спокойный, и вывозит все мои истерики. Юле – моей сестре – с этим, конечно, больше повезло: у нее от природы более стабильная психика, у нее уравновешенность, которой любой позавидует.
 
Ну а я наверстываю упущенное быстрыми шагами, в этом сезоне мы много поездили по турнирам. 
 
Вам нравится?
 
Да! Нравится процесс, отдача коня. Очень важно, чтобы это было обоюдно. Если бы коня все время приходилось заставлять, то удовольствия было бы мало. А он тоже выкладывается, старается. Ему нравятся турниры, вся спортивная суета. Он не переживает, в этом он похож на Юлю.
 
Какая у Вас сейчас спортивная цель номер один?
 
Мы подумали, что если все будет хорошо, то мы хотим на чемпионат России по Малому и Среднему призам. Это уже есть в наших планах. И потихоньку двигаться к Большому призу. Будем работать в этом направлении.
 
В прошлом году в Вашей жизни произошло и еще одно судьбоносное событие – Вы вышли замуж… 
 
Мне очень повезло встретить такого человека, который серьезно отнесся к нашему спорту, будучи сам не из конников (у него вообще жуткая аллергия на лошадей!). Более того, он сказал: «Это очень странно, что ты из такой конноспортивной династии, а сама без лошади». В общем, он очень настоял на том, чтобы мы взяли коня и чтобы я развивалась как спортсмен.
 
Настоящая петербургская свадьба: Марина со своим мужем Андреем (фото: из личного архива)
 
И это при том, что у Вашего мужа аллергия на лошадей…
 
Да, Андрей приезжает к нам на старты в масках – по две-три штуки на себя надевает, чтобы не дышать конями. Чихает, задыхается, глаза красные, но он сидит и смотрит, как мы стартуем. Поддерживает!
 
Что бы Вы себе пожелали на предстоящий новый спортивный год?
 
Побед, стабильности и поменьше тревожности.