Страны: Марокко. Неизвестные всадники // ЗМ № 6 (32) 2002

Африка... Край, где знойный ветер песков уносится во влажные джунгли экватора. И здесь известен союз коня и человека. Дитя пустыни —в седле в белой джалабе на арабской лошади столь же привычно легендарен, сколь экзотичен темнокожий королевский воин. Сегодня всадники «черного континента» — герои наших страниц.

Конные традиции Марокко так же древни, как и сама страна. Уже в эпоху Римской Империи берберы использовали своих (берберийских) лошадей как соратников в походах и битвах. Арабы, которые принесли ислам в в древнюю столицу Марокко Магриб в ХII веке, сделали это не без помощи лошадей. Во все времена марокканские правители понимали, что их армия не имеет другого пути развития, кроме кавалерийского. Именно лошади использовались для военных кампаний, охоты, верхом на лошадях арабы собирались в столице для молитвы в священную пятницу.
   Отголоском древних сражений дошла до наших дней глубоко укоренившаяся в истории Марокко конная религиозно-военная игра «фантазиа», соединившая в себе беспрерывную многочасовую скачку и стрельбу из оружия.

Военные  традиции

   В Магрибе искусство верховой езды включает в себя два типа: современное спортивное и традиционное, которое и демонстрируется на празднике «фантазиа». Традиционное искусство верховой езды в Северной Африке связано с жестокой тактикой битвы, характерной для степных народов, для которых скорость была условием выживания.  В прошлые века настоящими ассами конного боя были нумиды (берберийское племя), двинувшиеся походом на Карфаген, а затем на Рим. Нумиды ездили без седла, пользовались специальным ошейником-уздечкой и управляли лошадью с помощью гибкого прута.
Однако им не хватало устойчивости, которое дает седло. В средние века седла уже делались из дерева, обтянутого кожей, и были сильно изогнуты. Седло освоили и в Магрибе, в то же время как сильнейшими всадниками Магриба стали воины из берберийского племени зенетов. Эти люди жили в шатрах, выращивали скот, лошадей и верблюдов, презирали оседлый образ жизни и отвергали власть регулярного правительства. Все время находясь в борьбе с другими племенами, они сформировали лучшую кавалерию на мусульманском западе Северной Африки.
   Именно зенеты умели сочетать древнюю военную тактику, в основе которой лежало двухфазное быстрое действие — молниеносная атака «эль карр» и неожиданное отступление, симулирующее бегство, «эль фарр», с экипировкой, куда входит седло с высокой лукой, деревянным ленчиком и слегка вогнутыми железными гигантскими стременами с заостренными углами, которые могли при надобности играть роль шпор. К этим элементам прибавляется особое строгое железо — абсолютно круглое кольцо, образующее цепочку, плотно охватывающее морду лошади под подбородком, соединенное с пелямой, называемое арабским трензелем. Такая техника была долгое время характерна для исламских всадников — арабов и берберов, но прогрессивные испанцы вскоре стали их имитировать — то есть ездить а ля жинетта (как зенеты).
   «Фантазиа» — древнее искусство воинов в Магрибе, и вообще в Марокко, которое  готовило воинов к битве. Известна игра «джериб», включающая несколько элементов: отбивание подброшенной в воздух палки, стрельбу из лука, фехтование. Другая игра «лаабэль барод» — имитация сражения, традиционной военной акции. В ХV веке «игра в бой» практиковалась с арбалетом в руке. Сочетание искусства верховой езды и стрельбы требовало суровой тренировки. С появлением кремневого оружия в ХVII веке выстрел из винтовки над головой лошади заменил выстрел из арбалета. За ним следует резкая остановка, резкий поворот и быстрое повторение маневра. Вот это сейчас и называют «фантазиа». Упражнение сопровождается элементами акробатики: подбрасыванием винтовок в воздух и их ловлей в полете, умением на полном галопе поднять с земли брошенный пояс, поменять скачущих во весь опор лошадей. Игра стала очень популярной.
   Термин «фантазиа» очень древний, восходит к некой жаргонной смеси арабского, французского, итальянского и испанского языков, которая использовалась в Магрибе в начале колониальной эпохи. Это слово, имеющее латинский корень обозначает развлечение и появилось в начале ХIХ веке. Первая «фантазиа», детальное описание которой приведено Али бен Ходейлем из Андалузии в его знаменитом труде «Наряд лошадей и описание доблестных рыцарей», проходила в 1818 году и там участвовало 1300-1500 лошадей.
   «Всадники в вышитой, удивительно тонкой одежде вооружены мавританскими винтовками. На каждой лошади — налобное украшение из драпа или велюра, очень яркого с длинной бахромой, практически закрывающей глаза. Шея лошади покрыта куском красного драпа, украшенного гирляндой блестящих овалов, на шее подвешены маленькие сумочки с амулетами. Кони, полные огня, удерживаются только с помощью строгого арабского железа, никакое другое не помогло бы. Из седла мавританского типа всадника почти невозможно сбросить на землю». — так описывал праздник очевидец событий.

Тщательно рассчитанная пышность

   В ХIХ веке великой эпохи «ля фантазиа» свод ее правил прямо касался одежды и конского снаряжения. Всадники обычно одеты в белые джиляби (платье в виде длинной рубашки) и широкие штаны, заправленные в кожаные носки, рубашку с накидкой и тюрбан и обуты в низкие остроносые туфли. Вооружение включает в себя кинжал (кумийя) и длинную винтовку дамасского образца (мокхалу) — вид мушкета. Винтовки заряжены холостыми патронами.
   Если всадники скромно одеты в белое, то украшения лошадей (в основном серой масти) поражают великолепием. Чепраки из тонкой кожи (слали) вышиты золотом и драгоценными камнями. Седло  покоится на семи коврах разных цветов, широкие прямоугольные стремена слегка вогнуты и обеспечивают всаднику необходимую устойчивость.  Повод присоединяется к трензелю в форме кольца-цепочки и позволяет почти мгновенно остановить лошадь на полном скаку. Экипированные таким образом всадники демонстрируют свою силу и ловкость, которые превращают их в настоящих кентавров песков.

«Фантазиа» сегодня

   В Марокко военное искусство «фантазиа» сегодня очень ценится. Около 30 000 лошадей берберийской или арабо-берберийской породы, выращивается в королевстве для участия в этой игре. Масть лошадей обычно серая, средний возраст до четырех лет. 4000 королевских всадников ежедневно тренируются, готовясь ко всем демонстрациям игры.
    Команда для участия в игре называется «сорба», организовать которую, кроме правящей семьи, могут и другие состоятельные люди или общины. «Сорба» — это группа от 7 до 19 всадников из одного племени, возраст которых колеблется от 14 до 70 лет. В исключительных случаях сорба может насчитывать до сотни всадников.  «Ля фантазиа» — это совсем не доходное дело для участников. Просто участвовать в этой игре — большая честь.
   Два французских писателя: братья Жером и Жан Таро, описали атмосферу игры в 1918 году в своей книге «Рабат или марокканские часы». «Уже другая «фантазиа» брошена в пыль площадки. Смешиваются крики и ржание, дымится порох, из стволов вырывается пламя. Резкая остановка, поворот и снова все повторяется. Ключ к победе — ловкость рук, подвижность и слаженность действий всей сорбы, элегантность экипировки и, конечно, эффект «одновременного выстрела». Когда игра заканчивается, часто уже на закате, сорба собирается и возвращается в свои шатры в религиозной тишине. «Фантазиа» — это больше, чем развлечение, больше, чем спорт, больше, чем какая-нибудь фольклорная постановка, — это  требующее ловкости, страсти к риску и командного духа действо», — так говорили об игре очевидцы из ХХ века.

Камерун: Королевские воины

   В конце XVIII — начале XIX в. на территорию современного Камеруна пришло племя фульбэ, образовавшее  несколько мусульманских государств — ламидатов, аналогов европейскому понятию  «королевство». Во главе ламидатов стояли ламидо.
   Некоторые из ламидатов сохранились до наших дней. Один из них — Рей-Буба со столицей в городе Рей, ныне присоединенный к камерунской провинции Адамава. По площади королевство Рей-Буба больше Бельгии, но население малочисленно — около 150 тысяч человек. История королевства насчитывает немало мятежных страниц, но сегодняшний ламидо Рея, который некогда был простым учителем, а потом депутатом, не имеет единоличной власти, и правление осуществляется под общей юрисдикцией президента Республики Камерун.
   Одним из атрибутов ушедшего могущества остается элитная королевская конная гвардия ламидо, которая участвует в национальных праздниках, является излюбленным объектом документальных фильмов. Однако, если есть на то необходимость, королевские гвардейцы участвуют в операциях по поддержанию порядка, и тогда из безобидных актеров превращаются в настоящих воинов-карателей, как это было в 1992 году при конфликте ламидата с племенем мбум, результатом которого было множество убитых и раненых.

Королевская лошадь

    Самобытность кавалерии Рея восходит к его истории. Столетия назад королевства, существовавшие на территории современного Камеруна, были мощными, и мощь их базировалась на кавалерии, состоящей из местных пони и их помесей с берберийскими лошадьми. 
   В государстве племени фульбэ лошадь всегда была инструментом политической власти, бесценным помощником на войне и соучастницей всех набегов и завоеваний. Конюшни были одними из самых тщательно разработанных архитектурных строений. Женщины-рабыни (кордо) ухаживали за лошадьми правителя-ламидо. Животным давали специально отобранные корма: смесь из красного сорго, просяные отруби и травы. Когда лошадь умирала, ее закутывали в дорогие ткани и, оплакивая, погребали в специальном месте. Карьера некоторых лошадей воспета поэтами. Лошадь была главным оружием в искусстве войны — особенно жеребцы, из которых формировалось ядро кавалерии. Жизнь всадника не стоила ничего, а хорошая лошадь не имела цены. Так же, как и большая часть захваченного в набегах добра, лошади поступали в распоряжение ламидо.
    Сегодня номинальный правитель Рея держит монополию на производство конной экипировки: кожаных шлемов, трензелей, седел, стремян, чепраков, кольчуг и касок. Все это снаряжение можно купить в местных магазинах.

Всадники субтропиков

    Традиции кавалерии, сформированные столетиями, сохраняют в Камеруне и сегодня. Старинную гвардию, или точнее то, что от нее осталось, можно увидеть «вживую» на фольклорных праздниках Рея.
 Любимым национальным праздником в Камеруне остается «ля фантазиа», который обязательно сопровождается парадом конной гвардии. В день «фантазиа», как и столетия назад, командир элитной конной гвардии предстает перед публикой под своим балдахином, в белоснежном тюрбане, увешанный наградами, в сопровождении многочисленной свиты слуг, одетых лишь в набедренные повязки, и приветствует гудящую, как улей, толпу. Это зрелище из года в год потрясает иностранцев.
    Впечатляет очевидцев и военное убранство лошадей. Широкий ошейник крепится к луке седла, трензель и головной убор выполнены в традиционном стиле, они очень разнообразны, но остаются общими для всех старых мусульманских королевств региона. Снизу на шее располагается еще один ошейник, который нужен всаднику, чтобы при необходимости держаться за него. На ошейниках и голове крепятся маленькие колокольчики, которые звенят во время марша. Когда-то этот звук наводил ужас на атакуемые племена.

Всегда  на королевской  службе

    Распространение конных военных праздников и парадов в Камеруне можно интерпретировать двояко. С одной стороны — это история, сохранение древних военных традиций и дань легендарному прошлому. Иностранец отметит лишь лубочную роскошь «фантазиа» и будет захвачен красочным спектаклем, но не увидит самого главного, того, что Рей искусственно подчеркивает с помощью красок: демонстрацию мощи и единства королевства, его двухвековую историю.

 

Дополнительные материалы по теме:

Горячие скачки Южной Африки: алмазы, золото... скачки? // ЗМ №7 (120) 2012

Роскошь на грани сумасшествия // ЗМ №6 (119) 2012

Африка: Короли раскаленного турфа // ЗМ №8 (121) 2012