Африка: Короли раскаленного турфа // ЗМ №8 (121) 2012

Страны: Африка: Короли раскаленного турфа // ЗМ №8 (121) 2012

Автор: Юлия Серкова

Ранее в «ЗМ» мы рассказывали вам о скаковой индустрии Африки. Точнее о ее «англизированной части» и скачках проводимых на отстроенных по европейским меркам ипподромах. В этот раз рассказ о самом сердце Африки – об африканских пустынях, лошадях и скачках под палящим солнцем, вне ипподромов, тотализатора и какой-либо привычной нам скаковой инфраструктуры.

Первое, что вы заметите - это головные уборы, точнее, их отсутствие: Лесото не Эскот и даже не африканский Турффонтейн, поэтому здесь вы не встретите прекрасных дам в шляпках из страусиных перьев или холодных «men in black». Вместо них вашему взгляду предстанет толпа оборванных мужчин, разодетых во все возможное – джинсы, резиновые сапоги и цветные одеяла. Тут не подают дорогое шампанское и изысканные закуски, однако всех этих людей объединяет одно – азарт предстоящих скачек.

Шляпа всему голова

Скачки в Африке собирают сотни зрителей, несмотря на их, так сказать, неофициальный статус. Если вы поклонник традиционных состязаний подобного толка, вам следует направиться в ЮАР, однако если вам хочется настоящей экзотики, то вы обратились по адресу. В Лесото скаковые дорожки тянутся через бескрайние поля и пустыни на фоне синих гор, скрывающихся в дымке тумана. Крупнейшие скачки проходят по случаю празднования культурного фестиваля Морийя, в  честь чего следовало бы ожидать появления людей в национальных костюмах – шляпах басуто (огромных тканых коконах или конусах, которые часто служат в качестве абажуров для ламп в туристических комплексах) -  однако в огромной разношерстной толпе  такую шляпу оденет едва ли один из сотни, да и то, скорее, с иронией. В основном, зрители носят простые джинсы и футболки.

Одежда жокеев также весьма эклектична - цветные одеяла, ковбойские сапоги и шлемы, напоминающие конкурные.  Головные уборы, это вообще отдельная тема. Большинство мужчин носят шапочки, кепки или ковбойские шляпы, но встречаются и те, кто не боится надеть шлем игрушечного полицейского, украшенный зелеными и оранжевыми камнями, или белую маску с настоящим хвостом африканской дикой кошки.

Три в одном

Даже не принимая во внимание дикие головные уборы и безумные наряды гостей и участников скачек, зрелище само по себе уникально. Скачки представляют собой три в одном – популярное соревнование и, к тому же, особый аллюр, триплинг, очень уважаемый в Лесото, когда лошадь на галопе одновременно выносит вперед правую переднюю и заднюю ноги и левую переднюю и заднюю, соответственно. Местные этот аллюр очень любят: он быстрее, чем рысь и при этом не настолько изматывает лошадь, как галоп. По их мнению, это как автомобиль с хорошими амортизаторами – и всаднику удобно, и бережет силы животного. Такой аллюр незаменим для путешествий на большие расстояния.

Пойти на все

Итак, в Лесото зрители просто сидят на траве или песке, попивая домашнее имбирное пиво всего по 50 центов (2 рубля) за кружку, и ждут, пока назначат арбитров. Да-да, судей здесь выбирают народным голосованием, параллельно с песнями, свистом и криками болельщиков, поддерживающих своих фаворитов. Призовой фонд невелик – 1500 рэндов (около шести тысяч рублей), на тотализатор рассчитывать тоже не приходится – разрешены только дружеские ставки  между собой. Всадники, как правило, являются тренерами и владельцами лошадей, а не профессиональными жокеями. Некоторые могут быть даже пастухами, спустившимися с гор специально для того, чтобы принять участие в скачках. Участники съезжаются со всей страны – более обеспеченные нанимают коневозки, другие привозят лошадей в кузове собственного пикапа или пригоняют под верхом. Ради скачек, многие готовы пойти на все…

Стиль и резвость

Скачки открываются коротким триплингом, который слегка напоминает соревнования по выездке. Судья объявляет победителя, поскольку его конь лучше всех демонстрирует вышеуказанный аллюр. К слову, юмора местным коневладельцам не занимать - здесь можно встретить лошадей с очень необычными кличками, например, Катафалк, Обед, Телевизор, Трагедия, Яд и Дорогой.

После пересечения стартовой линии лошади должны преодолеть дистанцию длиной в километр, границы которой обозначены простыми белыми булыжниками. При этом на протяжении всего пути они должны сохранять требуемый аллюр. Если лошадь собьется на рысь или обычный галоп, судья оштрафует ее, поэтому победа требует не только резвости, но и стиля.

Картина маслом

Скачка состоит из двух гитов, в которых принимает участие по шесть лошадей, а также полуфинала и финала. По мере приближения к финалу толпа растет, и к началу последней скачки вы уже не услышите собственного голоса от громкого рева мужчин и улюлюканья женщин. Сигналом к началу последней скачки служит простой взмах хлыстом – доля секунды – и лошади срываются с места. Картина, на самом деле, сюрреалистическая: величественные синие горы, скаковая дорожка, представляющая собой просто огороженный участок пустыни, весь цвет местных лошадей и жокеи в резиновых сапогах, исчезающие в пыли. Именно тогда, в клубах пыли, становится понятным, почему некоторые всадники носят маски.

Суровая любовь

На скачках в Лесото есть и свои фавориты: это победитель 2010 и 2011 годов Мантахане Мпело из района Береа, выступающий на гнедом Суоаофале (что в переводе означает «царапина на коровьей коже»). После каждой своей победы жокей тратит полученные деньги на продукты питания и лекарства для лошади. В прошлом году в довершение своего триумфа Мпело получил шикарную ковбойскую шляпу из искусственного меха «под тигра», а на его груди в этот момент сиял до блеска начищенный значок шерифа, который он приобрел в обычном магазинчике специально по случаю. В этот момент Эскот вдруг начинает казаться слишком холодным, напыщенным и претенциозным, и хочется обязательно вернуться именно сюда, в этот суровый, но гостеприимный край на очередные горячие скачки в ноябре этого года.

 

Дополнительные материалы по теме:

Марокко. Неизвестные всадники. ЗМ № 6 (32) 2002

Горячие скачки Южной Африки: алмазы, золото... скачки? // ЗМ №7 (120) 2012

Роскошь на грани сумасшествия // ЗМ №6 (119) 2012